Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото nk-online.ruС развитием высоких технологий становится все больше способов обмана доверчивых людей. Злоумышленники постоянно совершенствуют навыки. Как не попасться на их удочку и сохранить свои деньги — в материале «СА».

«Увод средств у населения варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема», — говорил в свое время Остап Бендер — самый известный после Алисы и Базилио мошенник, «идейный борец за денежные знаки». И это у него еще интернета не было…

За прошедшее столетие способов меньше не стало, они просто изменились, подстраиваясь под возможности современного, технологичного мира. А жертвами таких Остапов, как правило, становятся те, кто под изменения времени подстроиться не успел, — пенсионеры, плохо разбирающиеся в современных технологиях, и близкие нам люди, которые никак не привыкнут, что их чувствами могут жестоко манипулировать ради денег.

В этом году отмечается бум телефонных мошенничеств в Адыгее — наследники «великого комбинатора» не дремлют. По данным прокуратуры РА, за 11 месяцев на территории Адыгеи отмечается рост «телефонных мошенничеств» с 234 до 245 случаев, или +4,7%. Основная масса телефонных мошенничеств приходится на Майкоп — 179, или 73,1%. Только за три осенних месяца, по данным МВД по РА, зафиксировано 48 обращений, связанных с телефонным мошенничеством. Декабрь не отстает. Всего за сутки 12 декабря было зарегистрировано 6 фактов мошенничества. По части обращений еще проводятся проверки, по остальным уже заведены дела и ведутся расследования. Но, к сожалению, возврат денег в этих случаях может и не произойти.

Анализ уголовных дел о мошенничествах, совершенных с использованием мобильных средств связи, показал, что такие преступления, как правило, совершаются в отношении жителей Адыгеи неустановленными лицами, фактически находящимися в других субъектах РФ, что представляет определенную сложность при раскрытии таких преступлений.

Мама, помоги!

При этих словах, произнесенных якобы родным голосом, сердце любой матери сжимается и подчиняет себе разум. Остается лишь одна мысль — нужно помочь.

Когда на мобильный Вероники Николаевны в конце рабочего дня раздался звонок и в телефонной трубке прозвучали слова о помощи, в голове даже мысли не возникло, что это не ее сын — слишком похож голос и манера обращения, слишком много обстоятельств жизни знает звонивший… И когда незнакомый человек взял трубку и сообщил, что ее сын совершил преступление, но можно помочь, только деньги необходимо перевести здесь и сейчас, она, конечно, согласилась. Не кладя трубку — а это было главным условием звонивших, даже пальто не успев надеть, пошла к банкомату и положила все, что было на двух карточках, на счет телефонных номеров, которые назвал звонивший. Сама. И только потом, когда смогла положить трубку, пришла в себя и решилась позвонить сыну. Оказалось, что он был дома — отдыхал после смены. Позже, в отделении полиции, женщине объяснили, что телефон, с которого звонили, зарегистрирован где-то в Центральной России на человека, который отбывает срок. И что вернуть деньги, которые она перевела сама, будет ох как непросто…

Главная цель мошенников — не дать жертве опомниться, не дать возможности положить трубку и проверить поступающую информацию.

— Не следует доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками правоохранительных органов за совершение преступления. Особенно если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Обычный звонок близкому человеку, о котором идет речь, позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами. Не отдавайте деньги в любом таком случае, поскольку вы сами можете стать преступником, соглашаясь дать взятку сотрудникам правоохранительных органов, — говорит старший помощник прокурора Адыгеи по взаимодействию со средствами массовой информации, правовому обеспечению и просвещению, старший советник юстиции Ярослава Тараканова.

Схема таких звонков давно отработана и приносит свои плоды. Главная цель мошенников — не дать жертве опомниться, не дать возможности положить трубку и проверить поступающую информацию. Но это мошенникам удается не всегда. Например, бабушка моей знакомой Алла Александровна после «звонка внука» помчалась занимать деньги по соседям. Однако она не умела, в силу возраста, пользоваться банкоматом. И обратилась за помощью к дочери. Та быстро сообразила, что к чему, и денег мошенники не получили. Вот только Алла Александровна теперь боится телефонных звонков и, чтобы ее не беспокоили разного рода мошенники, кладет телефон в пальто, а пальто в шкаф. Помогает. Но есть одно но — настоящие родственники тоже дозвониться не могут.

— Все же чаще, возможно в силу повышенной эмоциональности, жертвами мошенников становятся женщины. Это примерно 60%. По возрастной структуре пожилые люди стали попадаться на удочку злоумышленников гораздо реже, — говорит заведующий сектором платежных систем и расчетов Отделения — Национального банка по РА Адам Мугу.

