Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Органические продукты, произведенные дружественными по отношению к окружающей среде методами, — один из трендов потребительского рынка развитых стран. Интерес потребителей к ним увеличивается и в странах, еще недавно принадлежавших к третьему миру, а сегодня показывающих солидные темпы экономического роста.

Рост благосостояния неизменно влечет изменение образа жизни людей, меняются и взгляды на то, как надо питаться. Органическая продукция стоит в разы дороже традиционной, но когда вопросы цены отходят на второй план, то возникают новые приоритеты — качество, польза для здоровья, забота об окружающей среде.

«Зеленая революция» — органическая «контрреволюция»

Большую часть своей истории человечество потребляло исключительно органические продукты. Ситуацию изменила «Зеленая революция» 1940—1970-х годов. В это время стали активно выводить более продуктивные сорта растений, расширять практику применения удобрений, пестицидов. Но одновременно с этим у потребителей не пропало желание потреблять продукты, произведенные традиционными способами, без химикатов. Лучше и надежней всего было покупать их непосредственно у производителей, поскольку зачастую потребители могли лично побродить по ферме, познакомиться с тем, как организован процесс производства. Позднее, в 2009 году, одна из инициатив минсельхоза США реализовывалась под лозунгом: «Знай своего фермера — знай свою еду».

По мере роста спроса появились магазины, специализировавшиеся на органических продуктах, а затем в свой ассортимент их включили и крупные торговые сети. Простой потребитель уже не мог прийти и ознакомиться с тем, как налажен процесс производства. Возникла необходимость сертификации фермерских хозяйств, производящих подобные продукты. Сертификация строится на подтверждении производителями соответствия продукции требованиям, установленным государством и международными организациями. Для скотоводов — это ограничения на использование антибиотиков и гормонов роста, обязательный откорм скота на пастбищах. Особое внимание — бесстрессовым условиям содержания и транспортировки животных. Для земледельцев установлен запрет на минеральные быстрорастворимые удобрения, а для борьбы с вредителями разрешены лишь натуральные пестициды.

Таким образом, следует различать органические продукты и продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах. В понимании обывателя между ними ставится знак равенства, однако это не так. Производители органических продуктов обязаны пройти процесс обязательной сертификации, а для людей, ведущих хозяйство на своем огороде, таких рамок не установлено.

Причины популярности

Люди убеждены, что эти продукты более здоровы, питательны и экологичны. Органические продукты являются показателем того, что человек обладает статусом, заботится об окружающей среде и своем здоровье. На эту тему был проведен показательный эксперимент. В нем участвовала группа студентов. Те из них, кто был убежден в меньшей калорийности органических продуктов, выбирали их среди обычных продуктов даже тогда, когда на этикетках была указана одинаковая энергетическая и пищевая ценность. Также такие продукты активнее выбирали те молодые люди, которые являлись сторонниками идей защиты окружающей среды.

Стандарты органики или лоббисты: кто кого?

По мере создания правовых рамок, в которых происходит сертификация производителей органической продукции, звучит все больше голосов о том, что лоббисты интересов корпораций продвигают изменения в законы, благоприятные для крупных производителей. А в ситуации, когда доминирующими продавцами органики уже стали сети супермаркетов (традиционно работающие с крупными поставщиками), не исключено, что небольшие сельхозпроизводители будут выдавлены из этого бизнеса.

Эксперты заявляют, что крупные компании уже играют важную роль в установлении стандартов органических продуктов питания, их представители участвуют в разработке соответствующих требований. Следствием этого уже стало расширение списка неорганических ингредиентов, которые в определенной доле могут добавляться в продукты, маркируемые как «органические».

А что Россия?

Индустрия производства органических продуктов питания и напитков распространена по всему миру. Сегодня их производят и экспортируют многие страны. Традиционно важные игроки на этом рынке — Северная Америка и Европа. Но динамично растет спрос и в Бразилии, Мексике, Китае, Индии, Аргентине.

По оценке Euromonitor international, в 2012 году рынок органического сельского хозяйства в России составил около 4,5 миллиарда рублей. Но эта цифра учитывает только тех производителей, которые сертифицированы по европейским стандартам. По оценкам Союза органического земледелия, рынок продукции, произведенной натуральным путем, составил более 1,5 триллиона рублей (при том, что весь рынок сельского хозяйства оценивается примерно в 3,4 триллиона). Большая часть из тех, кто производит продукцию не промышленным путем, — это фермеры, сельхозкооперативы, личные подсобные хозяйства. Для них перейти в будущем на органическое производство несложно — они уже делают полуэкологически чистый продукт. Плюс России и в наличии чистых земель, которые давно не знали удобрений (в Европе, например, такой ресурс давно в дефиците). Угодья, которые не использовались в течение трех последних лет, можно сертифицировать под экологически чистое производство.

Но в целом Россия пока находится в стороне от мирового тренда, хотя у нашей страны колоссальный нереализованный потенциал в сельском хозяйстве. По экспертным прогнозам, объем мирового рынка органики в 2020 году составит $200—250 млрд. Потенциал внутреннего рынка органической продукции в России к этому времени составит 300—400 млрд. рублей, и еще столько же — экспортный потенциал. Это будет более 10% мирового рынка органической продукции. Но самое важное то, что основная прибыль генерируется на производстве, то есть идет сельхозпроизводителю. Возможно, это последний шанс его спасти и остановить опустение сел.

Справка

Споры о том, являются ли органические продукты более вкусными и полезными, чем продукты, произведенные традиционным образом, продолжаются долгое время. Ряд исследователей заявляет, что особой разницы между ними нет. С другой стороны, есть данные, что некоторые органические фрукты могут содержать меньше влаги, чем обычные. От этого в них повышается концентрация ароматических и иных веществ, что делает их более ароматными, придает им более насыщенный вкус.

Дмитрий Кизянов.
25.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+