Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Полиция Астраханской области обратилась к депутатам облдумы с инициативой принять закон о привлечении к административной ответственности попрошаек. По мнению сотрудников УМВД региона, их количество за последние годы увеличилось в разы, причем люди, просящие милостыню, все чаще делают это назойливо и навязчиво.

От сумы и от тюрьмы…

…не зарекайся — справедливо говорит пословица. Однако много ли людей, стоящих на улицах с протянутой рукой, действительно такие уж нуждающиеся? Или это просто способ так зарабатывать, ничего не делая? Разобраться в этом непросто: помимо вопросов совести, здесь немало вопросов полукриминального характера, на которые никто не дает ответа, потому как сведения тоже — полуофициальные.

И все бы ничего, пусть просят, если люди подают, не все живут так благополучно, как хотелось бы, некоторым и на кусок хлеба не хватает. Но с наступлением теплых дней попрошаек становиться все больше (зимой люди богаче?). И они, действительно, ведут себя назойливо. Помню, еще студентами мы уворачивались от «просящих», желающих здоровья и счастья за поданную «копеечку». Только вот если не дашь этим «обездоленным», желать вслед они будут уже совсем другое. И были люди, которые, опасаясь таких пожеланий, давали хоть что-нибудь. В это же время ходили разговоры о дворцах за рекой Белой, построенных на наши «копеечки», о длинной цепочке, по которой «копеечки» шли, составляясь в капиталы, и о том, что действительно нуждающиеся вынуждены платить за место под солнцем, чтобы иметь возможность просить милостыню… Однако дворцов я своими глазами не видела, а презумпцию невиновности в нашей стране никто не отменял.

Что делать?

Поможет ли введение административных штрафов? В отличие от регионов, которые только планируют вводить такие санкции, в нашей республике с 2004 года действует Закон «Об административных правонарушениях». Согласно статье 24 этого закона неоднократное или назойливое обращение к гражданам, приставание с целью гадания или попрошайничества, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Однако, как показывает практика, нужного действия эта мера не приносит. До конца 2012 года полномочия по административным взысканиям были у органов МВД, они могли составлять административный протокол, устанавливать личность просящих, проверять их причастность к совершению других преступлений. Сейчас полномочия по составлению административного протокола переданы органам местного самоуправления.

Что это значит? Полиция сейчас не предпринимает специальных рейдов, но, встретив на своем пути попрошайку или бродягу, сотрудники МВД могут собрать документы: взять объяснительную, привлечь свидетельские показания, если это возможно, и направить их в органы местного самоуправления, в Майкопе это городская администрация. Там уже составляется дминистративный протокол с наложением штрафа. Только вот что толку?

— За все время, можно сказать, ни один штраф не был оплачен, — говорит ответственный секретарь административной комиссии МО «Город Майкоп» Ольга Богданова. — Мы выписываем штрафы, они их не платят. Когда приходят судебные приставы, оказывается, что дохода у этих попрошаек нет и имущества, на которое можно было бы наложить арест, тоже. Ведь поэтому они и стоят с протянутой рукой.

Значит, получается, что система штрафов не самая действенная мера воздействия. На тех, кто на этом обогащается, она не влияет. Даже если штраф заплатить, доход одного попрошайки, по неофициальным данным, конечно, в день может составлять несколько тысяч рублей, останется на хлебушек с маслицем.

А как тогда быть? Вводить что-то более серьезное? Здесь получается палка о двух концах: с одной стороны, есть шанс очистить улицы от нищих. А с другой… Тем, для кого хождение с сумой является единственным источником к существованию, даже просто штрафы наносят серьезный вред. Никто не знает, как повернется жизнь: бывают обстоятельства, когда в одночасье остаешься ни с чем, и не подаст никто — не верят. И без того маленький доход оказывается под угрозой. К чему тогда могут привести более серьезные санкции?

Даже Уголовный кодекс РФ, предусматривающий ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеет особое примечание. Согласно ему, действие статьи 151 не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Не растить профессиональных нищих!

В других случаях такое поведение уголовно наказуемо — обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет (в зависимости от того, кто это делает, наказание меняется).

То есть, вызывайте у ребенка желания беспрестанного перемещения, скитания из одной местности в другую, проживания без постоянного места жительства, без постоянного заработка, за счет подаяний в виде денег, вещей, продуктов питания и так далее в нашей стране уголовно наказуемо. Не важно, согласился ли на это ребенок под влиянием уговоров, использования своего авторитета взрослым человеком или его заставили путем угроз, обмана и шантажа. Растить иждивенца нельзя. Как и использовать ребенка для вызывания жалости в людях, чем часто злоупотребляют профессиональные «нищие».