По его словам, в зоне риска также категория экономически активных граждан. Они легче осваивают и чаще используют новые технологии, но не всегда успевают разобраться во всех принципах их работы. Этим и пользуются мошенники.

Диван продаете?

Еще одним популярным способом мошенничества становится так называемая лжепокупка. Мошенник может выступать в качестве как продавца, так и покупателя.

— В первом случае преступник размещает на сайтах объявлений информацию о продаже какого-либо товара, сдаче жилья или оказании тех или иных услуг. В ходе беседы с потенциальным покупателем он сообщает, что для заключения сделки и отправки товара необходимо оплатить его полную или частичную стоимость. Но после получения предоплаты взятые на себя обязательства не исполняет, исчезая из поля зрения обманутого покупателя, — сообщает пресс-служба МВД по РА.

Во втором случае мошенник под видом покупателя звонит по объявлению о продаже товара, размещенному на сайте, и сообщает о готовности его купить. Но вот беда: сам сейчас забрать не может, но переведет деньги на карту, а потом уже, когда получится, заберет. Для оплаты мошенник просит у продавца номер банковской карты и CVC-код, срок его действия либо просит сообщить пароли и коды доступа, полученные в СМС-сообщении. После предоставления указанной информации аферист, естественно, получает доступ к счетам потерпевшего.

А ведь для перевода денег достаточно просто номера карты. И все!

— ПИН-код и CVC- или CVV-код — информация, которая открывает доступ к личному счету. В случае если ее мошенникам сообщил сам клиент — вернуть деньги через банк уже не получится. Придется обращаться в правоохранительные органы. То же и в случае, если вы сами подошли к банкомату и перевели деньги. А вот если удастся доказать, что вы не предоставляли мошенникам свои данные, то банк возместит потери. Пользователи финансовых услуг по закону «О национальной платежной системе» могут обратиться в банк и оспорить транзакцию. Но это надо сделать быстро. Если смс-оповещение подключено — то сразу, как только пришло сообщение. Сначала обратиться с заявлением в свой банк, потом в правоохранительные органы — тоже в письменном виде. Можно также оставить жалобу на сайте Банка России в интернет-приемной, — рассказал Адам Мугу.

Полиция советует остерегаться слишком выгодных предложений. Если цена сильно отличается от реальной рыночной — это должно насторожить. Если возникают сомнения и продавец настаивает на предоплате, то лучше сразу отказаться от сделки.

В случае дистанционной покупки старайтесь оплачивать товар только после получения — на почте или через курьерскую службу.

Ваша карта заблокирована!

Кто не получал таких звонков? Наверное, только тот, у кого карты и вовсе нет. И то вряд ли.

— Обычно ситуация разворачивается таким образом, что неизвестный сообщает о несанкционированных списаниях со счета гражданина. Для того чтобы избежать блокировки, ему предлагают немедленно сообщить номер карты и цифры на ее обороте. Обладая только этими данными, с карты можно расплатиться во многих интернет-магазинах. Но и этого злоумышленникам мало. Желая иметь выгоду в денежном эквиваленте, они входят в онлайн-кабинет банка. Для этого им необходимо, чтобы человек продиктовал код, который пришел в СМС-сообщении на его телефон, — предупреждают в МВД по РА.

«С вашей карты происходит списание в Томской области», — сообщил по телефону моей сестре такой «работник банка». На что она, наученная горьким опытом других, сообщила, что банк в таких случаях клиентов не обзванивает. И узнала, что «уже пятая такая умная за день».

Сохранить хладнокровие ей позволил не только чужой опыт, но и минимум средств на карточке, за который не так уж и страшно. А вот если там хранится внушительная сумма, то воспринимать информацию поневоле начнешь по-другому. Тем более что мошенники пошли подкованные.

— На связи со мной был «старший менеджер службы безопасности банка». Очень уверенно и убедительно называл все операции, совершенные мною по карте ранее, мои личные данные, которые известны только сотрудникам банка, и уговорил меня назвать три цифры на обороте карты. Но не ему лично, потому что он несет за это уголовную ответственность, а специальной системе голосового верификатора. После я все-таки почуяла неладное и с параллельного телефона позвонила на горячую линию банка. Вот там мне и объяснили, что никогда служба безопасности банка не звонит клиентам и никогда нельзя называть коды, никому, даже сотруднику банка. Кредитную карту тут же заблокировали, но мошенникам удалось увести с нее очень приличную для меня сумму — 60 тысяч рублей. Заявление написано и в банк, и в полицию, — рассказала одна из жертв таких «умных» мошенников Ирина.

