Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Книги для детей открывают маленьким читателям двери в новый мир, полный новых друзей и приключений. А создают этот необычный мир люди, обладающие безмерной фантазией и талантом рассказчика. Поэтессу Веру Визирову по праву называют детским писателем, потому что большинство ее произведений — для детей и о детях.

Чтобы писать детские произведения, нужно самому смотреть на мир глазами детей, уверена она. Экономист по образованию, в душе она романтик. Любовь к познанию заставляла ее менять работу. В каких только отраслях она не трудилась: в промышленности, народном хозяйстве, туризме, торговле! Но сердце ее всегда было отдано творчеству.

Вера Визирова — член Союза российских писателей и Союза профессиональных литераторов России, постоянный участник фестивалей бардовской песни в регионах России, соорганизатор «Азиш-тау» и «Первоцвет» в Адыгее.

Человек ищущий и неравнодушный к окружающему миру, она пытается изменить его к лучшему, делала и продолжает делать это в своих произведениях. Она считает, что дети – это особая публика, с которой нужно общаться на особом, простом и понятном языке.

— Вера Ивановна, когда Вы начали писать свои первые стихи?

2 апреля - международный день детской книги
2 апреля - международный день детской книги
— Как и многие, я писала стихи еще в детстве. Это были даже не стихи, а попытка изложить свои мысли, передать мироощущение. Конечно, они были не совершенны. Писать осознанно я начала, когда у меня появился ребенок. Я наблюдала за сыном, над его поведением и поступками, обращала внимание на чужих детей, и все это выплескивалось на бумагу.

У меня много детских стихов, которые скорее предназначены взрослым. Когда ребенок растет, он такие интересные вещи говорит и делает! Взрослые посмеются и забудут. А в стихах эта память остается. После таких наблюдений, например, написано забавное четверостишие о том, как внук спросил у деда, одевшего банный халат, зачем тот надел полотенце? Первоначально в нем было восемь куплетов, в итоге «шлифовки» остался один. Я переложила его на музыку и на одном из фестивалей бардовской песни получила награду в номинации «за лаконичность».

— Какой должна быть идеальная книга для детей?

— Детская книга для каждого возраста — разная. Книги для малышей должны рассказывать о самых-самых простых вещах. Обязательно, чтобы они были красиво иллюстрированы, потому что на слух ребенку сложно воспринимать новую информацию. Через книгу им нужно показывать мир и человека в этом мире, рассказывать о том, что такое хорошо, а что плохо на доступных примерах. Классика жанра — «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…» Владимира Маяковского.

Детям постарше нужны новые знания, углубленные, познавательные и увлекательные истории. Подростку, в котором кипят первые обиды и переживания, у которого протестное отношение к миру, — свои книги. Причем к детям не стоит обращаться с нравоучениями, а просто на показательных примерах говорить о хороших и плохих поступках.

Я вам скажу, что все ситуации, которые происходят в нашей жизни, описаны в книгах. В книгах можно найти ответы на любые вопросы. Все давно сказали классики. Нужно только научить ребенка искать эти ответы в книге.

— То есть книги для детей должны быть понятны…

— А иначе не имеет смысла писать. Ребенок познает мир, в том числе, через стихотворения. В них могут быть новые слова и понятия, но сам сюжет должен быть ясен. А если «в огороде бузина, а в Киеве дядька», то ребенок ничего не поймет. Соответственно у него не будет интереса. А если не воспитать интерес к чтению с детства, то в подростковом возрасте интерес к более сложным произведениям тоже может не проснуться. Я уверена, что чем раньше начать воспитывать ребенка на лучших образцах детской литературы, тем лучше.

— Дети — это особая публика для вас?

— Не то что особая, она — моя. Наверное, потому, что я сама в душе ненамного ушла от детства, несмотря на мой возраст. Мне кажется, я хорошо понимаю детей, вижу причины, по которым они так или иначе ведут себя.

— Как Вы считаете, о чем нужно знать нашим детям сегодня, завтра?

— Сегодняшний мир совсем не такой, как был во времена моей молодости, детства моего сына. Мне кажется, современным детям достаточно трудно подружиться с книгой, которую вытесняет телевидение, компьютерные игры, Интернет, несущие помимо полезной информации пустые и даже опасные развлечения.

