Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

— Владимир Николаевич, откуда истоки вашей долгой и удачной спортивной жизни?

— Прежде всего хочу сказать о том, что корни моей родословной имеют многонациональное разветвление. Есть среди моих предков и украинцы, и русские, а бабушка была татаркой. Отец мой Николай Дмитриевич — из военных. В свое время он был заместителем командира авиационной эскадрильи Армавирского летного училища. По линии мамы моя родословная исходит из Западной Украины.

В Майкопе в годы моего детства жили мы на улице Кубанской, рядом с СОШ №5. И прямо напротив моего дома находился спортивный зал, да и до городского парка, как говорится, рукой подать. Вот в этом месте и прошли мои детские и школьные годы.

— Раз вы упомянули о знаменитом в те годы спортзале, где свои первые тренировки проводил великий Якуб Камболетович Коблев, так и хочется спросить: как получилось, что вы прошли мимо этого спортзала?

— Нет, я не прошел мимо, наоборот, проводил в этом зале все свободное время. Мы там играли и в футбол, и в баскетбол, и в гандбол. Почему не увлекли меня ни самбо, ни дзюдо? Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли смогу. Скорее всего, я не был по складу характера готов, чтобы стать борцом агрессивного спортивного единоборства, каковыми мне тогда казались эти виды спорта. В том возрасте я был в поиске, занимался в различных кружках, в том числе и спортивной гимнастикой. Я не хотел уходить из секции, но тренер уже тогда понял, что ростом меня Бог не обделил, а, по его словам, обычно из юношей с крупным телосложением классные гимнасты не вырастают. Вот так, на первый взгляд из-за банальной причины, пришлось оставить занятия спортивной гимнастикой.

Начал заниматься футболом. Технике этой игры обучался у известного тренера Г.К.Безбогина. Должен признаться, что у меня с детских лет есть обостренное чувство фанатизма. То есть в любом деле, за которое берусь, мне нужно добиваться максимальных результатов. Затем в моей жизни был баскетбол. И там вроде бы получалось неплохо — стал ведущим игроком сборной СОШ №5 Майкопа. Но я по характеру стремился быть везде лидером, а в нашей команде я чувствовал, что игрок-прима не я, а Мурат Хизетль. Такое положение меня не устраивало, и я продолжил искать себя в других видах спорта. Так появился в моей жизни бокс.

Понимаете, еще с детсадовского возраста меня устраивала только одна позиция в компании своих сверстников — лидера. Если сверстники не воспринимали меня в этой роли, свое превосходство над ними я доказывал кулаками. Меня неоднократно наказывали за такой ершистый характер начиная с воспитателей детского сада, да и мама так давала, чтобы выбить из меня привычку доказывать свою правоту с помощью кулаков…

— Вот, оказывается, откуда начинались истоки вашей боксерской биографии…

— С этим видом спорта, ставшим моим спутником на всю жизнь, знакомство произошло так. У меня был близкий друг и одноклассник Юра Нагоев. Так вот, через его старшего брата я узнал о том, что в Майкопе функционирует секция бокса, руководит которой В.Х.Унанов. Но не так-то просто было попасть в эту секцию. Дело в том, что она была в то время единственной в городе, а желающих познать технику бокса оказалось много. Но я все же попал к Владимиру Хачиковичу через Славика Нагоева. Это и есть начало моей боксерской биографии.

Кстати, В.Х.Унанов не был профессиональным тренером. Днем он работал на производстве, а по вечерам вел боксерские тренировки. Желающих научиться технике боксирования было так много, что Владимир Хачикович проводил занятия до полуночи.

— Ваш первый боксерский турнир помните?

— Помню, естественно. Это было в Майкопе, матчевая встреча боксеров Адыгеи и Краснодарского края. Ринг был установлен на сцене Зеленого театра в горпарке. В зале — аншлаг. Выиграть у краснодарцев, конечно же, было почти нереально. У них в каждой весовой категории — мастера спорта. Но я и кто-то (имя, к сожалению, не помню) из нашей команды выиграли у соперников. Хорошо запомнил тот бой, потому что мне достался очень серьезный соперник — физически мощный, с сильным нокаутирующим ударом. Не скрою, был горд, что не подвел своего тренера и оправдал надежды многочисленных зрителей.

Учился я тогда в 10 классе, выступал в полутяжелом весе.

— Наверное, вам, молодому человеку тогда, было приятно осознавать, что ваш авторитет среди сверстников вырос?

— Не скрою, очень нравилось, что меня на улицах Майкопа начали узнавать, подходили совершенно незнакомые люди, пожимали руку, поздравляли с победами, желали успехов в боксе. В те годы еще не было титулованных самбистов и дзюдоистов, был только я, добивающийся побед на ринге молодой боксер. Не скажу, что такая популярность меня испортила, но, если честно, почувствовал себя звездочкой, скажем так.

— А в том возрасте приходилось применять навыки боксерского искусства, чтобы доказать свою правоту?

