Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Татьяна Дубовик Согласно китайскому календарю символом 2022 года станет Черный Водяной Тигр. Он олицетворяет перемены, силу духа, смелость, здоровье, жизненную и физическую силу. В Адыгее еще 15 лет назад известные ювелир Ася Еутых и журналист Светлана Тлехас придумали свой 12-летний календарь, основанный на сказаниях нартского эпоса и его героях.

Про символ каждого года, который художница создала в металле, Светлана Тлехас написала сказку. За эти годы всего получилось 22 сказки, все они основаны на воспоминаниях Аси о ее бабушке Кадырхан и ее рассказах. По сложившейся традиции «СА» побывала в гостях у народной художницы, златокузнеца Аси Еутых в преддверии Нового года.

— Тигра как символ этого года мы заменили на другое животное из семейства кошачьих — барса. Тому есть несколько причин. Барс на адыгском звучит как «Хашумыш» — слово очень необычное. Помню, как в детстве просила бабушку объяснить его значение, потому как в книжках оно не встречалось. Все дети знают про слона, тигра, льва, но барс не такой распространенный персонаж. У адыгов есть чудесная сказка о самке барса и ее детях, о злых людях, которые хотели заполучить их красивые шкурки. У сказки, как казалось мне, маленькой, грустный конец — главная героиня вместе со своими детьми бросается в пропасть и превращается в хребет, покрытый яблоневыми садами. Если присмотреться, то шкуру барса действительно можно увидеть в цветущих деревьях, а еще в рисунке тающего снега. Каждый год папа вывозил нас на прогулку в Гузерипль, и я там высматривала следы барса и расстраивалась, когда их не находила. Бабушка говорила, что это животное обязательно вернется, когда люди станут добрыми. Вот бы сейчас ей рассказать, что барсы уже несколько лет живут в Кавказском биосферном заповеднике… — говорит Ася Еутых.

И добавляет, что барс — самый распространенный мотив, который присутствует в ее работах. Художница любит животное за его универсальность в исполнении и гибкость. Барс встречается в произведениях ее искусства повсюду — в орнаменте колонн Золотой кладовой, на подлокотниках трона, маленьких скульптурах, кулонах, колокольчиках и подвесках.

— Почему художники и скульпторы особенно любят кошек? Потому что они пластичны, их можно повернуть в любую сторону, например, представить в виде буквы «С» или оплести ими руку, словно змеей. Лев — более монументальный, он отлично завершает композицию или может быть использован как центральная фигура, тогда как барс занимает большую часть орнамента. Львы и барсы — символы власти древних правителей мира, — поясняет ювелир.

Представляя читателям «СА» сказку Светланы Тлехас, Ася говорит, что главное в ней — это победа над собственным страхом. Сила духа, радость, любовь к окружающим людям и природе — вот то, что, по мнению мастера, подвластно каждому человеку, то, что способно сделать его счастливым.

История белого леопарда

Давным-давно в горных лесах Кавказа водились леопарды. Когда из-за похолодания ушли в дальние края львы и саблезубые тигры, именно чету леопардов провозгласили своими правителями звери Золотой страны. Их уважали как зверей умных, рассудительных, справедливых и благородных.

А про самок леопарда говорили, что лучших матерей не бывает — столько ласки и заботы отдавали они своим малышам. Одно только несчастье было у леопардов — их красивая шкура. Почему-то было у людей поверье о том, что шкура леопарда — символ власти и могущества, и за красивый трофей местные князья отдавали груды золота и несметные стада быков.

А однажды по горам пошел слух о том, что где-то высоко видели белого леопарда. И рядом со зверем — двух малых детенышей, белого и золотого.

Дошел этот слух до злого князя по имени Паго, и потерял князь покой.

Сказочно богат был этот Паго, но не было у него мантии из леопардовой шкуры. И поклялся он, что добудет себе такую леопардовую шкуру, какой нет ни у одного из живущих на земле царей, посулив большую награду тому, кто принесет ему шкуру белого леопарда.

А в это время снежная леопардица по имени Нашхо, что значит «Голубоглазая», и не подозревала, что решается ее судьба и судьба двух малышей — сына по имени Уш, что значит «Умный», и дочери Джубги, что означает «Ветер».

Белоснежная леопардица и ее дети были любимцами бога леса Мэзытхи. Он подкармливал их оленьим молоком, называл снежными кошками и частенько зазывал к себе в жилище погреться у огня и помурлыкать ему на сон грядущий.

