Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Неправда, что музы молчат, когда говорят пушки. В этом мир убедила Великая Отечественная война. Песня, зовущая на подвиг во имя Родины, стала мощным оружием нашей армии, набатом, материнским благословением сыновей на бой с врагом. Песня помогала сохранять и умножать боевой дух, а лирическая фронтовая размягчала суровую солдатскую душу, навевала воспоминания о доме родном, о матери, о любимой жене и детях, оставшихся далеко в тылу. В годы Великой Отечественной войны родилось более ста песен, многие из которых помнят, любят и поют и сегодня.

«Вставай, страна огромная!»

Самой первой военной песней стала «Священная война» (слова Василия Лебедева-Кумача, музыка Александра Александрова).

На третий день войны, 24 июня 1941 года стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», начинавшаяся словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная Звезда».

Газету со стихами Лебедева-Кумача принесли руководителю ансамбля песни и пляски Красной армии Александру Александрову. Стихи потрясли композитора. В них было все, чем он жил, о чем думал в те первые военные дни. По дороге домой он вновь и вновь перечитывал стихи, в душе рождались первые рубленные аккорды песни-набата.

На следующий день, придя на репетицию в Центральный Дом Красной армии, Александр Александров написал мелом на доске ноты и текст песни. Артисты исполнили ее, что называется, «с листа».

Еще день ушел на репетицию, а уже 27 июня состоялась премьера песни. Первыми ее услышали бойцы и командиры Красной армии, отправлявшиеся на фронт с Белорусского вокзала Москвы.

В зале ожидания был сооружен небольшой деревянный помост (в первом исполнении песни участвовала четвертая часть артистов ансамбля, остальные уже отбыли на фронт). Кругом толчея, шум, топот сапог, команды на построение. Слова ведущего, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», потонули в общем шуме.

Но вот руководитель ансамбля поднял руку, артисты замерли. Взмах — и грянула песня. Зал затих. Когда артисты пели: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна, — идет война народная, священная война!», все сидевшие бойцы и командиры встали, у некоторых на глазах появились слезы.

Так начался славный путь первой военной песни. После записи на пластинку, ее стали ежедневно исполнять по радио.

«От Катюши передай привет»

Боевой и любимой множеством бойцов была и песня «Катюша» (слова Михаила Исаковского, музыка Матвея Блантера). Родилась песня до войны, в 1938 году, и как только грянули бои Великой Отечественной войны, «Катюша» оказалась на передовой.

История создания песни такова. Композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного из только что созданных журналов и попросили написать песню для первого номера. Такую, чтобы она согревала душу бойцу, находящемуся вдали от дома. Тут Матвей Блантер познакомилося с поэтом Михаилом Исаковским. Поэт и композитор поняли, что от них хотят. Через пару дней Исаковский и Блантер встретились. Композитор взял текст и сразу стал напевать.

Особое значение песне придавало то, что наше непревзойденное в годы Великой Отечественной войны боевое оружие — гвардейский реактивный миномет, получил у солдат название «катюша».

Поскольку песня была в блиндажах и землянках, где, естественно, не было песенников со словами «Катюши», бойцы фантазировали, придумывали свои слова для боевой песни.

Фронтовик Валентин Денисович Жуков из станицы Ханской спел однажды мне такой куплет на мелодию «Катюши» «Пусть враг помнит русскую «катюшу», пусть он знает, как она поет, всем врагам вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает».

«Про улыбку твою и глаза…»

«Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза, и поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза».

Эти пронзительные лирические строчки вовсе не предназначались для песни. Их написал фронтовой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Алексей Сурков осенью 1941 года своей жене. Было это под Истрой. Рота, в которую корреспондент поехал за боевым репортажем, отошла на новые позиции. В наспех оборудованной землянке зажгли коптилку из гильзы, растопили железную печурку. Кто-то растянул гармонь. Повеяло теплом, накатились воспоминания, и Алексей экспромтом написал то письмо в стихах жене. И слова «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» вовсе были не поэтическим образом, а реальностью.

Спустя немного времени, когда врага уже погнали от стен Москвы, в редакцию «Красноаромейской правды» пришел композитор Константин Листов. Он попросил фронтовых корреспондентов написать стихи о том, как солдат скучает по любимой жене, тоскует по дому родному. Тут Алексей Сурков и вспомнил о письме жене, написанном в стихах.

