Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Татьяна ДубовикЗадержка речевого развития у детей — проблема жителей городов. Родители много работают, ребенок проводит время с гаджетами в ущерб живому общению, считает учитель-логопед Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Бирих. О том, как помочь ребенку вовремя начать говорить и в каких случаях лучше не откладывать, а обратиться к специалистам, она рассказала в интервью «СА».

— Ольга, с какого возраста и какие дети могут обратиться к вам в центр за логопедической помощью?

— Все желающие от трех до восемнадцати лет. Но в первую очередь центр работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребята у нас с разными диагнозами. Ходят к нам и нормотипичные дети. Группу для занятий набираем раз в полгода. Диагностируем возможности ребенка и работаем над устранением выявленных проблем. Помогаем поставить произношение звуков, развиваем фонематический слух, занимаемся грамматикой речи, делаем ее связной, расширяем словарный запас. С детьми, которые совсем не говорят, работаем больше как логопеды-дефектологи. В этом случае акцент делается на социализацию, развитие мелкой моторики.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь чаще всего?

— Это общее недоразвитие речи, когда страдают произношение, грамматика, лексика. В последнее время таких детей все больше, проблема нарастает быстрыми темпами. Происходит это по многим причинам. Корни уходят в экологию и питание. Мама, которая недополучает необходимые микроэлементы с едой, не может родить полностью здорового ребенка. И конечно, усугубляет ситуацию — засилье гаджетов. С младенчества детей сажают кушать, ставя перед ними телефон. Тут мы уже говорим не только о торможении речевого развития, но и о проблемах с пищеварением.

Задержка речевого развития особенно характерна для жителей городов, где родители постоянно заняты, на ребенка времени не хватает — проще дать ему планшет и заниматься своими делами.

Это ограничивает общение, дети мало слышат живую речь, долго сидят неподвижно.При использовании телефонов задействовано всего два пальца. Страдает развитие мелкой моторики, а речь у нас «живет на кончиках пальцев».

— Вряд ли в современных условиях получится совсем отказаться от компьютеров, телефонов и планшетов, но можно попробовать ограничить их использование. Какое количество времени в день допустимо проводить ребенку, глядя в экран?

— Моя бабушка — офтальмолог. Когда я была маленькой, она всегда говорила, что телевизор можно смотреть не больше 20 минут в день. Но разве сегодня это возможно? Часто сами родители не готовы отказаться от гаджетов, просто потому что не знают, чем занять своих детей. Конечно, я рекомендую ограничивать экранное время. Нередко слышу от мам, что их ребенок не мультики смотрит на планшете, а играет там в развивающие игры. Но нет ничего лучше, чем печатные пособия. Определять цвета, учить геометрические фигуры, животных, предметы одежды необходимо с помощью карточек, книг, но не на планшете или телефоне. А к тому же сегодня все слишком упрощается: обувь на липучках, кофты на молнии, штаны на резинке. Есть замечательные конструкторы, но в них ребенок играет раз в неделю, а, к примеру, шнурки нужно завязывать и развязывать минимум по два раза в день.

— Как помочь развитию речи ребенка?

— Чтобы понимать, как развивается ребенок, нужно знать нормы. С первого месяца жизни новорожденный должен выдавать гласные звуки — «гулить», начать улыбаться. Ближе к двум месяцам — узнавать маму. Затем «гуление» перетекает в лепет — «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба». А после года уже в слова. До трех лет у ребенка появляются звуки раннего онтогенеза — гласные, некоторые согласные. С трех до четырех лет — звуки позднего онтогенеза — свистящие. С четырех до пяти — шипящие. В шесть лет — самые проблематичные «р» и «л». В разных источниках нормы разнятся. По моему опыту все они сдвинулись как минимум на полгода позже. Если какой-то из этапов сильно задерживается, то это тревожный звоночек.

К трем годам ребенок должен заговорить. Если этого не произошло, то вряд ли можно обойтись без квалифицированной помощи. Первоклассник в норме владеет всем набором звуков. Это значит, что у него созрел речевой аппарат. Нередки случаи, когда родители опережают события и в пять лет приводят ребенка, чтобы научить его выговаривать звук «р». Если нет других проблем, то ребенок овладеет этим звуком без помощи логопеда.

Конечно, если есть какие-то сомнения, лучше обратиться к специалисту, который проведет диагностику и даст оценку. Всегда будет только на пользу артикуляционная гимнастика, которую можно проводить дома. Это комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с двух лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Кстати, причина скудного словарного запаса чаще всего в том, что родители не читают детям. Прекрасная традиция — чтение книги перед сном.

— Задержка речи в дальнейшем как-то влияет на общее развитие человека?

— К сожалению, да, она неразрывна с задержкой психического развития. Ребенок не говорит, а значит, меньше контактирует со сверстниками, его не понимают. Замечательно, если родители вовремя обратятся к специалистам и проблемы будут компенсированы к школе. В этом случае последствия минимальные. Однако это не значит, что такому ребенку в школе не нужна логопедическая поддержка. В качестве профилактики она необходима хотя бы в первые годы обучения, потому как со второго класса начинается колоссальная нагрузка, и проблемы снова могут обостриться.

— Когда лучше начинать учить ребенка чтению?

— Только тогда, когда полностью налажен процесс произношения, он научился говорить все звуки. Ведущая деятельность ребенка в первые годы жизни — игра. В процессе игровой деятельности он обучается, у него развивается правое полушарие, отвечающее за воображение, эмоции, мечты. Если раньше времени нагрузить детский мозг обучением, то, вероятнее всего, ребенок научится читать, писать, считать, но какой ценой? Часто у вундеркиндов страдает эмоциональная сфера, эмпатия, они хуже социализируются, не могут найти друзей, а во взрослом возрасте испытывают проблемы с созданием семьи. Важно, чтобы все было в свое время. В раннем детстве — играем, в школьном возрасте — учимся.

— К первому классу ребенок уже должен уметь читать, писать и считать. На ваш взгляд, кто должен его этому научить — мама или педагог?

— Это вопрос психологического характера. Мама — это мама, она не учитель. Кроме того, на практике часто сталкиваюсь с тем, что родители, сами того не зная, учат неверно. Например, начинают с изучения букв, а необходимо — со звуков. Букву — пишем, звук — слышим. Дети не понимают разницы, приходится переучивать. Сегодня много центров раннего развития, где работают квалифицированные педагоги. Они используют проверенные методики. Плавно, в игровой форме, готовят детей к школе.

— Нередко можно услышать от родителей, что ребенок читает, но смысла прочитанного не понимает. Это лень или же сигнал о каких-то проблемах?

— Причины могут быть разные. Но если ребенок читает, то о дислексии (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. — Прим. ред.) говорить не приходится. Скорее всего, он работает на качество, старается правильно прочитать и упускает смысл. Необходимо остановить ребенка, похвалить его и попросить прочесть еще раз, вникая в суть. Бывает, что ему встретились несколько незнакомых слов, из-за которых он не понял смысл всего отрывка.

— Как привить ребенку любовь к чтению?

— Все начинается в семье. Если дети видят читающих родителей, то для них не будет это чем-то необычным. Дети — большие подражатели, им непременно захочется повторить за взрослыми. Не нужно заставлять читать или обещать награду. Вызовите интерес через игру — ребенок сам должен захотеть прочесть книгу.

Цитата

Задержка речевого развития особенно характерна для жителей городов, где родители постоянно заняты, на ребенка времени не хватает — проще дать ему планшет и заниматься своими делами. Это ограничивает общение, дети мало слышат живую речь, долго сидят неподвижно.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить






Закон Республики Адыгея