В то осеннее утро Нашхо весело играла на поляне со своими малышами. Необычный шорох она услыхала сразу. И в ту же секунду резко пахнуло чем-то неизвестным и что-то длинное и острое просвистело над ее головой. Лапы сами подбросили ее вверх, шерсть на загривке встала дыбом, голубые глаза сверкнули гневом. Она тихо рыкнула на малышей, и те бросились к ней, спрятались за спину. Пятясь, Нашхо отходила с открытой поляны к кустам, закрывая собой детей. И уже за толстым стволом столетнего дуба тихо муркнула: «Уходим! Не отставать! Держитесь за мной»…

Материнское сердце поняло все правильно: это был запах и звук смерти. Враги пришли за ней, за ее детьми. Нашхо знала, что люди готовы на все, лишь бы заполучить роскошный мех леопарда.

Нашхо вела детей только ей знакомыми тайными тропами, подныривая под коряги, прыгая с камня на камень, пробегая по руслу ручьев…

Сметая все со своего пути, неслась злая орда за могучей леопардицей. Кончались силы у малышей, первой стала отставать Джубга. Нашхо, схватив ее за загривок, закинула дочку себе на спину и понеслась дальше. Но только бег ее стал медленнее. Уш пока еще держался…

Богу леса Мэзытхе принесли недобрую весть сойки. Крикнул Мэзытха по-орлиному, и взлетели орлы навстречу врагам. Но те отогнали их острыми стрелами.

Крикнул Мэзытха по-волчьи, и кинулись волки на несущуюся конницу. Но волков было мало, а верховых врагов много, и разбежались волки, падая под сабельными ударами.

Крикнул Мэзытха по-зубриному, те услышали, но куда им до быстроногих коней — не догнали.

Позвал Мэзытха медведей, чтобы те завалили вековые дубы на вражьем пути. Но уже залегли медведи в свои зимние берлоги, и пока услышали голос Мэзытхи, пока глаза лапами протерли, врагов и след простыл.

А Нашхо уже дышит тяжело, и Уш захромал, и Джубга сама не может дальше бежать. Что делать? А враги все ближе.

Из последних сил рванулась Нашхо к обрыву: знала она, что там есть укромная полость, в которой она спрячет малышей, а сама уйдет в сторону, уведет врагов от детей…

Но нет, не успевает она к пещере, совсем рядом свистят стрелы.

— Не дамся я живой! И малышей не отдам. Бросимся все вместе на острые скалы, пусть горная река разобьет наши тела о камни, пусть вороны разорвут нас на части, чтоб ни пушинки, ни волоска не досталось врагу…

Полетели из-под лап острые камешки, резко остановилась у края пропасти Нашхо, обняла Уша и Джубгу:

— Простите меня, мои малыши! Судьба дала нам жизнь и дала на беду красивые шкуры! Простите меня и прощайте!

И шагнули они вместе с обрыва…

А Мэзытха, схватившись руками за голову, горестно стонал:

— Что делать, как быть… Красавица моя, Нашхо, как тебя спасти?

И крикнул громко, изо всех сил:

— Великий нартский бог Тха, услышь меня! Спаси мою радость, мою гордость, моих друзей, белую леопардицу Нашхо и ее малых детей! Пусто будет в горах без них! Уйдет радость, уйдет добро. Плохо будет всему лесу, осиротеем мы. Без них мир будет неполный! Помоги, великий Тха, если ты великий!

Услышал Тха отчаянный крик Мэзытхи, взвился быстрым ветром над горами, пронесся вихрем перед вражеской конницей, сдул всадников с тропы и увидел летящих в пропасть трех леопардов. Миг — и принял их бережно в свои большие ладони:

— Судьба бывает несправедлива, дорогая Нашхо. Я знаю это лучше других. И ведаю, что тебе не будет покоя, пока на земле живут злые люди, которыми правят зависть и гордыня. Не бойся, я спасу тебя и твоих детей. Вы уснете, и я превращу вас в горные вершины на столько лет, сколько понадобится, чтобы на землю пришел мир и покой, чтобы люди перестали разжигать огонь войны, убивать других людей за их землю и добро, а зверей — из-за красивых шкур и рогов.

Вырастет у подножия этих вершин яблоневый сад. И наступит день, когда человек зажжет здесь добрый огонь, и объединят людей доброта и участие, забота и любовь.

Вот тогда придет время Белого Леопарда. И вернетесь вы в свои горные долины и любимые заросли диких яблонь. И снова станете талисманом здешних мест. И вам, леопардам, будут благодарны люди за то, что вы вернули в мир красоту…

Сказал так Тха и превратил Нашхо, Уша и Джубгу в горный хребет, который люди долго звали Леопардовым, потом Яблоневым, потому что Мэзытха засадил все склоны плодовыми деревьями.

А леопарды остались в песнях и легендах, и еще в этой сказке.

Но люди верят, что сбудется пророчество великого нартского бога Тха и вернутся в наши края леопарды, которыми гордились, которых любили и почитали как символ красоты природы и талисман материнской любви и заботы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить






Закон Республики Адыгея