Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

После поражения наших войск под Харьковом в мае 42-го, немцы предприняли масштабное наступление на юго-восточном участке советско-германского фронта. Двумя мощными группировками они двинулись на Северный Кавказ и на Сталинград.

Главной задачей на Северо-кавказском направлении гитлеровское командование считало захват нефтеносных районов Майкопского месторождения и бакинской нефти. На Сталинградском направлении гитлеровцы преследовали две цели: военно-стратегическую — перерезать водную артерию снабжения Красной Армии — Волгу и политическую — захватить и стереть с лица земли город, носивший имя Верховного главнокомандующего СССР — И.В.Сталина.

Сталинградская битва занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Это величайшее по масштабам и ожесточенности сражение длилось 200 дней и ночей — начиная с 17 июля 1942 года и по 2 февраля 1943 года. Немцы бросили на Сталинград четвертую часть всех своих сил, находившихся на советско-германском фронте.

В этой величайшей битве на Волге принимали участие многие наши земляки. К сожалению, они почти все уже ушли из жизни. В редакционном архиве сохранились воспоминания некоторых бойцов-сталинградцев, в частности, подполковника милиции Ивана Гавриловича Огурцова.

На войну он был призван в октябре 1941 года после окончания школы-десятилетки, его направили в военное училище, дислоцировавшееся в городе Орджоникидзе. Подготовка, как говорит он в воспоминаниях, шла по ускоренной программе: вместо двух лет предстояло учиться год. Но и этот срок не был выдержан. Не успели сдать экзамены и получить лейтенантские погоны, как в ночь на 13 июля 1942 года училище было поднято по тревоге. Курсанты погрузились в эшелоны и отправились на Сталинградское направление.

К утру 17 июля 1942 года уже заняли оборону на левой стороне большой излучины Дона. Справа держали оборону морские пехотинцы, слева — курсанты Житомирского пулеметного училища.

На следующий день немецкое командование сосредоточило большое количество механизированных войск, в том числе и 6-ю полевую армию генерала Паулюса. Гитлеровцы пытались сходу переправиться через Дон в этом месте. Трое суток шел жестокий бой. Но курсанты и морские пехотинцы не дали переправиться врачу в этом месте. Тогда немцы по правому берегу Дона поднялись выше, к городу Калач, а внизу, у станицы Цимлянской, навели переправы через Дон и устремились правым флангом вдоль железной дороги к южной части Сталинграда, а левым — к северной.

Как говорится в воспоминаниях Ивана Гавриловича Огурцова, им было приказано отходить к Сталинграду.

Август 1942 года был невыносимо жаркий. Передвигались от хутора к хутору пешком и только в ночное время. Горячую пищу давали один раз в сутки (пшенную кашу), остальное время питались порцией сухарей и брикетами пшенной крупы. Воду для питья брали из речушек, кипятили в походных кухнях, а потом выдавали курсантам по одной фляжке на сутки.

За Доном немцы оборудовали себе большой аэродром, откуда по два раза в день летали бомбить Сталинград, а на обратном пути, снижаясь до 150—200 метров, обстреливали из пулеметов курсантов. Нашей авиации было мало, поэтому те и свирепствовали как хотели. У курсантов же было на вооружении только стрелковое оружие, гранаты и ротные минометы.

В конце августа при обороне хутора Потемкинский командование курсантов получило сообщение, что на станцию Жутово (ныне Октябрьская) сброшена большая группа немецких десантников. На этой станции располагались штаб училища и две охранные роты.

Старший лейтенант Шевцов, командир роты, в которой был Иван Огурцов, сам повел ребят на станцию Жутово. За одну ночь курсанты сделали марш-бросок в 34 километра, утром вступили в бой с немецкими десантниками. В течение дня полностью истребили выброшенных парашютистов.

Перед обедом следующего дня в двух километрах от станции Карповка (сейчас там проходит Волго-Донской канал) курсантов настигли 34 немецких танка с автоматчиками. Командир приказал всем окопаться и приготовиться к бою. Отражать наступление танков было сложно: не было ни пушек, ни противотанковых ружей, были лишь противотанковые гранаты. Хорошо, что на правом фланге находилась 66-я морская бригада, которая имела 45 мм противотанковые пушки и установки «РС»-катюши, с их помощью курсанты отбили танковую атаку, разогнали по полям автоматчиков и двинулись дальше на Сталинград.

Рано утром 1 сентября 1942 года курсанты разрозненными отрядами вошли в Сталинград. Как говорится в воспоминаниях Ивана Гавриловича Огурцова, город горел. Даже не город, а весь правый берег Волги на всем охватываемом глазом пространстве.

Вместе с другими воинами курсанты заняли оборону на правом берегу Волги со строжайшим приказом — не подпустить врага к берегу. И все же в октябре 1942 года на стыке двух рот гитлеровцы прорвались к волжскому берегу и начали черпать касками воду из великой русской реки. Взводу Ивана Огурцова было приказано отогнать врага от берега. Немцы отошли и засели в полуразрушенном двухэтажном доме. Только на вторые сутки взвод Огурцова уничтожил последнего немца из засевших в доме.

Через два дня Иван Огурцов был ранен. В госпитале он узнал о начавшемся 19 ноября контрнаступлении наших войск под Сталинградом, об окружении гитлеровской группировки в Сталинграде и о полном ее разгроме, закончившемся пленением более 300 тыс. немецких солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

Дмитрий Крылов.

17.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+