Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур Лаутеншлегер/САЧем в спортивной гимнастике отличается соревновательная программа для юношей и девушек? Как и на каком снаряде выполняется упражнение «бланш»? Что такое «доскок» и сколько за него снимут баллов на крупном турнире? Ответы на эти и многие другие вопросы — в репортаже «СА» с тренировки спортсменов отделения спортивной гимнастики республиканской спортшколы №2.

В преддверии турнира

Воспитанники отделения готовятся к традиционному региональному турниру. Соревнования состоятся в апреле. В зале с высокими окнами шумно. Тут одновременно тренируются несколько групп по спортивной гимнастике.

— Сейчас каникулы, поэтому дети приходят в удобное для них время. У меня в женской группе занимаются тринадцать человек. Тренировки — с понедельника по субботу один раз в день. Занятие длится около трех часов. Спортивная гимнастика — это сложный, базовый вид спорта. Поэтому нужно уделять подготовке максимальное количество времени, которое спортсмен в принципе способен провести в зале. Чем больше тренировок, тем лучше результат на соревнованиях, — рассказывает тренер Анна Перепелица.

Всего отделение спортивной гимнастики посещают около двухсот тридцати человек. Занятия проходят по двум основным направлениям. Это начальная подготовка — 2-3 года обучения. Здесь сейчас занимаются около ста тридцати гимнастов. И второй уровень — тренировочный этап (5 лет). По этому направлению занимаются порядка ста спортсменов. Помимо этого, школа планирует летом создать мужскую группу совершенствования мастерства спортсменов, выполнивших норматив КМС.

— Девочки к нам приходят с шести лет, мальчики — с семи. Бывает, что берем и с пяти лет, если на индивидуальных прос­мотрах, которые мы устраиваем в августе, замечаем талантливых детей. Тренеры оценивают ребят по нескольким критериям, таким как сила (умение подтянуться, отжаться), гибкость, антропометрические параметры (рост, вес)… Девочки, сели на шпагат! — командует тренер, прерывая наш разговор.

 

Гимнастки у зеркальной стены с перилами оживляются и принимаются за упражнение.

 Колено вытяни, — обращается наставница к одной из гимнасток. — Мы готовимся к Кубку Попельниковой, посвященному памяти бывшего завуча нашей школы. Она всю жизнь проработала здесь и воспитала первых мастеров спорта по спортивной гимнастике. Традиционно турнир проходит в апреле… Юля, собираемся и работаем!

Тяни носок!

Очередная гимнастка подходит бежевому бревну. Опускает руки в чашу со спортивной магнезией. Хлопок — и руки исчезают в клубах белого дыма. Потом она протирает снаряд, чтобы не скользить по нему, и принимается за упражнение.

— В женской гимнастике четыре направления: опорный прыжок, выступления на брусьях, бревне и вольные упражнения. На соревнованиях гимнастки показывают как комплексные выступления во всех этих видах, так и индивидуальные — на каждом из снарядов. Например только на бревне. Сложнее всего спортсменам даются брусья. Здесь вся нагрузка идет на руки. Надо не просто держать равновесие, но и выполнять различные элементы упражнения… Камила, тяни носок! — тренер подсказывает спортсменке, которая находится на бревне.

Девочка с раскачки отрывается от снаряда, делает сальто и вновь приземляется на его поверхность.

— Юля, делай упражнение на маленьком бревне, — обращается наставница к еще одной гимнастке, стоящей возле снаряда.

Спрашиваем, на каком снаряде тренироваться легче — большом или маленьком.

Фото Артур Лаутеншлегер/СА

— Они и по длине, и по толщине одинаковые. Только с маленького спортсмен, оступившись, сразу поставит ногу на землю. А с большого придется падать с приличной высоты и со скоростью, которую гимнаст набрал для выполнения упражнения, — объясняет Анна Перепелица.

В нашу беседу включается другой тренер — Светлана Хачмахова.

