Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В этом году 10 мая весь мир будет отмечать день справедливой торговли — торговли, которая должна соответствовать международным стандартам.

Мероприятия, проводимые в этот день, направлены на формирование отрицательного общественного отношения к рабскому труду и привлечение внимания людей к экологическим условиям производства товаров.

Справедливая торговля — это общественное движение, призванное отстаивать международные стандарты и общественную политику в отношении маркированных и немаркированных товаров. Наша страна, несомненно, поддерживает это движение. Но вкладывает куда как больше смысла.

«У ней особенная стать…»

Россия всегда шла своим путем. Спросите у любого жителя нашей страны, что значит для него словосочетание «справедливая торговля». Мы спросили. И первое, что услышали в ответ, было: «А она есть вообще?» Никто даже не вспомнил об экологии производства и использовании рабского и детского труда, всем пришли на ум старые знакомые: обсчет и обвес, виртуозно применяемые нашими, отечественными, продавцами.

— Так, а что вы хотите? — спрашивает меня одна из посетительниц рынка. — Нас всю жизнь обманывали, способов масса. Чтобы не подарить свои деньги, нужно быть очень внимательными: и гири выпиленные на весы ставят, и электронные весы сбивают…

Кстати, рынок — вовсе не обитель зла, просто это место, где мы по привычке ожидаем обмана, так уж повелось испокон веку: на рынке нужно правильно сторговаться, а не просто купить то, что тебе предлагают, не всегда цена адекватна. Неожиданно для русского человека законы рынка перекочевали в крупные магазины, где, казалось бы, ты сам выбираешь товар. Часто бывает, что в супермаркете обманут так, что не рад будешь: свежесть продуктов не всегда первая, иногда даже и не вторая, ибо за просроченные товары сотрудников торговых заведений строго наказывают, вот они и реанимируют то, что должно отправляться на утилизацию.

Не говорю уже об особой бдительности покупателя на кассе: чем длиннее чек, тем проще стать жертвой беззастенчивого обмана. Чаше всего кассир пробивает лишний продукт или увеличивает количество действительно купленного вами товара.

— Конечно, среди недельного запаса продуктов легко не заметить лишнюю шоколадку или три бутылочки пива, вместо положенных двух, — жалуется мне знакомая. — А если не считывается штрих-код и кассир набирает код товара вручную, то всего одна неверная цифра и вместо селедки в твоем чеке может появиться семга.

Дайте жалобную книгу!

Действительно, последователей известного Остапа Бендера, знавшего 400 способов относительно честного отъема денег, в нашей стране хватает. И жалобы в Роспотребнадзор не прекращаются. О многих из этих случаев мы писали раньше, предостерегая потребителей, рассказывая, как вести себя в той или иной ситуации. Но, к сожалению, есть еще о чем рассказать.

Что для меня всегда странно, нарушения, связанные с обманом покупателей, выявляются даже в ходе проведения плановых проверок, о которых продавец знает за три рабочих дня. То ли законов не знают наши бизнесмены, то ли настолько ничего не боятся и выгоду ставят превыше штрафа? Загадка…

— В ходе проведения плановой проверки было установлено, что в магазине реализуется товар, подлежащий обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента с указанием этой информации на упаковке, — рассказывает руководитель отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РА Рашид Карданов. – Это вводит потребителей в заблуждение и дает возможность продавцу реализовывать товар, не прошедший сертификацию качества.

Казалось бы, формальность. Но за нее владельцы магазина заплатили существенный штраф. Чем заплатили потребители неизвестно, возможно, все обошлось, и вещь действительно была сделана на совесть, а ведь может быть все, что угодно: от аллергии на составляющие вещества до ухудшения в разы потребительских качеств товара.

Страховка от слова «страх»?

