Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Российский автомобильный рынок переживает самый масштабный обвал после 2009 года: в июле продажи упали почти на 23%, по итогам семи месяцев — на 10%.

За полгода легковушки собрали почти на процент меньше прежнего, грузовики — и вовсе на 21%. «Тенденция не очень простая», — признал Дмитрий Медведев. Глава Правительства пообещал «посмотреть, что можно сделать». И вот объявлено: с 1 сентября возобновилась так называемая программа утилизации, которая будет действовать до конца года. В обмен на сданное в утиль автомобильное старье россияне смогут получить скидку при покупке новых машин — от 40 до 350 тыс. руб.

Впрочем, по мнению большинства аналитиков, господдержка, сколь бы радикальной и масштабной ни была, может лишь затормозить, но не переломить тенденцию.

«Пока не решится украинский кризис, мы вряд ли увидим какую-то стабилизацию ситуации», — считает вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Олег Мосеев. Среди проблем, порожденных кризисом, Мосеев выделяет появление «проблемы с фондированием» у банков, вследствие которой те «гораздо хуже кредитуют розничные продажи». Кроме того, эксперт опасается дальнейшего ослабления рубля, что неминуемо «будет тащить вверх цены на машины».

Начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун называет еще одну причину спада: прекращение действия программы льготного автокредитования.

По мнению заместителя главного редактора журнала «За рулем» Игоря Моржаретто, финансовый фактор на данный момент не играет большой роли: у потенциальных покупателей есть и деньги, и желание купить машину. Что же тогда их останавливает? В первую очередь отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers пересмотрела недавно свой апрельский прогноз, согласно которому продажи машин в России сократятся в 2014 году на 8%. Обновленная версия — минус 12. Производители настроены на более глубокое падение российского авторынка: концерны Citroen и Nissan исходят из 14-процентного спада, Volkswagen — из 17-18-процентного. Еще меньшего оптимизма преисполнены отечественные автостроители. Автовазовцы полагают, что продажи сократятся в этом году на 20%. А согласно прогнозу, озвученному руководством «Группы ГАЗ», в секторе легких коммерческих автомобилей — то есть, собственно, в секторе ГАЗа — падение составит 31%.

Российский авторынок переживал, конечно, и более грандиозные обвалы. По итогам 2009 года, к примеру, продажи снизились аж на 56%. Но тогда наши беды были частью общемировых: глобальный экономический кризис не пощадил никого. Сейчас совершенно иная ситуация: мы падаем, а остальной мир, за редким исключением, растет. Скажем, в Евросоюзе в июле продажи увеличились на 5,4%, а по итогам семи месяцев — на 5,8%. Похожая ситуация на авторынке США: июль — плюс 9%, январь—июль — плюс 5%.

Вышеприведенные цифры можно считать ответом на вопрос, кто больше страдает от «войны санкций» — «мы» или «они».

Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев сообщил, что Правительством в ближайшее время «могут быть рассмотрены меры по введению ограничений на поставку в Россию легковых автомобилей стоимостью до 800 тыс. рублей». Для того чтобы: 1) наказать Запад; 2) «расчистить этот сегмент» для «падающих» российских производителей.

Впрочем, и этот барьер практически не повлияет на нынешний расклад. По крайней мере, если речь идет о продукции стран, которые ввели против нас санкции. Автомобили из Европы, США и Японии, цена на которые ниже 800 тыс., — явление до того редкое, что можно смело пренебречь ими в расчетах. Практически все бюджетные модели западных автограндов собираются в самой России.

Информация к размышлению: в прошлом году в России было продано 813 тыс. автомобилей иностранного производства, что составило 31% рынка. При этом не менее двух третьих импорта — продукция «враждебных» стран. На западные бренды приходится и подавляющее большинство машин, собираемых в России иностранными компаниями. Доля рынка, занимаемая иномарками made in Russia, перевалила уже, кстати, за половину — 50,2%. На сугубо российские бренды приходится менее 19% продаваемых сегодня машин. Кстати, их «начинка» тоже в значительной мере импортная, западная.

А что, если в ответ на наши автомобильные санкции «враги», руководствуясь древним, но вечно живым принципом «око за око», введут запрет на поставку в Россию комплектующих? В этом случае российский авторынок не просто ляжет — он перестанет существовать!

Андрей Владимиров

Кстати

Представители Росстата сообщают, что в России производство легковых автомобилей снизилось на 4,6% за восемь месяцев 2014 года по сравнению с тем же периодом 2013 года и составило 1 миллион 200 машин.

Пик падения производства автомобилей пришелся на август. Тогда производство снизилось на 38,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а по сравнению с предыдущим месяцем падение выпуска автомобилей составило 42,1%.

Большая часть спада в производстве легковых автомобилей приходится на «АвтоВАЗ», группу Sollers и «Рено Россия» (завод Renault в Москве).

Производство автобусов снизилось в августе 2014 года на 31,7% по сравнению с тем же месяцем в 2013 году, но в то же время по сравнению с июлем 2014 года выросло на 1,4%. Производство большегрузных автомобилей при этом в августе 2014 года сократилось на 24,1% по сравнению с 2013 годом, но выросло на 8% по сравнению с июлем 2014 года.

18.09.2014 в 07:00
Возрастная категория материалов: 16+