Форма имеет значение

— В эту школу я хожу с пяти лет. Всю жизнь занималась спортивной гимнастикой. Объездила всю страну, участвуя в соревнованиях, завоевала звание мастера спорта. Домашнее задание по учебе делали на подоконниках в школе, потому что приходили с тренировок и, обессиленные, падали спать. А утром снова бежали на тренировку к восьми часам. Она проходила по два раза в день семь дней в неделю. Только воскресенье считалось «легким» — в этот день была всего одна тренировка. После завершения спортивной карьеры осталась работать тренером. Меня пригласил еще бывший директор школы Эдуард Муратович Тугуз. Тогда он только-только создавал спортклассы, где у нас было всего по три урока, — вспоминает Светлана Владимировна.

По словам тренера, поначалу дети тренируются по два раза в неделю. Со временем, по мере роста мастерства, количество тренировок увеличивается до шести.

— В грядущих соревнованиях много моих пятилетних малышей будут участвовать в первый раз. Мы тщательно готовимся, — рассказывает Светлана.

В зал заходят новые гимнастки. Это группа Светланы Владимировны. Тренер дает команду построиться. Она ходит вдоль шеренги и оценивает внешний вид гимнасток.

— Девочки, на соревнованиях никаких цветных лосин и маек, только боди. А вот это что такое? — указывает наставница на волосы девочек. — Прическа должна быть практичной, чтобы при выполнении упражнения ничего не лезло в глаза. Можно заплести две косички или сделать короткую стрижку. Со мной в группе занималась одна девочка с длинными волосами почти до колен. Поехали они с тренером Павлом Григорьевичем на соревнования в Сочи. И там он заставил ее коротко обрезать волосы. Это не из вредности. Просто так удобней выступать. С такой длинной косой, которая у нее была, невозможно делать двойные обороты. С тех пор уже около тридцати лет прошло, а она носит только короткую прическу, — рассказывает тренер.

Через полчаса у гимнасток урок хореографии. Они будут отрабатывать акробатические упражнения под музыку. Это входит в вольную программу.

— Джамиля, какой у тебя поворот? — спрашивает тренер. Гимнастка крутится вокруг своей оси.

— Яна, а ты? Как мы вчера учили? Нужно обозначить полуприсед и завершить доскоком, — показывает наставница, слегка приседая. — Сегодня разбираем все повороты, которые есть…

Оставляем женскую группу тренироваться и идем в другую половину зала, где полным ходом идет тренировка мальчиков.

Мужское дело

Здесь свист железных перекладин перекликается с топотом ног. Гимнасты в бело-синих боди и трико по очереди выполняют опорный прыжок. За ребятами следят старший тренер мужской команды Вячеслав Косных и тренер высшей категории Людмила Попова. Спрашиваю, есть ли среди их воспитанников гимнасты высокого уровня.

— Дмитрий Ланкин есть, — откликается Вячеслав Геннадьевич. — Он мой воспитанник. Сейчас тренируется в Москве. Недавно выступил на чемпионате России, несмотря на травму. Завоевал бронзовую медаль.

Тренер достает смартфон и показывает видео с выступлением Ланкина. Парень стоит на ковре в ожидании стартового свистка, затем набирает скорость и прыгает. Гимнаст крутится в воздухе, сжавшись, как шар. Спустя доли секунды этот шар раскрывается. Парень вращается вокруг своей оси, как юла, и четко приземляется двумя ногами на настил. Зал взрывается аплодисментами. Еще бы. Ведь Ланкин выполнил один из самых сложных прыжков в гимнастике.

Спрашиваем тренера, как не запутаться в элементах за эти пару секунд.

Это все нарабатывается годами и доводится до автоматизма. Например, Дмитрий Ланкин к такому результату шел семнадцать лет. Спортивная карьера выстраивается кирпичик за кирпичиком. В итоге у кого-то получается построить пятиэтажку. А кто-то умудряется выстроить небоскреб. Все зависит от трудолюбия, — рассказывает Косных. — Талант виден сразу. Когда на пробное занятие пришел Ланкин, сразу стало ясно, что этот мальчик достигнет успеха. Пятилетний ребенок подтянулся двадцать пять раз, а прыжки выполнял «с запасом», вытянувшись как струна. Генетика такая. С рождения тело сильное и гибкое.

