Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В наше противоречивое время люди испытывают буквально болезненное пристрастие к бесконечным юбилеям, наградам, почетным званиям, членству в самых сомнительных организациях, как бы стремясь при жизни запечатлеть свою значимость, услышать восторженные слова о себе, о своем «вкладе» в самые различные сферы общественной жизни. Однако историкам хорошо известно, насколько эфемерны надежды остаться в памяти потомков, как безжалостно и справедливо время, предавая забвению одних и бережно сохраняя память о других.

Этот пролог не случайно предпослан статье, посвященной 80-летию со дня рождения Аслана Сетовича Схакумидова. При его жизни очень многое не удалось сказать, и теперь душа просит откровенных, «нетрибунных» слов. Хотелось бы начать с того, о чем мы часто забываем: каким был человек, живший рядом с нами. Аслана отличало особое обаяние: он умел быть, а не казаться современным человеком и в то же время оставаться адыгом из романтических описаний прошлых веков. 

Когда читаешь записи людей разных культур, побывавших много столетий тому назад в Черкесии, удивляешься, насколько совпадали их описания внешнего вида и характера адыгов с образом Аслана: стройная гибкая фигура, лишенные аффектации манеры, спокойная, с налетом ироничности речь и, главное, самоуважение, чувство собственного достоинства. По-видимому, не случайно на генном уровне всеми этими чертами одарили Аслана его предки, чтобы в другом мире, мире революций, войн, сомнений, поворотов и перестроек, сохранить представление об утратах и приобретениях.

Аслан был историком от Бога в том смысле, что ему была дарована тема, ставшая целью не только его творческой деятельности, но и жизни. Он принадлежал к такой трагической группе населения страны, которую в наши дни принято определять как «дети войны». Это особое поколение, с младенческих лет осознавшее цену жизни и смерти, хлеба и тишины, не нарушаемой заходящими на цель бомбардировщиками…

Неудивительно, что именно проблемами войны стал профессионально заниматься юноша, родившийся в ауле Егерухай и встретивший Великую Отечественную войну в ауле Хаштук, с отличием окончивший Краснодарский педагогический институт. Обучение в вузе стало важным этапом в формировании его как профессионального историка. Значительное влияние на его становление оказали декан исторического факультета, доцент Г.П.Иванов и заведующий кафедрой истории СССР профессор М.В.Покровский. Областью научных интересов для Аслана стала Великая Отечественная война. По данной проблематике он успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Его многолетний, упорный труд не пропал даром: прошли годы, но ни одна научная работа по истории Великой Отечественной войны в регионе не создается без ссылок на его авторитетные заключения и выводы.

Выступая на конференции, посвященной вкладу историков Адыгеи в российскую историографию, доктор исторических наук Н.А.Почешхов, в прошлом ученик А.С.Схакумидова, отмечал, что Аслан Сетович стал основоположником научного направления по изучению Великой Отечественной войны на Северном Кавказе и в Адыгее. Многие обозначенные им проблемы получили дальнейшее развитие в современной исторической науке. В его монографиях профессионально описаны не только военно-стратегические вопросы, связанные с планированием важнейших операций, разработкой генеральных планов противоборствующих сторон, но и события, казалось бы, местного значения, тем не менее отражающие значимые вопросы создания национальных и региональных воинских формирований. 

Гуманитарные исследования очень быстро «стареют», но времени неподвластно отношение историка к изучаемому событию. Сейчас очень много пишут и говорят, что благодаря «новой истории» удалось повернуться к человеку. Аслану не надо было «поворачиваться»: он стоял лицом к лицу с солдатами Великой войны. На страницах его монографий живут, сражаются, размышляют самые различные люди — разных национальностей, возраста, образования, связанные единой целью, готовые «не постоять за ценой ради Победы». 

Как настоящий историк, Аслан любил и умел работать в фондах архивов страны, радуясь и удивляясь каждому новому открытию. Он был одним из первых историков, обратившихся к такому сложному, переполненному эмоциями источнику, как фронтовые письма. Я хорошо помню его беседы с моим уже тяжело больным отцом: он часами слушал его рассказы о войне, о боевых эпизодах, тщательно записывая полученные свидетельства, всем своим видом подчеркивая их особую значимость, стараясь даже вопросами не обидеть ветерана. 

Такие историки, как Аслан Сетович Схакумидов, не только остаются знаком времени, но и благодаря своим работам и личностным качествам сохраняются в памяти народа. Для нового поколения историков очень важно с любовью и пониманием осмысливать трудный путь, пройденный историками советского времени, их вклад в развитие современной исторической науки, оценивая их труды как явление культурной и интеллектуальной жизни. 

Эмилия Шеуджен, заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, профессор.

17.09.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+