Через неделю композитор приехал в редакцию, попросил у фронтового репортера Михаила Савина гитару и спел песню, назвав ее «В землянке». Затем песня была опубликована в «Комсомольской правде» и разлетелась от фронта до самых дальних тылов.

«Ты меня ждешь…»

Многие фронтовые песни пришли в окопы с киноэкранов. Такова «Темная ночь» (стихи Владимира Агатова, музыка Никиты Богословского). В 1943 году во время работы над знаменитым военным кинофильмом «Два бойца» режиссер Леонид Луков никак не мог снять сцену, где солдат в перерыве между боями пишет письмо домой. И ему пришла в голову мысль скрасить эту сцену задушевной песней, которая и была бы частью солдатского письма домой. Режиссер обратился к композитору Никите Богословскому. Через час Богословский наиграл мелодию, которая понравилась режиссеру. Потом вдвоем поехали к поэту Владимиру Агатову, который тоже очень быстро сочинил стихи.

Спетая исполнителем главной роли Марком Бернесом песня «Темная ночь» опередила появление кинофильма и быстро долетела с эшелонами до передовой.

«Ночь коротка…»

«Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука». Слова этой песни «Случайный вальс» (поэт Евгений Долматовский, композитор Марк Фрадкин) как бы переносили сердца и души солдатские из огня и грохота разрывов в другой мир — лирический, неожиданных знакомств на обочинах фронтовых дорог.

Вскоре после победного завершения Сталинградской битвы композитора Марка Фрадкина и поэта Евгения Долматовского пригласили в военный совет фронта. Генерал Константин Рокоссовский вручил им боевые ордена Красного Знамени за то, что своими песнями и стихами поднимали боевой дух солдата, вдохновляли на бой.

Штаб фронта срочно перебазировался в сторону Курска. Вместе со штабом поехали Фрадкин и Долматовский. По пути эшелон часто останавливался. Если стоянка была длительной, бойцы и командиры ходили по городу. Однажды в небольшом городке девчата пригласили группу офицеров на танцы в клуб. Там и увидели поэт и композитор то, что легло в основу песни.

В эшелоне Марк Фрадкин и Евгений Долматовский закончили работу над песней. Назвали ее «Офицерский вальс». И вот почему. К тому времени в Красной Армии были введены погоны, и командиров стали называть офицерами. Когда Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин услышал эту песню по радио, она ему понравилась, но сделал замечание, мол, еще не подошло время советским офицерам вальсировать, надо бить врага. И название песни заменили на «Случайный вальс».

«По берлинской мостовой…»

А эта песня «Казаки в Берлине» больше известная по начальным словам «По берлинской мостовой»… (слова Цезаря Солодаря, музыка братьев Даниила и Дмитрия Покрассов) родилась уже после войны.

Как вспоминал Цезарь Солодарь, утром 9 мая 1945 года он видел на еще не расчищенном от завалов берлинском перекрестке девушку-регулировщицу в пилотке и с длинной, выпущенной на гимнастерку косой, которая дела отмашку флажком группе казаков на конях в сторону реки.

Солодарь улетел транспортным самолетом в Москву. И уже в полете он набросал вариант стихотворения. Братьям Покрасс стихи понравились. Они предложили поэту усилить их словами, ставшими потом припевом: «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки!»

Первым исполнителем песни стал Иван Шмелев, а потом она разлетелась по казачьим станицам и хуторам, вошла в репертуары казачьих ансамблей.

Послесловие

Нынче фронтовые песни в обычные дни редко можно услышать по радио. О них вспоминают в День Победы да в День памяти и скорби — 22 июня. Но значит ли это, что фронтовые песни совсем забыты и никому не нужны? Отнюдь нет. Есть фронтовые песни в репертуарах самодеятельных ветеранских хоров. В Майкопе ежегодно проходит фестиваль «Не стареют душой ветераны». В нынешнем году в нем приняли участие такие хоровые коллективы, как «Ветеран» «Рябинушка», «Сударушка», «Родник», «Оптимист».

Дмитрий Крылов

На снимке: хор ветеранов «Оптимист» исполняет фронтовые песни. Руководитель — заслуженный работник культуры РА Майя Ивановна Дудник, аккомпаниатор — Владимир Иванович Ваганов.

08.05.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+