А есть ли проблема?

Однако вернемся ко взрослым. Если с детьми все более-менее ясно, то как поступать с совершеннолетними, вопрос до сих пор открытый. Не прозвучало ничего об этом и в речи главы МВД региона.

 Проблема попрошаек не является в Адыгее столь актуальной, как в других регионах России, но, тем не менее, такие факты выявляются в Майкопе и возле торговых центров Тахтамукайского района, — пояснил на прошедшей на днях пресс-конференции министр МВД по РА Александр Речицкий. — В основном это граждане цыганской национальности. Если полицейскими среди попрошаек выявляются несовершеннолетние, то они доставляются в Центр временного содержания несовершеннолетних, и с ними идет работа педагогов и психологов. Также предпринимаются меры в отношении родителей и лиц, которые вовлекают их в эти преступления.

Для взрослых остаются только административные штрафы, которые никто не платит. И все. Конечно, можно говорить о том, что не будешь подавать — исчезнут с улицы все попрошайки. Или требовать ужесточения санкций до административного ареста. Многие вспоминают так называемые «советские времена», когда наказание за бродяжничество было достаточно серьезным. Но ведь и это не выход. Нищие на улицах — первый сигнал для беспокойства.

— То, что люди стоят на улицах и просят милостыню, это, в первую очередь, симптом заболевания общества — мы не способны обеспечить всем достойное существование, — говорит протоиерей Александр Афонин. — Однако нужно различать неспособных работать, тех, кому действительно нужны помощь и поддержка, и тех, кто работать не желает. Если убирать просящих с улицы, нужно хорошо продумать, куда, потому что просто запрет и попытка убрать их с глаз, не решат проблемы, а только лишь будет способствовать назреванию социального взрыва.

Церковь, по словам отца Александра, совместно с государством помогает людям, оказавшимся в трудной ситуации, реализуются различные программы, но этого оказывается недостаточно, раз на улицах продолжают стоять люди.

К каждому конкретному случаю нужно подходить индивидуально, и не только в плане объема помощи, но в том, нужно ли ее оказывать: есть люди, которые и не собираются трудиться, легкие деньги всегда заманчивы. И их, мне кажется, зачастую больше, чем тех, кто действительно вынужден просить: для себя, для детей или родителей.

 Поэтому однозначного ответа, как быть с проблемой нищенства, нет, — резюмировал Александр Афонин. — Равный для всех закон, может серьезно навредить. Как определить, действительно ли просящий нуждается в помощи? Вопрос открытый.

Действительно, не справку же о доходах у них просить?

Индивидуальный подход

Похожие мысли высказали и в Духовном управлении мусульман Адыгеи и Краснодарского края (ДУМ РА и КК) — нельзя всех ровнять под одну гребенку.

— Проблема разносторонняя, нужно вникнуть, прежде чем принимать какие-то серьезные решения, поскольку однозначно запретить прошение милостыни нельзя — ислам призывает к благотворительности, есть люди, которые действительно попадают в безвыходные ситуации, из которых без посторонней помощи не выбраться, — говорит заместитель муфтия ДУМ РА и КК Ибрагим Шхалахов. — Однако не всегда можно узнать, кто перед тобой: нуждающийся или мошенник, который зарабатывает на твоих добрых чувствах. Сам пророк Муххамед порицал это, говоря: «Попрошайничество того, кто не нуждается в этом, будет позором на лице его в Судный день».

Да и само по себе попрошайничество в исламе запрещено (кроме крайних случаев). В Коране есть множество сур, посвященных просящим, но смысл всех их в том, чтобы выйти и попытаться заработать, а не ждать подати: «с Неба не падает ни серебро, ни золото».

— В некоторых мусульманских странах есть благотворительные общества, в которых скапливаются деньги на помощь действительно нуждающимся, — рассказал Ибрагим Шхалахов. — Не всегда государство успевает вовремя помочь, а ситуации бывают экстренные. Людей нуждающихся нужно уметь услышать, помочь им. Но в то же время все, имеющие возможность работать, должны не просить, а стремиться помочь себе самостоятельно.

Все правильно: помощь — нуждающимся, работу — могущим работать. Вот только как определить, кто есть кто? Да и заставь еще их работать — не привычные господа, больными и немощными прикидываться куда как легче: жалость человека безгранична, как и доход, который она приносит. А настойчивости таким «нищим» не занимать. Вот только как нам не ошибиться, отдавая заработанные трудом деньги? Отказывать всем, оставляя без надежды нуждающихся в помощи? Ответа пока нет…

Екатерина Бицура

Фото Аллы Загуменновой

25.04.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+