В нашем случае, когда мы страховали машину, именно страх «мешал» работнику страховой компании установить называемый коэффициент: нас не видно в его базе, а меньше, чем всем, устанавливать, значит, нельзя. И только долгих препирательств и звонка в центральный офис коэффициент был установлен правильно. Но не все обладают таким упрямством и начинают спорить с сотрудниками компании, что дает им возможность для элементарного обсчета – установления завышенного коэффициента.

— При проверке на основании обращения потребителя установлено, что должностным лицом при оказании услуг по страхованию автогражданской ответственности допущен обсчет потребителя: при проведении расчета стоимости полиса ОСАГО был применен неверный коэффициент, за что предусмотрена административная ответственность, — рассказал Рашид Карданов.

Как потом выяснилось, таких случаев в этой компании, было больше десятка, что позволяет говорить не об ошибке одного сотрудника, а о целенаправленной политике компании.

В сфере автотранспорта, как ни странно, различных нарушений немало. Часто играют на элементарном незнании людьми законов. Так, в Роспотребнадзор поступила жалоба о том, что на автовокзале действуют платные туалеты. По-моему, это ни для кого не секрет — бизнес хоть и со специфическим запахом, но древний, как мир. Проблема же была в том, что действуют они для всех. Что плохого? А вот что: оказывается согласно правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, пассажир, имеющий на руках билет, срок действия которого не истек, имеет право бесплатного (!) пользования залами ожидания и туалетами, расположенными на территории автовокзала, автостанции. А с людей деньги за это берут!

Также многие не знают, что цена на бензин на стеле у заправки и в кассе той же заправки может отличаться. Но это уже из устных жалоб знакомых автовладельцев. На удивленные вопросы, сотрудники АЗС спокойно утверждают, что стела ценником не является, поэтому спрашивайте цену у оператора кассы. Будьте внимательны не только за рулем, уважаемые автомобилисты.

Ценник стоит поменять

А вообще различие цены на ценнике и на кассе трактуется в пользу той, что на ценнике. И платить больше вы не обязаны ни при каких обстоятельствах, это проблемы продавца, если он забыл заменить ценник. Они и так немало нас с маркировками обманывают.

— В ходе проверок, проведенных в первом квартале 2014 года, было выявлено немало нарушений, лабораторные исследования проб пищевых продуктов показали, что наиболее неблагополучной по микробиологическим показателям явилась группа молоко и молочные продукты, — рассказала начальник отдела надзора по обеспечению санитарного благополучия населения Управления Роспотребнадзора по РА Инесса Коваленко. — Так, были выявлены продукты, в которых содержатся консерванты, что не допускается техническим регламентом, значит, такую продукцию реализовывать нельзя.

Также выявлена продукция с неправильной маркировкой, когда на упаковке написано «масло сливочное», а по факту это настоящий спрэд — с большим содержанием растительных жиров. Такой обман потребителей карается по закону.

В основном в Роспотребнадзор обращаются с жалобами на продажу некачественного товара. Из 14 поступивших в этом оду заявления, в 98% случаев факты, изложенные в обращении, подтверждены, что говорит о низкой культуре реализации пищевых продуктов.

P.S. Потребителю стоит научиться требовать жалобную книгу, писать в нее официальные претензии, на которые продавец должен реагировать в определенные сроки, отстаивать свои права, а махать на них рукой. Да, разница в весе в 50 грамм, может, и не сильно ударит по кошельку, нам привычнее быть гордыми и не требовать назад свои деньги, реагируя на это так, будто мы нищие и нам этих 5 рублей не хватает. Да не хватает! Мы за эти «копейки», и за них в том числе, работаем. А вот нечестный продавец на таких пятирублевках за месяц вторую, а то и третью зарплату делает. И мы этому способствуем. Потому что уверились, что у нас нет справедливой торговли и быть не может — менталитет у нас, видите ли такой.

Предлагаем 10 мая, во Всемирный день справедливой торговли, особенно внимательно заглянуть в Федеральный закон «О защите прав потребителей» и начать создавать свое поле — справедливых, безубыточных покупок.

Екатерина Бицура

07.05.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+