Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ввод второй нитки водовода позволит исключить перебои.

От бесперебойной работы системы водоснабжения во многом зависит социальное благополучие населения. Это та сфера, которая затрагивает каждого человека, каждую семью. Когда из крана не поступает вода, сразу возникает неудобство и дискомфорт, и недавняя авария в горах, когда мгновенно, в считанные секунды, прекратилась подача воды по групповому водопроводу, это наглядно подтвердила. О том, какая работа проводится в столице республики по обслуживанию и ремонту водопроводной системы, наш разговор с директором МУП «Майкопводоканал» Муратом Нагоевым.

— Мурат Хусенович, хотелось бы начать нашу беседу с традиционного вопроса о ходе подготовки вашего хозяйства к осенне-зимнему сезону. На какие моменты в летний период вы обращаете первостепенное внимание?

«А без воды - и ни туды и ни сюды»
«А без воды - и ни туды и ни сюды»
— Подготовка к осенне-зимнему периоду для нас — это условное понятие, работы в системе водоснабжения идут круглый год. Конечно, в летнее время можно осуществить те мероприятия, которые нельзя выполнить в другое время года. И они, в частности, связаны с отключением воды. На основных наших сооружениях — источниках водоснабжения, магистральных сетях мы проводим профилактические работы. Что касается мелкого ремонта, то мы его производим ежедневно. Работать нам приходится в условиях серьезного дефицита финансовых средств, соответственно, из-за этого не удается выполнить все необходимые мероприятия. В частности, замена сетей проводится не в том объеме, как хотелось бы.

— А какова протяженность сетей, которые нуждаются в замене? И существует ли норматив по замене сетей, насколько он выполняется?

— Всего в столице Адыгеи изношено более 60 процентов водопроводных сетей. Они поддерживаются в работоспособном состоянии за счет профилактических работ, но в идеале их следовало бы заменить. Если взять старые нормативы, существовавшие с советских времен, то в год необходимо было менять около 10% или 50 км сетей в год. Конечно, и в те годы денег не хватало, и эти нормативы не в полной мере выполнялись. Тем не менее была заменена значительная часть сетей. Сегодня за счет всех источников финансирования мы производим замену чуть более 1 км водопровода. Это считается хорошим показателем. Производим замену тех участков, которые уже нельзя ремонтировать. Эту работу мы выполняем за счет своих и бюджетных средств. В прошлом году, в частности, мы полностью заменили водопровод длиной 2,5 км в поселке Косинове. В этом году произвели замену сетей двух кварталов по ул. Крестьянской. На очереди такая же работа в районе церкви.

Кроме того, мы обновили водопроводы в 9 проездах города. Эту работу выполняем совместно с жителями: люди покупают трубы, а мы прокладываем водопроводы. Горожане понимают, что других способов замены сетей нет, и идут нам навстречу.

— Недавно Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов в Москве встречался с Министром регионального развития РФ Игорем Слюняевым. На встрече шла речь и о продолжении строительства второй нитки Майкопского группового водовода. Аварии, которые периодически происходят на водопроводе в горах, показывают, что потребность в этой нитке есть. Как будет обеспечена надежность работы системы водоснабжения города с пуском в действие второй нитки?

— Действующий водопровод был сдан в эксплуатацию в 1982 году, а укладка труб производилась и того раньше — в 1979 году. Конечно, за долгие годы нахождения в земле металл труб накопил «усталость», в сочетании с неблагоприятными погодными условиями это приводит к прорывам трубопровода. За прошлые годы на водопроводе было выполнено много профилактических мероприятий: опасные, оползневые участки были вынесены на сваи. Но избежать аварий пока все равно невозможно. Недавняя авария, к примеру, привела к резкому снижению давления в системе, и вода мгновенно перестала поступать по водопроводу. Мы даже не успели об этом предупредить горожан. Таким образом, из-за изношенности труб ежегодно происходит 3-4 аварии.

Сейчас на водопроводе необходимо выполнить определенные мероприятия. Но для этого его работу необходимо остановить, и город останется без воды. Мы такого не можем допустить, а значит, придется ждать до последнего, критического момента. Ввод в действие второй нитки позволит попеременно на месяц останавливать каждую из ниток на профилактику, выполнить все необходимые работы. Это значительно повысит техническую надежность группового водопровода.

Строительство второй магистрали было начато в рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России (2008—2013 годы)». Объем финансирования по объекту на начало этого года составил 1,25 млрд. рублей. Сегодня есть надежда, что строительство магистрального водопровода будет завершено до 2018 года. Сейчас осуществлена укладка 37 км труб, но соединить их со старой веткой нельзя, необходимо проект реализовать до конца и построить параллельную нитку. Глава республики проявляет особую заинтересованность в решении этого вопроса и предпринимает все меры для завершения строительства. Мы надеемся, что со следующего года откроется финансирование, после чего продолжим работы. Для окончания строительства водовода, его обустройства, сооружения разводящих сетей потребуется 1 млрд. 750 млн. руб.

— Со стороны жителей города есть жалобы на изменение цвета воды: она то темнеет, то желтеет. Как осуществляется контроль над качеством воды и с чем связано изменение цвета?

— Цвет воды изменяется в переходный период, когда зимой не хватает воды с гор и в работу включается артезианский водозабор. Но летом этот водозабор не используется, хотя и находится в рабочем режиме. Тем не менее люди и сегодня сетуют на изменение цвета и температуры воды. Что касается качества воды, то его параметры контролируем не только мы, но и службы санэпиднадзора. И никаких отклонений от нормативов мы не допускаем, так как это касается здоровья людей. Кстати, наша майкопская вода по качеству специалистами признается как одна из лучших в России. Если и бывают какие-то локальные отклонения воды от ГОСТа, то это связано с тем, что люди сами не выполняют все работы, необходимые для эксплуатации водопровода. А отсюда и повышенная мутность воды.