Очень важно научить ребенка не просто думать, а мыслить абстрактно. С помощью стихов и прозы мы даем ему поле для фантазий на разные темы. Нужно объяснить, что существуют микро- и макро- миры. Вот, например, мир насекомых. Каков он? Представь, малыш, что ты вдруг уменьшился и попал туда! А есть космос, эти огромные звезды и планеты, которые живут по своим законам. А мы — частичка мироздания.

Маленького человека нужно учить добру, в какое бы время он ни жил. Любить природу, живой мир, нашу планету — что может быть важнее? Нужно об этом не только рассказывать в книгах, но и показывать собственным примером.

А сегодня, к сожалению, можно такие неприятные вещи увидеть. Вот идет по улице бабушка с внуком. Внук съедает банан и отдает шкурку бабушке. А та не долго думая ее бросает на газон! Ты же бабушка, взрослый человек, с которого он берет пример. Я не выдержала, воскликнула: «Что же вы делаете!» А она скривилась, мол, ну и что тут такого? Каким вырастет ребенок, который видит такие примеры?

Я живу рядом со школой, мой двор как раз рядом с закутком, в который школьники прибегают покурить. Может, они и понимают, что сами себя губят, но желание самоутвердиться и чувство стадности берут верх над здравомыслием. А то, что теряют индивидуальность, скорее всего не понимают.

— И как же им помочь?

— Нужно дать им понять, что каждый из нас — индивидуальность, и не уподобляться стаду. Хотя человек ведет, как правило, коллективный образ жизни, важно уметь сохранить свое «я». Его потеря начинается еще с песочницы. Все обсыпаются песком, и я тоже буду. В более старшем возрасте это проявляется в большей степени. Зачем что-то нехорошее совершил? Так все же там были! Это все и приводит к тому, что сейчас творится на Украине. Все пошли громить, грабить и убивать, и я пойду. Надо с малых лет объяснять ребенку, что думать всегда нужно своими мозгами.

— Можно ли сейчас для детей противопоставить книгу современным гаджетам — Интернету, играм, телевизору? Что делать, если им не интересно читать?

— Развлечениям можно противопоставить только живое общение. На уроке в школе учитель должен сделать все возможное, чтобы заинтересовать учеников литературой, а не просто пересказывать текст. Пушкин, Лермонтов, Толстой в понятии ребенка жили бог знает когда! Что в них может быть интересного? Пусть учителя читают с ними по ролям, сценки ставят, устраивают тематические вечера по книгам, в общем, что угодно делают, но чтобы ребятам хотелось потом взять книгу в руки.

Меня очень часто приглашают в школы и библиотеки на встречи. Я люблю беседовать с младшими школьниками. Они открытые, готовы к общению, с удовольствием задают вопросы. Что мы только с ними не делаем, как только не играем! Например, читаю свои стихи про физкультуру и делаю с ребятами зарядку. Сочиняем вместе, поем, и все это сопровождается чтением книг. И это, уверена, они запомнят надолго! Общение с живым автором — это память на всю жизнь! А если еще книгу с автографом подарит на память — еще лучше.

Своему сыну в детстве я рассказывала самый интригующий момент из книги, чтобы ему было интересно узнать, что дальше. Что касается современных развлечений, которые заменили детям чтение, то у меня есть перед глазами пример. Мой сын для своей дочери — моей внучки, в детстве включал телевизор и компьютер только для самых нужных, по его мнению, познавательных передач. И постоянно родители ей читали книги. Она совсем крошкой научилась читать сама. У любого ребенка есть потребность в получении новой информации, и она ее получала через книги, так как ничего лишнего, отвлекающего не было. Сейчас она подросла, у нее есть все, что есть у современных подростков. Но интерес и любовь к книге остались, она много читает, ходит в библиотеки. Хотя этот метод мне кажется слишком радикальным и я его не одобряю в полной мере, но результат говорит сам за себя.

Привить любовь к книге — это задача каждого родителя, а уже потом детского сада и школы. Это родители должны думать, какую книгу в какой момент ребенку подсунуть в руки, вложить свое время и силы чтобы заинтересовать его.

Беседовала Елена Маркова.

Фото автора

03.04.2014 в 04:15
Возрастная категория материалов: 16+