Да, реальность такова, что злоумышленники научились подключаться к официальным номерам банков и справочных служб, создавать копии официальных сайтов. Поэтому не стоит доверять «красивому» номеру. Мошенники не лишены актерского мастерства — умело имитируют звуки работы в офисе, говорят хорошо поставленным голосом, используют психологические методы воздействия.

— В разговоре мошенники пытаются заполучить как можно больше информации о вашей банковской карте. Но банк никогда не запросит подобную информацию, потому что он и так обладает точной информацией об остатках по счетам, о номерах карт и другой информацией. Поэтому эти сведения может запросить у вас только злоумышленник, — говорит Адам Мугу.

Никогда служба безопасности банка не звонит клиентам и никогда нельзя называть коды, никому, даже сотруднику банка. Кредитную карту тут же заблокировали, но мошенникам удалось увести с нее очень приличную для меня сумму — 60 тысяч рублей

Если вам пришло сообщение о том, что ваша карта заблокирована, и указан контактный номер — перезвонив на него, вы рискуете расстаться с деньгами. Правильный алгоритм действий: не паниковать и не спешить выполнять указания, не перезванивать по указанному номеру. Следует положить трубку и набрать вручную телефонный номер, указанный на вашей карте в качестве контактного, или номер, указанный на официальном сайте банка, добавляют в Отделении — Национальном банке по РА.

Займи денег!

Как видим, способов отъема денег — масса. На один из них когда-то чуть не попалась и я. После этого стала осторожнее. А всего-то брат попросил денег занять. Через соцсеть, в которой мы никогда и не общались, — просто в друзьях «висел». И ведь без малого не перевела!

— Мошенник путем взлома получает доступ к странице потерпевшего, после чего вступает в переписку с друзьями и родственниками с просьбой занять денежные средства в долг под различными предлогами. В данной ситуации следует связаться со знакомыми или родственниками по телефону и выяснить, действительно ли им нужна помощь. Нельзя переводить денежные средства и сообщать персональную информацию, — предупреждают в МВД по РА.

Еще один способ — предоставление кредита. Мошенник размещает в интернете объявление об оказании помощи в получении кредита в различных банках, в том числе если у вас плохая кредитная история. В ходе общения с будущим клиентом преступник просит перечислить деньги, необходимые для оформления и получения кредита: проценты, страховой взнос, услуги курьера и прочее. После получения денег аферисты скрываются.

Еще один вид мошенничества связан с любовью ко всему бесплатному. Выигрыш! И не важно, что вы даже не участвовали ни в какой лотерее: «ваши данные взяли из базы и вам сказочно повезло!»

— Злоумышленник в ходе общения с потерпевшим сообщает что для получения приза необходимо заплатить определенную сумму денег. Например, оплатить доставку, налог и прочее. Либо, чтобы получить деньги на карту, необходимо назвать ПИН-код и CVC- или CVV-код. Потерпевший соглашается и следует инструкциям, в результате чего осуществляет перевод денег на указанные им счета либо открывает доступ к своим. После получения средств аферист скрывается, — предупреждают в полиции.

Во всех этих случаях необходимо просто проигнорировать поступающие звонки и сообщения и не следовать этим инструкциям.

Алло, полиция?

К сожалению, желающих нажиться на чужой отзывчивости, некомпетентности и невнимательности меньше не становится. Преступники учатся на своих ошибках: вместо устаревших схем появляются другие, менее известные и потому — более действенные.

— Через социальные сети, старые базы данных в интернете мошенники стараются собрать максимум информации о человеке, узнать его фамилию, имя, отчество, номер телефона или регистрационные данные на автомобиль, какие-то данные о покупках в интернете, увлечениях, хобби, друзьях. Все это — разные информационные базы, но они позволяют злоумышленникам разработать, так сказать, индивидуальную программу действий, — говорит Адам Мугу.

Единственное, что остается обманутому человеку, — идти писать заявление в полицию. Раскрыть такие дела сложно. Но прецеденты уже есть.

Так, по данным республиканской прокуратуры, Следственным управлением МВД по РА в первом полугодии текущего года окончено расследование о совершении дистанционных мошенничеств организованной группой лиц из числа осужденных, отбывающих наказание на территории РА, — 34 эпизода преступной деятельности. С января 2016 года по январь 2017 года они объединились в преступную группу, целью которой стало совершение мошенничеств в отношении граждан путем осуществления телефонных звонков на их мобильные номера, сообщений им ложных сведений и незаконного получения их денежных средств. Уголовное дело в настоящее время рассматривается судом.

Вопрос о привлечении таких мошенников к уголовной ответственности будет решаться по нормам статьи 159 Уголовного кодекса России. В зависимости от тяжести совершенного преступления санкция этой статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Мы в Facebook



Закон Республики Адыгея