Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Говорят, когда природа лишает человека каких-то физических  возможностей, она наделяет его иными способностями. У незрячих людей этой способностью являются умение «слышать» характеры незнакомых людей и умение доверять этим людям.

В психологии есть упражнение, которое используется для развития у человека межличностного доверия. Один человек становится ведущим, другой — ведомым: ему на глаза одевают темную повязку, чтобы он абсолютно ничего не мог видеть. Таким образом, человек становится полностью зависимым от своего партнера. Попробуйте выполнить это упражнение, и вы поймете, что оно действительно эффективное — без помощи ведущего практически невозможно сделать даже шаг. Это состояние беспомощности действительно развивает чувство доверия — к партнеру, к миру и даже, пожалуй, к самому себе. Такое состояние человек с нарушенной функцией зрения испытывает всегда, и для него чувство доверия – это необходимость, которая позволяет ему не быть запертым в четырех стенах, а жить полноценной жизнью, не быть замкнутым в себе, а развиваться и идти в ногу со временем.

Мост через информационную пропасть

Одна из яркий примет современности – всеобщая компьютеризация. Всем известно, что большую часть информации об окружающем мире человек воспринимает зрительно. Совершенно очевидно, что незрячий человек в силу отсутствия зрения изначально ограничен в получении информации. Помочь преодолеть это ограничение и получить таким образом информационную независимость призваны современные информационные технологии.

Сегодня для инвалида по зрению компьютер и Интернет — это не только инструмент, позволяющий решить ту или иную задачу, но и в прямом смысле слова средство реабилитации. Это мост, который позволяет преодолеть информационную пропасть, отделяющую незрячего человека от относительно здоровых людей, получить почти равные возможности по доступу к информации и работе с ней.

Андрей Шелихов, инвалид по зрению, молодой активный человек, стремится быть в курсе всего. Он активный пользователь компьютера и Интернета вот уже несколько лет. Конечно, когда он решил приобщиться к Сети, у него были определенные опасения — а вдруг не получится? — но он смог справиться со своими страхами и освоил компьютер.

— С помощником однажды вечером просто пошел и купил компьютер, и ни разу не пожалел о своем спонтанном решении, — признается Андрей. — Компьютер и Интернет открывают невероятные возможности: не всегда рядом кто-то, кто может, например, почитать газету или рассказать какую-то новость, имея же компьютер и установленную на нем специальную программу, эта проблема исчезает. Кроме того, Интернет – это общение. Я, например, в соцсетях нашел своих бывших одноклассников, преподавателей, коллег, с которыми мне действительно приятно пообщаться. К тому же компьютер – это еще и сканер: когда нужно прочитать какой-либо документ, я сканирую его и с помощью специальной звуковой программы могу прочитать его содержание.

Сегодня получение основных знаний об информационных технологиях людьми с ограниченными возможностями здоровья вполне доступно. Существуют специализированные центры, в которых помогают освоиться с техникой. И, как пояснил председатель местной организации ВОС г. Майкопа Алексей Хлопов, если у человека есть желание и физические возможности, он может поехать в один из центров и пройти обучение.

Есть специализированные курсы и в Адыгее — Андрей Шелихов, например, получал первоначальные знания именно там. Однако в силу определенных причин, как он сам признается, сподвижников у него не так много. Кто-то считает, что в этом нет необходимости, потому что рядом есть те, кто всегда поможет, другие боятся не справиться… Но абсолютное большинство останавливает другая проблема: далеко не каждый инвалид по зрению на свою небольшую пенсию может позволить себе приобрести компьютер или ноутбук.

Между тем стоит признать, что сегодня освоение незрячими людьми современных информационных технологий – это необходимость, которая с каждым годом становится все более значимой. Не владея современными информационными технологиями, незрячие люди останутся на обочине современной жизни.

Существует так называемая индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой государство предоставляет бесплатно человеку с ограниченными возможностями здоровья в том числе технические средства, необходимые ему для ведения полноценной независимой жизни. В федеральный перечень технических средств для незрячих людей включены «говорящий» термометр, плеер для прослушивания книг, трость для ориентировки… Регион оказывает помощь на приобретение дополнительных технических средств реабилитации. Однако возможности эти ограничены и часто технический уровень этих средств не соответствует современным требованиям. Возникает вопрос: неужели современное техническое развитие не касается людей с ограниченными физическими возможностями? Вопрос, скорее, риторический.