К примеру, весной мы проводим промывку магистральных сетей. Но такую же работу должны проводить абоненты и на своих внутренних сетях. А для этого жители многоквартирных домов должны провести собрание и включить эти работы в тариф. Только тогда управляющая компания сможет провести промывку сетей. Это должны быть регламентные работы, подобные тем, которые проводятся по отоплению.

— Насколько экономически обоснованы тарифы на воду, принятые в Майкопе? Как столица Адыгеи выглядит в этом плане среди других субъектов Южного федерального округа?

— Тарифы — это больная тема. Они у нас существенно ниже, чем в городах Краснодарского края и Ростовской области. В частности, в Майкопе плата за 1 кубометр воды и стоки его в канализацию составляет 23 руб. 76 коп. Тогда как в Новороссийске этот тариф равен около 60 руб., Ростове-на-Дону — более 60 руб., в Краснодаре — более 40 руб., в Новочеркасске — городе, где проживает примерно столько же человек, как и в Майкопе, — более 60 руб. В соседнем с нами Белореченске тариф на воду и стоки также значительно выше, чем у нас — около 66 руб. Иными словами, в Майкопе самый низкий тариф. И по этой причине у нас не хватает средств на ремонт и обслуживание сетей. Между тем затраты у нас лишь чуть-чуть ниже за счет того, что при подаче воды не используется электроэнергия. Хотя при включении артезианских источников работают и насосы.

Конечно, проблемы магистральных источников водоснабжения у нас решаются, и мы повышаем их надежность. Но вот ситуация с разводящими сетями остается сложной. А это может привести к тому, что передавать воду непосредственно потребителям будет невозможно. Конечно, сдерживая рост тарифов, мы защищаем граждан. Но мне непонятно, почему коммерческие предприятия, которые зарабатывают себе прибыль с помощью воды, оплачивают ее по заниженным тарифам — чуть более 13 руб. за 1 кубометр, как и население. Считаю, что это несправедливо. Но, с другой стороны, повышается цена на бензин, электроэнергию. В этом году мы не смогли толком провести тендер на покупку металла из-за постоянного роста цены на него. Дело в том, что металл перестал поступать в Россию из Украины, и наши производители тут же взвинтили цены. Получается, что всем повышать свои цены можно, а нам нельзя!

Считаю, что в решении этого вопроса нам следует воспользоваться опытом Ростовской области. Там плата за воду и стоки составляет 75 руб. за 1 куб. И эти средства платят все. Но в бюджете ростовчане предусмотрели компенсацию малоимущим слоям населения. Надо понимать, что любой сбой в работе нашего предприятия отражается на каждом жителе. И если у нас не будет средств выполнить обязательные работы, то ситуация может выйти из-под контроля.

Получается так, что один закон об ограничении роста тарифов выполняется, а другой закон — об уровне зарплаты по отраслевому тарифному соглашению — нет. В результате вместо 29 тыс. руб. эта зарплата у нас составляет всего чуть более 13 тыс. руб. Неудивительно, что высококвалифицированные специалисты уходят с предприятия: только за последнее время уволилось около 70 человек. И кадровая проблема выступает на первый план, она даже важнее, чем техническая обеспеченность.

— В последние годы все ждали прихода в «коммуналку» инвесторов, которые, по мнению некоторых экспертов, должны были решить проблемы в отрасли. Насколько оправдываются эти надежды?

— С той системой тарифного регулирования, которая существует у нас, никакой инвестор в «коммуналку» не придет. Соответственно, никто не будет вкладывать средства в развитие отрасли. Потому что при нашей системе вернуть вложенные средства будет проблематично. И без участия государства поднять коммунальное хозяйство на должный уровень невозможно. Но пока этого нет. Зато есть решения в отрасли, которые еще больше затрудняют нашу деятельность. К примеру, принят закон, согласно которому мы должны обслуживать все бесхозные сети. А потом подсчитать затраты и включить их в тариф. Но это невозможно, потому что будущий тариф ограничен определенным уровнем. С другой стороны, по другому закону мы должны обслуживать только те сети, которые находятся у нас на балансе. И тратить деньги на другие мы не можем. Вот и разберись, как нам дальше работать!

— Сейчас абоненты частного сектора получают довольно пространные квитанции на оплату воды, в которых много непонятной дополнительной информации. И она только вносит путаницу. С какой целью были внесены эти изменения?

— Введения этой информации требует закон. Раньше было все просто: абонент текущие показания водомера отнимал от предыдущих, остаток умножал на тариф и получал плату за воду. И всего-то была нужна одна строчка. Сегодня туда включили много различной информации, из-за чего она стала громоздкой и непонятной. И эти цифры и таблицы, по большому счету, не нужны людям, им достаточно знать два-три показателя, чтобы заплатить за кубометры воды. Но закон требует, и мы выполняем. Хотя эти квитанции надо печатать, разносить, нести расходы. А этих затрат нет в тарифе. Считаю, что нет необходимости усложнять эту квитанцию, наоборот, всю нужную информацию необходимо упростить до такой степени, чтобы она была понятна и пенсионерам, и работающим, и молодым.

Владимир Киселев

14.08.2014 в 07:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.