Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур Лаутеншлегер / САНедавно свой 75-летний юбилей отметил профессор кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского госуниверситета Заурбий Учужукович Блягоз. Накануне этой даты издательство «Лань» в Санкт-Петербурге выпустило два учебника педагога по теории вероятностей и математической статистике для студентов экономических факультетов. О пути в профессию, красоте математических формул и престиже педагога он рассказал в интервью «СА».

Заурбий Учужукович, как вы пришли в профессию?

— Любовь к точной науке привил мой учитель математики и классный руководитель Хамзет Аскалович Бекух, который преподавал мне с 4 по 10 класс в средней школе аула Нешукай Теучежского района. Наравне с математикой обожаю литературу. И сегодня мои настольные книги — Чехов, Пушкин, Лермонтов. «Евгения Онегина» перечитал много раз, как и «Мцыри». Но по гуманитарной стезе не пошел: хромала грамматика (Смеется.).

Однако моя трудовая деятельность началась не в аудитории, а в колхозе. Еще в школе в летние каникулы я пас телят на колхозной ферме, зарабатывал трудодни. За них давали пшеницу, которая помогала прокормить нашу многодетную семью. Отец пропал без вести на войне, я был младшим ребенком, но как мог вносил свою лепту.

Становление как математика началось позже, когда поступил на физико-математический факультет Адыгейского государственного педагогического института. Деканом физико-математического факультета тогда был очень мудрый и талантливый педагог Мухтар Хаджибиевич Шаов. Моими наставниками стали очень требовательные и справедливые Казбек Сагидович Мамий и Хазерталь Махмудович Андрухаев, а также Юрий Османович Курижев. Они дали мне очень многое, за что им благодарен и сегодня.

С особой теплотой вспоминаю Рамазана Мухдиновича Тешева. Он в разное время работал заведующим кафедрой, заместителем декана физико-математического факультета, проректором вуза и в последнее время был деканом экономического факультета. Фактически он создал экономический факультет, который в свое время был самым лучшим факультетом университета. Его чуткое и внимательное отношение к сотрудникам и студентам послужило тому, что на факультете сложилась дружеская, теплая атмосфера.

Давно не читаю студентам мораль — мол, какие вы плохие, что не выучили, не подготовились к семинару. Если они что-то не выучили, значит, в первую очередь виноват я сам как педагог

А в 1977 году в Ленинградском госуниверситете им.А.А.Жданова (сегодня СПбГУ) я защитил кандидатскую диссертацию, получил ученую степень кандидата физико-математических наук. Моим преподавателем был Геннадий Алексеевич Леонов — заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ, лауреат Государственной премии СССР, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук. Он порядка 30 лет возглавлял математико-механический факультет. К сожалению, недавно ушел из жизни. Это был человек, который всего себя отдавал науке, преподаванию, с душой относился к студентам и аспирантам. Другим таким наставником был Аркадий Хаймович Гелиг, доктор физико-математических наук, известный ученый в России и за рубежом. Он является одним из создателей исследования импульсных систем. Сегодня его работы стали классическими для современной теории абсолютной устойчивости. А термин «критерий Гелига» вошел в учебники и лекционные курсы по теории управления.

Ленинград вообще много дал мне в становлении не только как математика, но и как личности. Музеи, театры, опера — я впитывал искусство всеми фибрами души.

К своему юбилею вы практически сами сделали себе подарок. Издательство «Лань» в Санкт-Петербурге выпустило два учебника по теории вероятностей и математической статистике для студентов экономических факультетов. Какова роль вероятностей в нашей жизни?

— Как только человек произнес фразу «не знаю», «может быть», «наверное», это можно считать началом основ теории вероятностей. Она дает на вопрос «кто его знает?» аргументированный, обоснованный ответ, наиболее реальный. Теория вероятностей указывает, что наиболее реально, наиболее приемлемо. Она помогает принять решение в условиях неопределенности. А вся наша жизнь и есть неопределенность.

Молодые ученые охотно идут в науку?

— В науку идут те, кто испытывает удовольствие от самого поиска знаний. Таких людей не оторвать от науки. Бывает, днями, неделями думаешь над решением задачи, а когда находишь его — испытываешь настоящее наслаждение. Тем, кто идет в науку за степенями и званиями, в ней не место. Любовь к познанию как вдохновение для художника или поэта. Нет вдохновения — не будут созданы ни картины, ни стихи. В математике то же самое. Это творческая работа. И математик должен быть творческой натурой.

А гуманитарии считают математику скучной и сухой наукой…

— На мой взгляд, более лиричных, привлекательных наук, чем математика и физика, нет. Большую красоту, чем формула Эйнштейна E=mc2, человеческий разум вряд ли может придумать. Это надо понимать и чувствовать. На математиков просто навешивают ярлыки, а мы другие — творческие люди с большим юмором.

Насколько осознанно сегодня выпускники школ выбирают математику?

— По-разному. Многие идут в вуз «по любви», а кого-то направляют родители. Встречаются студенты очень продвинутые, обладающие глубокими знаниями, которые мне и не снились в их возрасте. Наука — это ведь владение информацией. С помощью интернета и компьютерных технологий сегодняшняя молодежь имеет доступ к любой информации. Другое дело, что это за информация и как ею можно распорядиться.

Я давно не читаю студентам мораль — мол, какие вы плохие, что не выучили, не подготовились к семинару. Если они что-то не выучили, значит, в первую очередь виноват я сам как педагог. Иногда вижу первокурсников, хорошо развитых, с железной логикой, но сколько они недополучили в средней школе, настолько искажено их представление о науке, что становится страшно. А бывает наоборот — студенты настолько умны, продвинуты, что те знания, которые они получают на общих лекциях, для них недостаточны. Таким советую активно заниматься самостоятельно, выходить за рамки учебной программы. Эти ребята добиваются значительных успехов и экстерном оканчивают вуз. И таких немало. Их не надо тормозить общими требованиями для всех, нужно дать им свободу для самостоятельного роста. Для них учитель — сама природа.

С помощью интернета и компьютерных технологий сегодняшняя молодежь имеет доступ к любой информации. Другое дело, что это за информация и как ею можно распорядиться

Что нужно сделать, чтобы поднять преподавание на новый уровень?

— Скажу так. Это зависит от самого педагога. На мой прошлый день рождения на кафедру зашли мои студенты и подарили торт с надписью «Паспорт врет — Вам всего 18». Это ведь дорогого стоит. Преподаватель должен получать удовольствие от работы, от работы с молодежью. Тогда будет отдача от студентов. Все, что я хочу получить от работы, — любовь и уважение моих студентов. Уважаю их, и они отвечают мне взаимностью. Если ты делаешь свою работу только в на­дежде получить от нее выгоду, ты плохой преподаватель. А когда два-три десятка человек смотрят на тебя и внимают тому, чему ты их учишь, значит, все делаешь правильно. Надо получать удовольствие от самого процесса. Если его нет, тебе нечего делать в профессии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея