Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фестиваль «АРТкино» в Адыгее посетили более 250 человек. По итогам зрительского голосования лучшими признаны: в группе «животное» — фильм «Чайка», в группе «мужское» — «Отец», в группе «женское» — «Чиппендейл», в группе «нереальное» — «Спаситель».

В Адыгее завершился показ одного из самых масштабных в стране фестивалей короткометражного кино «АРТкино».

Государственный русский музей, некоммерческое партнерство «Виртуальный русский музей» и творческое объединение «Мир искусства» проводят уникальную акцию: одновременный показ лучших фильмов VI фестиваля «Арткино» сразу в 20 городах России с голосованием зрителей. Показы прошли в Санкт-Петербурге, Петродворце, Гатчине, Петрозаводске, Екатеринбурге, Тамбове, Ярославле, Егорьевске, Калуге, Барнауле, Нижнем Тагиле, Сургуте, Владивостоке, Симферополе, Севастополе и впервые в Майкопе.

Коротко о главном
Коротко о главном
Столица Адыгеи — единственный в Южном федеральном округе город, который принял участие в такой масштабной акции с возможностью голосования наших зрителей за понравившийся фильм. Это стало возможным благодаря современным технологиям и участию Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока в проекте «Русский музей: виртуальный филиал», — рассказала заведующая сектором информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в Адыгее Полина Образцова.

В течение четырех дней в зале музея демонстрировалось 25 разноплановых короткометражных фильмов 2013 года, тематически объединенных в 4 программы: «животное», «мужское», «женское» и «нереальное». Корреспонденты «СА» побывали на нескольких показах.

Как рассказали сотрудники музея, средств на полномасштабную рекламу акции не было, поэтому зрителей привлекали на показ с помощью социальных сетей. Анонс вызвал широкий отклик среди майкопчан: в группу записались более 800 человек, но, как это часто бывает, в музей дошли не все. В общем каждый день на показ собирались не более 50—60 человек, основная часть которых, как и следовало ожидать, молодежь. Всем зрителям были розданы анонсы фильмов и анкеты, в которых можно было оценить увиденное по 5-балльной шкале.

В рамках «мужского» направления зрителям было представлено 7 фильмов. В основном это работы выпускников режиссерских факультетов вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Считается, что прославить автора (будь то писатель или режиссер) может только трагедия. Именно она вызывает у зрителя самые сильные эмоции, задевает особые струны души и надолго западает в сердце. Возможно, руководствуясь этим спорным убеждением, режиссеры практически единодушно сделали свои фильмы в трагическом ключе. Фильмы, демонстрирующиеся один за другим без перерыва, казалось, соперничали в звании не на лучшую короткометражку, а на самую грустную ленту. Причем каждый следующий фильм был тяжелее предыдущего. В центре почти всех лент — мужчина: мальчик, юноша, зрелый муж, сомневающийся или неопытный, мудрый и влюбленный…

Среди короткометражек, завоевавших симпатии майкопчан, — фильм «Туфельки», режиссером и автором сценария которого выступил Константин Фам. Трагедия холокоста передана через историю пары красных женских туфель. Вот они, новенькие, стоят в витрине, а вот уже на ногах юной девушки, вот к ним нагло пристают неухоженные мужские ботинки, а вот красивые лаковые туфли приходят на помощь, завязывается романтическая история. Герои встречаются, женятся, в кадре появляются еще две пары маленьких ножек. Свой финал красные туфли встречают в газовой камере. Оказывается, что движениями одних лишь ног можно передать настроение героев. Как призналась одна девушка после показа, ей были понятны даже выражения лиц актеров, хотя за время фильма мы их так и не увидели.

Среди кинолент резко выделялся документальный фильм «Последний бой» Алексея Чукарева. Фильм рассказывает об одноименном московском поисковом отряде, который занимается поиском и перезахоронением без вести пропавших бойцов времен Великой Отечественной войны. Незначительных боев не бывает, утверждают герои ленты. Это подтверждают все новые и новые находки останков тех, кто отдал жизнь за родину и кого так и не дождались дома. Фильм вызвал слезы у зрителей старшей возрастной группы, а вот студентам больше по душе пришелся фильм «Заблудился» — о молодежи, которая потеряла нравственные ориентиры, и только чья-то трагедия может расставить жизненные приоритеты.

При подведении итогов наибольший балл у майкопских зрителей в направлении «мужское» завоевал фильм «Отец» режиссера Артура Мамедова. Возможно, отчасти потому, что действие происходит на Кавказе и нам понятен и близок менталитет героев. А в общем тема общечеловеческая — на что готов отец ради своего сына. Главный герой Рагим — пастух, чей сын после незначительного происшествия задержан полицией. Взятка, которую требует следователь, — 15 тысяч долларов — пастуху не по карману. А тут на беду ему встречается молодой служащий, попавший в переделку и сбежавший от местной банды. За его голову назначена крупная денежная сумма. Горец нарушает вековые традиции кавказского гостеприимства и берет в плен парня, чтобы получить выкуп и отдать его за своего сына. «Отец! Отец! Отпусти!», — молит пленный, но безуспешно. И вот, когда сделка с совестью и с бандитами практически заключена и остается только отдать парня, неожиданно освобождают родного сына. Рагим прячет случайного гостя от бандитов и помогает ему бежать, тем самым спасая его жизнь. Но за это его ждет расплата — в отместку бандиты убивают родного сына. Фильм заканчивается сценой оплакивания сына отцом. Пожалеет ли Рагим о том, что спас чужого парня ценой жизни собственного сына, зритель не знает. Но почему-то кажется, что нет.

«Мужские» фильмы произвели тяжелое впечатление именно сложными и трагическими сюжетами. В противоположность им «женские» киноленты были куда более жизнеутверждающими, веселыми и, как и следовало ожидать, романтичными. Конечно, женщины-режиссеры не избежали детской темы. Не зря же считается, что с животными и детьми в кино или рекламе соперничать невозможно. Очень добрым получился фильм Гюзель Султановой «Снежинка» о маленькой девочке Дуне, мечтающей играть главную роль в детском спектакле, но жертвующей этой привилегией ради друзей. Растрогала зрителей и история девочки Маши, которая почти сумела убедить органы соцопеки, что мать бросила пить и взялась за ум, в то время как пьяная женщина храпит в ванной. Разоблачения не последовало: соцработник решила дать семье еще один шанс.

Считается, что лучшие юмористы — мужчины, потому что они легко могут смеяться над собой. Но женщины-режиссеры доказали, что и они могут посмеяться и над собой, и над другими. Общий смех в зале вызвала лента «Холивар», в которой с юмором показано, с какой легкостью женская дружба превращается в соперничество, когда на кону стоит выигрыш путевки. К счастью, героини фильма вовремя понимают, что их борьбу используют в корыстных целях. Дружба побеждает.

Веселым получился фильм «Не меньше 50 кг», поднимающий проблему, знакомую большинству женщин, — борьбу с весом. Только, вопреки ожиданиям, главная героиня стремится не сбросить вес, а, наоборот, набрать его, поскольку лифт отказывается поднимать груз меньше 50 кг, из-за чего девушка постоянно опаздывает на работу.

Самый ироничный фильм остался на конец показа. «Чиппендейл» — это не имена диснеевских бурундучков, а фамилия английского мастера мебельного искусства конца ХVIII века, его мебель в наши дни считается раритетом и стоит необычайно дорого. По сюжету фильма владелец антикварной лавки Михаил совершенно случайно находит в глухой татарской провинции редкий комод Чиппендейла. Хозяева не имеют представления об истинной стоимости вещи и готовы отдать ее за сущие копейки, но жадность подводит Михаила. Притворившись, будто ему нужен не сам комод, а только ножки, он отправляется за машиной, подсчитывая прибыль, которая должна обеспечить его до конца жизни. А в это время деревенские мужики решают распилить комод, чтобы он поместился в машину. Несколько попыток они делают топором и пилой, вызывая в зале зрителей громкие охи. Мы понимали, что это кино, и комод не настоящий, но при малейшем прикосновении пилы к раритету весь зал единодушно охал. В последних кадрах фильма от комода остаются только связанные кусочки дерева, а к дому подъезжает Михаил…

Фильмы с самыми необычными сюжетами были представлены зрителю под рубрикой «нереальное». Они призывали пофилософствовать, задуматься о смысле жизни и о том, к чему могут привести наши поступки.

«Зеркальная зала» — загадочная история о докторе-гипнотизере, снятая режиссером Андреем Федотовым, доказывает, что и отечественное мистическое кино не хуже зарубежного. Два полицейских, пришедших в дом гипнотизера, оказываются под его гипнотическим влиянием. Тут есть и пропавшие девушки, и мрачные коридоры, по которым за одним из героев гонится то ли призрак, то ли оживший мертвец. Хочется отметить работу не только режиссера, но и сценариста, и звукооператора.

Фильм «Спаситель» — единственный в группе, который можно отнести к комедийному жанру. Накануне объявленного конца света ночью в супермаркете кассирша встречает голого человека, который утверждает, что он — из будущего. А девушка, по его словам, должна стать матерью спасителя человечества. В общем, «Терминатор» на русский лад, снятый с добрым юмором.

Самые короткие по времени ленты — «Нечто» и «Невеста» — полны загадок, разгадать которые после первого просмотра сложно. Сюжеты фильмов «Щелчок» и «Жизнь после…» настолько закручены, что в двух словах не пересказать. Они опять-таки о выборе, который мы постоянно делаем в жизни.

В основном в фестивальных фильмах роли исполняли малоизвестные актеры. Но в некоторых снимались известные лица российского кинематографа: Виктор Сухоруков, Дмитрий Миллер, Александра Ребенок, Юрий Цурило, это, надо сказать, придавало картинам определенный вес.

В общем, каждая картина заслуживала внимания, недаром они уже признаны лучшими.

Фестиваль изначально был задуман как возможность молодым режиссерам показать себя. Поэтому большинство из представленных на фестивале лент — работы начинающих авторов. Также цель фестиваля — популяризировать короткометражное кино среди широкого зрителя. Эти фильмы, в отличие от массового кино, которое транслируют по телевидению и в кинотеатрах, несут воспитательную функцию, в них есть смысл, идея, нравственные ориентиры, — комментирует Полина Образцова.

Результаты голосования всех зрителей будут учтены в определении получателя Всероссийской премии в области короткометражного кино. Премия будет вручаться на открытии VII фестиваля «Арткино» 23 сентября 2014 года.

Татьяна Филонова, Елена Маркова.

17.09.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+