Понаблюдав за детьми, интересуемся, есть ли подобный талант среди присутствующих.

— Есть один мальчик. Не буду называть имени. Скажу только, что ему одиннадцать лет, — говорит тренер и ненадолго выходит из зала.

Уйти нельзя остаться

Один из мальчиков разгоняется по дорожке, отталкивается ногами от специального пружинящего мостика, ставит руки на прыжковый стол и отрывается от него. В воздухе делает сальто и приземляется на мат четко двумя ногами.

— Ну как ты опять на отрыве от стола руки ставишь?! Надо отталкиваться четко и двигаться от плеча. А ты наклоняешься. В следующей попытке это надо исправить, — делает замечание Людмила Попова.

А для нас поясняет, что спортсмены сейчас готовятся к выполнению программ на спортивные разряды. На соревнованиях им предстоит выступить на шести снарядах и продемонстрировать вольные упражнения.

Второй мальчик разгоняется, отрывается от стола, поднимается в воздух и перелетает через снаряд ровно, как струна. Упражнение «бланш» выполнено идеально. Прыгает следующий. Приземляется на мат полуприседом, делает еле заметный шажок в сторону и выпрямляется.

— Это называется «доскок», — объясняет наставница. — Неправильно он сделал. Нужно четко приземлиться и застыть. За каждое дополнительное движение при оценке выступления ставится минус. Даже маленький шаг в сторону стоит одной десятой балла.

В зал заходят пятнадцатилетний подросток Тимур с мамой. Он не посещал занятия около года.

— Этот мальчик тоже с хорошими физическими данными, а вот терпения ему не хватает. На шпагатах сидишь? — обращается к Тимуру наставница. Мальчик отрицательно мотает головой. — А говоришь, что ничего не забыл. Перестал тренироваться, и связки перестали работать. А кость-то растет. Теперь связки заново нужно будет разрабатывать.

— В нашем виде спорта нужно усердно работать, — рассказывает мне Вячеслав Косных. — На крупные соревнования отбираются всего четыре спортсмена. И, чтобы быть в числе лучших, надо быть на голову выше остальных.

Тимур переоделся и пошел к перекладине. Иду за ним. Спрашиваю, почему он решил бросить гимнастику.

— Было тяжело ходить каждый день на учебу и тренировки. На отдых времени совсем не оставалось. Решил уйти. Спустя время осознал, что скучаю по занятиям, и вернулся.

— Не знаю, зачем уходил, — отвечает на наш вопрос мама гимнаста. — Я сама тут тренировалась. Приходила к восьми утра и только в девять вечера попадала домой. И все успевала. Тогда мне тоже не все нравилось, казалось, что все против тебя и постоянно чего-то требуют. В свое время тоже бросила гимнастику. Кстати, как раз в том же возрасте, что сейчас Тимур. За плечами уже было звание кандидата в мастера спорта. Сдала нормативы на мастера. Оставалось съездить на соревнования и еще раз подтвердить. Не поехала. Ушла из спорта. Зато столько классных воспоминаний осталось с тех времен. И настоящие друзья.

В ритме лезгинки

Дневной свет за окном плавно сменился теплым освещением ламп в зале. Следя за ходом тренировок, не заметили, как включилась адыгская музыка, которая играет фоном. Под нее гимнастки оттачивают вольную программу.

— Только девочки выступают под музыку. Она на соревнованиях придает драйва. А если ребенок артистичный, то выступление превращается в целое шоу, — рассказывает Вячеслав Косных. — У нас Рузанна Набокова выступала на первенстве России под лезгинку. Настолько зажигательно было, что весь зал аплодировал стоя. Все элементы выполнила четко, и про артистизм не забыла. Который, кстати, поощряется. За это могут накинуть пару десятых. Парни нацелены больше на технику и на акробатику. Чистое выступление — залог успеха.

К вечеру детей сменили более опытные спортсмены. Они также отрабатывают каждый элемент на снарядах, несмотря на каникулы. В спорте нет выходных. Ведь порой цена одного тренировочного дня — олимпийская медаль.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить






Закон Республики Адыгея