— Государство в силу каких-то причин обеспечить всех инвалидов по зрению, например, простенькими ноутбуками и говорящими телефонами не может, сам инвалид зачастую позволить себе сделать такое приобретение тоже не может. Остается надеяться на изменения в нашем законодательстве,
касающиеся прав инвалидов.

Штамп вместо подписи

Изменений в законодательстве ждут незрячие люди и в связи с другой проблемой: при оформлении каких-либо документов, как правило, требуется подпись, поставить которую инвалид по зрению в силу своих физических возможностей просто не может. Слепому и слабовидящему человеку очень сложно ставить подпись в нужном месте и нужного размера, поскольку он не видит ни самого документа, ни его формата. Решить проблему, на первый взгляд, просто — использовать вместо подписи оттиск, иными словами штамп с подписью. Однако далеко не все финансовые организации допускают такое действие.

— Одна из важных проблем — пользование банковскими услугами, — говорит Алексей Хлопов. — Использование факсимиле — штампов с подписью, пока юридически не разрешено, и это действительно большая проблема.

В Адыгее, как показывает опыт некоторых незрячих, есть банки, разрешающие пользоваться штампом, но в большинстве организаций отказывают. С одной стороны опасения банков понятны — штамп могут украсть, но с другой — это в какой-то мере ущемляет наши права.

Человек-невидимка?

Эта проблема, конечно, должна решаться на высоком государственном уровне. Но есть и такие вопросы, которые целиком зависят от человека и его моральных принципов. Один из них связан с общественным транспортом: в Майкопе в большинстве троллейбусов нет звуковой оповещения об остановках, и если обычному человеку это практически не приносит неудобств, то для незрячего это может обернуться настоящей катастрофой.

— Уже долгое время мы не можем добиться, чтобы соблюдалась элементарная вещь — объявлялись названия остановок. Неоднократно общество слепых обращалось к руководству республиканского троллейбусного управления для выяснения причины. Нам уверяют, что в техническом плане все троллейбусы оснащены необходимой аппаратурой, с сотрудниками регулярно проводятся беседы, тем не менее, как показывает практика, результата это никакого не дает, — возмущается председатель общества слепых.

Признаться честно, я никогда не обращала внимания на то, объявляются ли остановки, поэтому решила этот момент проверить: после беседы из общества слепых возвращалась на троллейбусе. Остановки действительно не объявляют.

На вопрос » Почему?» кондуктор удивленно ответила:

— А кому это надо? Город у нас маленький, все и так видят,
где им выходить.

— А как же люди, у которых есть проблемы со зрением, они ведь не могут увидеть…

— Не так уж много слепых в троллейбусах катается. Если попросят, я всегда готова помочь, подскажу, где выйти…

Слова эти звучат обнадеживающе, но на деле все не так гладко. Кондуктор может замотаться со своими делами и забыть о просьбе, а человеку приходится тратить свое время и ездить по кругу или, того хуже, выйти не на своей остановке в незнакомом месте и ждать, что какой-нибудь добродушный человек подскажет путь…

А ждать порой приходится долго. Незрячего в обществе очень часто воспринимают как человека-невидимку. Кто-то просто проходит мимо, погруженный в суету своих дел, просто не замечает, что человеку нужна помощь. Другие сторонятся таких людей, зачастую потому что просто не знают, как правильно себя с ними вести. А есть и попросту бездушные люди… И с такими людьми, к сожалению, незрячим приходится сталкиваться часто — гуляя по улицам, делая покупки в магазине…

Отдельным вопросом, кстати, остается вопрос обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья в супермаркетах. На сегодняшний день супермаркет является удобным и доступным местом для покупок, но, к сожалению, зачастую инвалид по зрению просто не способен его посетить — как правило, в этих магазинах нет человека, который мог бы подсказать, где что лежит.

Местная организация ВОС обратилась к руководству одной из торговых сетей с просьбой о решении этой проблемы. «Было бы правильно и полезно, если бы имелся сотрудник, оказывающий помощь покупателям, нуждающимся в этой помощи, — помогал в поиске необходимого товара, места его расположения в торговых рядах, при необходимости зачитывал информацию о товаре…» — написано в официальном письме. Что ж, хочется верить, что письмо это не останется без ответа.

Традиционно принято считать, что доступная среда – это пандусы и посещение поликлиники без очереди. На самом же деле доступность — это многогранное, многоплановое понятие, которое складывается в том числе из простого человеческого участия и понимания. Доступность — это создание равных возможностей. Это умение доверять и поступать так, чтобы люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, могли довериться.

Юлия Мельникова

03.04.2014 в 04:15
Возрастная категория материалов: 16+