Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Рыцари, всадники, воины

Более 300 экспонатов в Национальном музее Адыгеи рассказывают об адыге-воине с древних времен до начала XX века.

Выставочный проект «Адыги: рыцари, всадники, воины…...» организован Национальным музеем РА совместно с Национальным музеем Кабардино-Балкарcкой Республики. Он продолжает цикл выставок, рассказывающих о менталитете адыгского народа. 

Рыцари, всадники, воиныВ прошлом году Национальный музей Адыгеи совместно с Краснодарским музеем-заповедником имени Д.Фелицына готовил выставку «Мир женщины в интерьерах исторической памяти». В этом году выставку посвятили мужчине-воину, используя экспонаты адыгской культуры, которые хранят два музея — Адыгеи и Кабардино-Балкарии. 

Экспозицию начинают предметы археологических раскопок, обнаруженные учеными на территории Адыгеи: части конского снаряжения, оружие, шлемы, элементы кольчуги. 

Одни экспонаты хранятся в фондах музея больше полувека. Многие были найдены еще в 1950-е годы ученым Петром Дитлером в знаменитом могильнике Колосовка в Апшеронском районе. Другие попали в музей сравнительно недавно. Например, серебряный ковш с орнаментом был всего несколько лет назад извлечен московскими учеными из курганной группы Псекупс-3, в районе Краснодарского водохранилища. 

Самым распространенным оружием, которым пользовались воины с древних времен, были лук и стрелы. Представленным на выставке луку и кожаному колчану с золотым тиснением около 200 лет. 

Рыцари, всадники, воиныТело воина от колюще-режущего оружия защищали доспехи и кольчужные рубахи, которые очень высоко ценились в период средневековья. Стоили они непомерно дорого, поскольку изготовление кольчуги – кропотливый труд, в ее составе — около 20 тысяч колечек. Они утратили актуальность только к началу XIX века, так как кольчуга не спасала от огнестрельного оружия, — рассказывает заместитель директора Национального музея РА Нальмэс Шовгенова.

Шлемы и щиты, представленные на выставке, датируются XVII веком. Щит, украшенный позолотой, был парадным и в повседневности не использовался. Стоил он дорого, потому явно принадлежал человеку высшего сословия. На одних щитах орнамент хорошо сохранился, на других почти не виден — это результат разных условий их хранения. 

Центральная витрина экспозиции посвящена шашке. Это очень легкое и удобное оружие считается изобретением адыгов и переводится как «большой нож». Однако в музее Адыгеи шашка только одна. Как рассказывают сотрудники, большая коллекция оружия пострадала во время Великой Отечественной войны — она была вывезена за пределы России в Германию. Фонды испытывают дефицит в традиционных адыгских шашках. Но этот пробел на выставке восполняют шашки из кабардинского музея. Во всем разнообразии представлены кинжалы, от традиционных повседневных до парадных. 

Огнестрельное оружие появляется в конце XVI века на Кавказе. Сначала оно было привозное, затем оружейники стали изготавливать собственное. Свидетельством тому служат сохранившиеся до наших дней инструменты и заготовки. Воины прошлых веков были сильны: пользоваться ружьем весом около 3 килограммов под силу только крепкому здоровому мужчине. Стреляли из ружья, используя присошку: палку-рогатину вкапывали в землю и опирали на нее оружие. 

Рыцари, всадники, воиныРассказывая об оружии, нельзя не упомянуть о газырях. На парадном мужском костюме они были декоративные. Зато в повседневной мужской одежде они выполняли свою непосредственную функцию — в них хранился порох. 

Один из самых уникальных экспонатов выставки — рубаха-оберег середины ХIX века. Она изготовлена из хлопчатой ткани, которую украшают суры из Корана и солярные языческие знаки. Такой синкретизм религий свидетельствует о том, что предки адыгов считали оберегающим ислам и в то же время уповали на силы языческих богов. Знаки, отличающиеся ровными аккуратными линиями и правильными круглыми формами, нанесены естественными, скорее всего минеральными красителями. Интересна рубаха-оберег не только своим возрастом, но и историей. Известно, что она принадлежала темиргоевскому князю Джамбулату Болотокову, который погиб во время Кавказской войны от рук предателя, подосланного генералом Зассом. Родственники сохранили рубаху, принадлежавшую их героическому предку. В музей Адыгеи семья передала ее еще в начале XX века. 

Походной жизни воина посвящен отдельный стенд. Полный образ адыга-воина немыслим без коня. Адыги вывели около двух десятков пород лошадей и бережно заботились о своих четвероногих друзьях. Они не использовали шпоры, то есть никогда не наказывали коня. Даже нагайка использовалась только для того, чтобы обозначить присутствие всадника, но не для физического воздействия. В музее хранятся адыгские седла, которые отличаются от седел других народов. Адыгское седло имеет своеобразную форму, оно небольшое и легкое по сравнению с европейским. Набивалось шерстью горных баранов или туров, поэтому не слеживалось и не промокало. Стремена были парадные, серебряные и повседневные. 

Большую часть времени мужчина-воин проводил в дороге. Сопровождавшие в пути необходимые атрибуты были легкими, компактными, чтобы лошади было легко и удобно в передвижении.

Например, походному столику из дерева ученые до сих пор не находят аналога в культурах других народов. Особенность столика в том, что с одной стороны он представляет собой глубокую миску, а если перевернуть – мелкую тарелку для второго блюда. Все было продумано для комфорта и удобства. Кстати, порошковая еда, которая разводится горячей водой и превращается в мясной бульон, была известна нашим предкам издревле. 

Мясо вываривалось до концентрированного состояния, затем высушивалось. В него добавляли и мед, и тертый сыр, и зелень. Порошок как заготовку хранили в одном из газырей. Эту пищу употребляли в экстренном случае, в дальних походах. 

 — Черкесы при всей своей воинственности были миролюбивы. Они не пытались завоевывать новые территории и подчинять себе соседей. Свободолюбивый менталитет адыгов не позволял превращать в рабов живущих рядом людей. Но при этом черкесы жили на территории, которая была лакомым кусочком для завоевателей, и им приходилось постоянно держать оборону. У адыгов было целое дворянское сословие, которое занималось исключительно военным делом. Ему, воину, посвящена выставка. Поэтому здесь нет предметов, показывающих адыга в быту и труде, это совершенно отдельная тема, — отметила Нальмэс Шовгенова.

В Национальном музее выставка «Адыги: рыцари, всадники, воины…» будет открыта до конца года, а затем ее покажут в Кабардино-Балкарии.

Елена Маркова.

Фото автора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея