Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур ЛаутеншлегерТрадиционно каждую вторую субботу августа в нашей стране отмечается День физкультурника. Этот праздник спорта объединяет всех приверженцев здорового образа жизни. «СА» пообщалась с учителями физической культуры и узнала о том, как режим самоизоляции повлиял на их учеников, о важности здорового образа жизни и «секретных» методах приобщения любого человека к спорту.

Прирожденный Учитель

Арамбий Намитоков работает учителем физкультуры в понежукайской СОШ №1 имени Ю.К.Намитокова уже более десяти лет. Как он сам говорит, учителем хотел стать еще со школьных времен. И именно «физра» была его любимым предметом.

У нас в школе было много хороших учителей. Но для меня среди них выделялся Махмуд Юсуфович Чич. Не знаю, как остальных, а маленького мальчишку Арамбия он сразу поразил своей естественностью. Махмуд Юсуфович не только умел объяснять все доступным языком, но еще и показывал каждое упражнение на практике. Мы часто видели, как другие учителя физкультуры только наблюдали за игрой подопечных со стороны. Что-то подсказывают, но не демонстрируют собственным примером, как нужно играть в баскетбол или футбол. Наш физрук был полной противоположностью. Во время игры он становился лидером команды, за которым мы следовали и которому хотели подражать. Думаю, что это сыграло большую роль в выборе моей будущей профессии. Захотелось передать следующему поколению эту уникальную методику преподавания и стиль общения с детьми. Вдохновился сам и решил зажечь в сердцах других этот огонек любви к спорту, — говорит Арамбий Намитоков.

По его словам, учитель Чич и по сей день работает в школе. И бывший ученик иногда обращается к опытному коллеге за советом. А Махмуд Юсуфович всегда с удовольствием помогает.

Вторая героиня нашей публикации — Людмила Бутыльская (на снимке) — отдала профессии более двадцати лет. Из них последние восемь работает в майкопской СОШ №10. Людмила с детства увлекается спортом и даже является КМС по велоспорту.

Лет с восьми поняла, что меня тянет в спортивную сферу. Любила смотреть фигурное катание. Была им просто очарована. Но на тот момент в Майкопе не было ледового дворца, и родители решили отдать меня в музыкальную школу. Так как у меня был хороший голос и музыкальный слух, ходила на фортепьяно и пела в хоре. Но все это время чувствовала — не мое. Бросила занятия музыкой и пошла на легкую атлетику. А позже переключилась на велоспорт. Возможно, крутить педали стала потому, что у меня не было личного велосипеда, — шутит учительница. — Со временем стала заниматься профессионально.

После школы Людмила Бутыльская не задумываясь поступила в Кубанский институт физической культуры и спорта в Краснодаре. Практику проходила там же, в одной из местных школ. Позже переехала в Майкоп и продолжила учиться и строить карьеру в Адыгее.

Я работала в интернате для детей с нарушением слуха и речи. Там моя мама преподавала более сорока лет. Так что мне все было знакомо. Особенность занятий была в том, что мы с детьми проговаривали все, что предстоит сделать. Моей задачей было адаптировать их к жизни за пределами интерната. А в остальном эти ученики ничем не отличались от обычных ребят. Мы так же играли и делали упражнения, — говорит Бутыльская.

Людмила Дмитриевна признается, что именно эти дети помогли ей отточить одну из главных черт характера, которая должна быть у любого, кто находится в сфере спорта, — терпение.

Чуткие наставники

Это в теории кажется, что учить детей физической культуре легко. На самом деле все не так просто, — говорит Арамбий Намитоков. — Например, перед тобой стоит двадцать первоклассников, и у всех разная физическая подготовка и возможности. Каждый из ребят индивидуален. Одному отжаться десять раз ничего не стоит, а другой и трех не сможет. Задача учителя — найти подход к каждому ребенку. Конечно, весь класс не может состоять из спортсменов, но педагогу необходимо увидеть сильные стороны учеников и грамотно их развить. Заложить правильную базу с первого класса, — говорит Намитоков.

В работе с учениками он выбрал тактику доброго, честного товарища. Ведь только так можно завоевать доверие подопечных. И опыт показывает, что Арамбий Асланович не ошибся.

Стараюсь вселить в детей веру в свои силы. И они, окрыленные этим, добиваются поставленных целей, выполняют задачи. Я не сторонник диктатуры. Конечно, дисциплина необходима, иногда нужно быть даже жестким. Но все это не из вредности, а из любви и желания научить. Мы часто спорим с учениками. Они отстаивают свою точку зрения. Если не правы, привожу им факты этой неправоты. Они учатся отстаивать свое видение. Это не менее важно, чем физическая сила, — говорит Арамбий Намитоков.

Согласна с коллегой и Людмила Дмитриевна. Она вовлекает детей в спорт через игру. И ученики с удовольствием бегут к ней на урок. Ведь там так весело!

Я не строгий учитель. Со мной можно и поговорить, и пошутить. Знаю, что они приходят с уроков, на которых целый день сидят в напряжении. И понимаю, что физкультура — это то занятие, на котором они хотят расслабиться. Поиграть, побегать, выплеснуть накопившуюся энергию. Но они знают, что если объясняю новый материал, то шутки нужно отложить в сторону. Выполняем упражнения и работаем в темпе. Я, конечно, сторонник воспитания «пряниками», но если ученики начинают сильно шалить, то могу и «наказать» отжиманиями или приседаниями. Это работает лучше любых криков, да и просто здоровее будут, — говорит Людмила Дмитриевна.

Оба учителя в унисон заявляют, что спорт очень хорошо организовывает детей. Когда ребенок занимается им — в его жизни царят режим и порядок. Нет времени на лень и безделье. В спорте ребенок учится преодолевать трудности, физическую боль, моральную усталость и нежелание. И понимает, что для достижения каких-либо результатов нужно работать. Это развивает дисциплину и ответственность с малых лет.

На равных

На уроках Людмила Бутыльская придерживается определенного плана. В самом начале идет построение. После дежурный докладывает о готовности к уроку и проводит разминку с классом.

Даю задание, чтобы на каждый следующий урок один ученик готовил разминку из семи-восьми упражнений на разные группы мышц. Мне кажется, что когда дети вовлечены в процесс наравне с учителем, то это помогает лучше взаимодействовать друг с другом. Дальше идет основная часть, где я объясняю новый материал или повторяю предыдущий. Например, показываю, как в баскетболе вести мяч, выполнять бросок по кольцу. Потом дети сами все повторяют и закрепляют на практике. После мы можем поиграть в баскетбол все вместе, — говорит Бутыльская.

Она признается, что дети очень любят спорт и с ними очень весело работать. Но все же со старшеклассниками проще. Они уже взрослые и осознанно подходят к делу. С этим согласен и Арамбий Намитоков: действительно, с ними легче. Тем более если ты курируешь их с первых дней в школе.

В первом классе ты для учеников закладываешь правильную базу и в конце обучения уже знаешь все способности каждого из них. Тогда можно с закрытыми глазами выбрать того, кто будет участвовать в какой-либо олимпиаде в зависимости от вида спорта. С теми, кто попал ко мне не с первого класса, начинаю все сначала. Смотрю, что дети могут, а что нужно подтянуть. Начинаем индивидуальную работу. Моя задача — понять, почему ученик плохо прыгает или бегает. Поговорить с ним и потом начать работать исходя из ситуации. Если нужно из пяти подтягиваний выйти на десять, даю ему задание ежедневно через каждые два часа делать пять подтягиваний на турнике. Потом через неделю смотрю результаты и увеличиваю нагрузку. Так постепенно мы подходим к норме, — говорит Арамбий Асланович.

Такими же «пошаговыми» способами развивает детей и Людмила Дмитриевна. Есть дети активные и способные, а есть скромные. И она всегда идет им навстречу:

У нас есть ученики, которые по всем предметам хороши, но в силу физиологических возможностей им не дано пробежать на пятерку. А ребенок отличник. Даю каждому из них дополнительные задания либо в виде упражнений, либо в виде теории — реферата, который нужно подготовить и выступить перед всем классом. Моя задача — активных детей направить в нужную сферу и предложить ходить в секции, а более пассивных — заинтересовать и помочь им раскрыть потенциал.

Как говорит Арамбий Намитоков, ему легче найти подход к стеснительным ученикам, нежели к тем, кто активно занимается спортом. Энергичные дети требуют большего внимания. А спокойные со временем начинают равняться на одноклассников и подтягиваются до их уровня.

Сложнее всего с теми, кому все равно. Тогда мы уже решаем этот вопрос с родителями и сообща помогаем ребенку. Объясняем ему важность физкультуры прежде всего для него же самого. Наша задача — научить их заниматься спортом. А для этого нужно любить свой предмет и каждого подопечного. Это главное. Ведь сила человека не в физических показателях, а в доброте и терпении, — говорит учитель.

С физкультурой везде

Во время самоизоляции уроки физкультуры учителя проводили дистанционно. Они давали детям как теоретические задания, так и практические упражнения, выполнение которых отслеживали с помощью видеороликов, скидываемых в общий чат.

Сейчас у ребят каникулы. Учителя признаются, что уже ждут не дождутся первого сентября.

На каникулах в какой-то момент ловишь себя на мысли, что соскучился по детям. Тем более сейчас, когда давно с ними не общался в очном режиме. И несмотря на то, что изо дня в день ты делаешь почти одно и то же с одними и теми же учениками, — не устаешь от работы. Потому что она приносит радость, — говорит Арамбий Намитоков.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея