Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Наши дети встречают незнакомых людей повсюду: в магазине, на детской площадке, во дворе. Они привыкают к тому, что взрослые окружают их, и не подозревают об опасности, исходящей от чужих людей. К сожалению, человеческое общество устроено так, что не всех незнакомцев можно назвать приятными и милыми. Сейчас, летом, дети много времени проводят на улице, часто без присмотра взрослых, и это повышает риск попасть в неприятную, а иногда даже опасную, историю.

Как защитить детей от знакомства с опасными чужаками, которые могут причинить им вред, мы спросили детского психолога НП Центр «Радуга» Марият Сканчибасову.

 Во-первых, детям надо подробно разъяснять, кого обычно называют «незнакомым человеком», — говорит психолог. — Дети склонны думать, что «плохих незнакомцев» можно с легкостью отличить от тех, кому можно доверять: в мультиках и компьютерных играх у них обычно злое выражение лица, черный плащ, оружие и прочие атрибуты зла. Поскольку это очень опасное заблуждение, родителям необходимо его развеять, объяснив, что даже у внешне приятных незнакомых людей могут быть недобрые намерения. Ребенок должен понимать одну простую и вполне объективную истину: есть люди хорошие и люди опасные, от вторых нужно держаться как можно дальше. Четко обозначьте ребенку границы между понятиями «свой — хороший» и «чужой — опасный». Объясните ребенку: чужой — это любой человек, которого он не знает. Независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет, о чем просит

Очень важно жестко установить правила поведения ребенка, касающиеся взаимоотношений с незнакомцами, и следить за их выполнением.

Самое главное правило, которое должен уяснить ваш ребенок: прежде чем общаться с чужим человеком, обязательно нужно спросить разрешения у мамы (папы, бабушки — обозначьте ребенку круг лиц). Важно строго следить за соблюдением этого правила. Даже если вы сами знаете человека, но ребенок видит его в первый раз, следите за тем, чтобы ребенок спрашивал разрешения, прежде чем пойти куда-то с ним, прежде чем взять подарок и т.п. Каким бы это ни казалось излишним, пресекайте все попытки нарушить договоренность. Иначе ребенок не воспримет это как необходимое и важное правило.

Не помешает провести парочку обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этого правила. Для чистоты эксперимента маме или папе надо попросить своего хорошего знакомого разыграть роль незнакомца. Под видом «чужого дяди» он должен попытаться познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой, угостить сомнительной конфеткой. Окончание эксперимента может иметь несколько вариантов: «родители неожиданно появляются из укрытия…», «сам незнакомец приводит домой малыша…», «соседи обращают внимание на подозрительного незнакомца и вмешиваются в ситуацию» и т.п. Главное — не переиграть, иначе ребенок может получить психологическую травму и навсегда потерять доверие ко всем людям.

Конечно, такие эксперименты некоторым могут показаться слишком жестокими — зачем подвергать малыша лишнему стрессу? Но, как показывает практика, именно такие меры оказываются наиболее действенными. Почему?

— Правила, проговариваемые голосом родителя, не усваиваются ребенком по очень простой причине: голос родителя — это безопасный, привычный фон, сопровождающий ребенка с первых дней жизни. Дети, зачастую неосознанно, отключают свое внимание и не слышат советов родителей, их мысли заняты предстоящей прогулкой, встречей с друзьями, увлекательной игрой. А вот лично пережитая неприятность, последующий разбор ошибок, советы и наставления «чужого дяди», адекватное наказание за проступок отложатся в памяти ребенка навсегда и быстро научат вести себя правильно, — объясняет психолог.

Кроме того, важно научить ребенка тому, что же делать в ситуации, когда он вдруг оказался один в незнакомом месте. Это поможет ему избежать беды.

Обязательно расскажите, что в случае, если он потеряется, нужно просить помощи у полицейских, пожарных, продавцов, работников любых учреждений, куда можно зайти в открытые двери прямо с улицы.

Полезно, рассказывая об опасности встреч с незнакомцами, научить детей распознавать опасные ситуации. Например, незнакомый взрослый в парке просит ребенка помочь ему найти собаку, возле магазина чужая бабушка просит поднести сумку с продуктами или незнакомый человек приглашает к себе домой, якобы посмотреть мультфильм, поиграть в веселую игру. Подозрительным должно показаться ребенку, когда незнакомый взрослый предлагает покатать или подвезти его на своей машине, мопеде, велосипеде. Насторожить ребенка должна и ситуация, когда незнакомец ходит за ним на близком расстоянии, как будто следит за ним или выжидает чего-то.

Объясните ребенку, что преступники могут заранее подготовиться к встрече с ним, узнать, как его зовут, где и с кем он живет. Поэтому, даже если чужой дядя окликает его по имени, произносит имена родителей, нельзя соглашаться на его предложения.

 Подробно разъясните, почему такое поведение считается подозрительным и что нужно в этих случаях делать, — напоминает Марият Сканчибасова. — Самые разумные варианты: твердо отказаться от предложения взрослого, быстро убежать, громко кричать «Это не мой папа (мама)!», обратиться за помощью к знакомому взрослому или взрослому, которому можно доверять, и т.д.

Что еще могут сделать родители, чтобы обезопасить своих детей?

Важно всегда точно знать, где и с кем в данную минуту находится ваш ребенок. Приучите его всегда спрашивать у вас разрешения, прежде чем куда-либо пойти. Помогите ребенку выучить ваш номер телефона, чтобы он в любой момент смог с вами связаться. Также можно вкладывать ему в карманы записки или визитки с домашним адресом и номерами телефонов членов семьи.

Не пожалейте времени, специально пройдитесь по району, чтобы показать ребенку, какие места можно считать безопасными, а какие — нет. Каждый раз, гуляя по городу, просчитывайте с ребенком безопасные маршруты.

И еще, детей можно легко научить реагировать на свой первый эмоциональный отклик на ситуацию, или, проще говоря — довериться своему первому впечатлению. Объясните ребенку: «Если ты ощущаешь страх или тревогу, то это тебя предупреждает «умный сторож в голове» — инстинкт самосохранения. Чаще напоминайте своему малышу: «Ты должен быть бдительным. Нет ничего плохого или позорного в том, что ты развернешься и убежишь от незнакомого взрослого с криками и шумом, если тот покажется тебе подозрительным».

— Родители, знайте: когда ребенок играет один, он находится в большей опасности, нежели в компании сверстников, поэтому поощряйте игру с другими детьми, учите его дружить, помогать, делиться игрушками. Пусть общение будет для него в радость, ребенок должен быть осторожным, но не боязливым, — заключила психолог.

Екатерина Бицура

26.07.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+