— Зачем лукавить, и такие случаи имели место. Но, положа руку на сердце, скажу, что я никогда не затевал драку, если не был уверен в своей правоте. Думаю, мои друзья и одноклассники подтвердят такую мою жизненную позицию.

Часто вспоминаю один случай. Школьники выпускных классов в то утро собрались на площади Ленина встречать рассвет. И какой-то десятиклассник из 19-й школы так сильно обидел одну девушку, что она зарыдала. Ну, как тут не дать ему понять, что поступил он по-хамски?! Сейчас я понимаю, что перестарался. А тогда все подходили ко мне и говорили, что поступил я правильно, по-мужски. Теперь же считаю, что того юношу правильнее было бы поставить на место силой убеждения, примерами из литературы или кино.

Зато тот случай стал для меня уроком, и подобных безрассудных поступков в дальнейшем старался не повторять.

— Владимир Николаевич, когда и как произошел переход на тренерскую работу?

— Когда поступил в Краснодарский институт физической культуры, возникла мысль начать тренерскую деятельность. К этому времени я женился, родился ребенок. Помню, в те годы в Майкопе не было спортивного зала, где можно было поставить ринг и проводить тренировки с ребятами. Но меня взяли на работу тренером по боксу в областной совет ДСО «Спартак».

Кстати, возглавлял его в те годы энергичный и знающий свое дело в недавнем прошлом великолепный волейболист А.К.Тхакушинов. Именно Аслан Китович был инициатором выделения помещения для школы бокса на территории нынешней седьмой школы. Мы до сих пор находимся в этом здании.

Как тренер первый набор сделал в 1976 году. Я и сам тренировался, и учил азам бокса ребят, при этом продолжал выступать на боксерских турнирах.

— Что сложнее: самому постигать уроки боксерского мастерства или же учить этому других?

— Учиться самому, безусловно, легче. А в работе с детьми, начинающими свой путь в боксе, главное — донести до их сознания свое видение боксерского искусства. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мальчишкам зачастую кажется, что в боксе достаточно овладеть двумя-тремя техническими приемами, чтобы соперника послать в нокаут. Первейшая задача тренера состоит в том, чтобы объяснить ученикам, что бокс — это не только нокдауны и нокауты, он гораздо богаче.

— Свой первый успех на тренерском поприще помните?

— А как же, конечно, помню! В 1980 г. И.Костенко и С.Мовян первыми из моих воспитанников выиграли первенство Краснодарского края и первенство РСФСР. Вторым из моих учеников значительных успехов добился на ринге А.Чолокян.

— Боксер, как известно, обладает грозным, а иногда и смертельным ударом. В связи с этим получают ли они от тренеров дополнительно какие-то понятия о том, что можно и что нельзя?

— Безусловно. И мои тренеры в свое время проводили большую воспитательную работу в этом плане, и я стараюсь внушить своим воспитанникам, что мы, тренеры, учим их боксу не для того, чтобы они доказывали свое превосходство на улице.

Хотя я понимаю, что жизнь есть жизнь. В ней, увы, часто случаются непредвиденные ситуации. И на своем примере стараюсь внушить ученикам, что лучше нокаутировать уличного хулигана словом, а не кулаками.

— Кроме бокса, какое у вас любимое занятие?

— Я очень люблю футбол. Сам играю до сих пор, наблюдаю за матчами команд российской Премьер-лиги, стараюсь не пропускать ни одной игры нашей «Дружбы» в первенстве России, зимой хожу на каждый тур зимнего чемпионата Майкопа.

Есть ли у меня любимая команда в Премьер-лиге? Не знаю, как это объяснить, но каждый год болею за разные команды. В прошедшем чемпионате, например, болел за московский «Локомотив». «Железнодорожники» до самого финиша имели хорошие шансы стать чемпионами, но, увы, стали только бронзовыми призерами.

— Вы сентиментальны или такая черта характера вам не присуща?

— Могу сразу сказать, что я очень сентиментален, несмотря на грозный внешний вид. Скажу больше: готов все свое отдать незнакомому человеку, попавшему в беду. Бывали случаи, когда давал кому-то деньги, а в карманах не оставалось ни рубля, домой добирался пешком.

— Ваш внук, Тимур, занимается у вас. Требования на тренировках к нему такие же, как и ко всем?

— Нет, к нему повышенные требования. К счастью, Тимур все понимает и не обижается на деда. На мое счастье, он с удвоенной энергией работает на тренировках, хорошо учится в школе. Словом, на радость мне и бабушке у нас растет прекрасный внук. Позволю себе через любимую газету признаться Тимуру в том, что он мой любимый внук.

— Вы — известная личность в Майкопе, республике и среди мужчин пользуетесь большим уважением. Как думаете, а женщинам вы нравитесь?

— Не сочтите за нескромность, но, думаю, что нравлюсь.

— Владимир Николаевич, спасибо за откровенный диалог. Удачи вам в работе и жизни!

Ибрагим Чич.

Фото Аркадия Кирноса.

11.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+