Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В Адыгее в последние годы начала улучшаться ситуация с доступностью городской инфраструктуры для инвалидов-колясочников: появились низкопольные троллейбусы, создается социальная служба такси «1+1», социально важные объекты продолжают оборудоваться удобными пандусами. Однако этого недостаточно для того, чтобы около 3 тысяч людей с ограниченными физическими возможностями смогли почувствовать себя полноценными гражданами.

О том, насколько столица республики приспособлена для инвалидов, наш обозреватель Дмитрий Кизянов подробно писал пару лет назад в материале «Преодолевая барьеры, или Заботится ли государство об инвалидах?». Тогда ситуация была не очень хорошая: многие кафе и магазины в центре города были не предназначены для посещения инвалидами, съезды с тротуаров на улицы далеко не везде оборудованы, в некоторых районах в частном секторе не было асфальтированного тротуара — в грязь там практически невозможно проехать. О том, что происходит в сельской местности, и говорить не приходится — там практически не оборудовано ничего.

И это при том, что ст.9.13. КоАП РФ гласит, что уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

А ведь доступ в различные административные здания для инвалидов — проблема, которая решена также далеко не везде. Даже если оборудован пандус у входа, всегда ли есть лифт? А легко ли протиснуться в инвалидной коляске через турникет?

После этой публикации выходило еще несколько, но, к сожалению, резонанса почти не было: то ли тема интересна слишком ограниченному кругу читателей, то ли просто не привыкли высказывать свое мнение.

По запросу редакции прокуратура Майкопа совместно со специалистами Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий и сооружений, а также Управления архитектуры МО «Город Майкоп» провела в 2012 году проверку по вопросу доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. В результате ряд учреждений получил иски и предписания исправить ситуацию. Сказать, что город за это время стал раем для инвалидов-колясочников, нельзя. Однако изменения есть.

Связаны они с тем, что сегодня в России, в том числе и в Адыгее, реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011—2015 гг., одной из целей которой является формирование условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда. И сделать в этом направлении предстоит еще очень и очень много.

Не так давно общероссийское движение «Народный фронт «За Россию!» совместно с инвалидами-колясочниками и незрячими провело акцию по проверке доступности улиц Майкопа для людей с ограниченными физическими возможностями.

Результаты оказались неутешительными. У здания МФЦ, например, пандус есть, однако, прежде чем въехать на него, нужно преодолеть порожек: небольшой, но такой ощутимый для коляски. Входные двери тоже не позволяют попасть внутрь — не каждая коляска проедет.

Съезды с дороги оборудованы не везде, а если и оборудованы, то больше для отчетности — спуск местами не пологий, все с тем же порожком, объезжать приходится по дороге с автомобилями, а это опасно, особенно если учесть, сколько у нас лихачей за рулем.

Развлекательные центры и кафе тоже оказались не приспособленными для инвалидов: видимо, их владельцы считают, что развлечения — только для здоровых людей. Хотя в «Гиганте» администрация убрала в зале кресла в первых рядах, чтобы можно было поставить коляски, въезд в зал тоже несложный, ровный, ДК «Нальмэс» тоже оборудовал пандус. А филармония пока еще труднодоступна для посещения инвалидами, хотя в планах руководства уже есть задача произвести некоторые изменения.

Конечно, деньги по программе «Доступная среда» на 2011—2015 гг. выделяются, и немало, только в этом году будет освоено 59,5 млн. рублей, но получается, что этого недостаточно. И результат за мелочами не всегда виден.

— Мне кажется, что облик города поменялся, — говорит одна из участниц «народной экспертизы», председатель правления ООИ «Союз инвалидов-колясочников РА» Ольга Карапетян. — Пусть остались недоделки вроде съездов на дорогу и ступенек, но это лучше, чем было. Есть пожелание, чтобы социально значимые объекты, такие как поликлиника, здание администрации, аптеки, были доступны для нас.

На сегодняшний момент лучше всего благоустроен, по мнению инвалидов-колясочников, район городского парка: и плитка тактильная уложена, и тротуары ровные — новая плитка, и съезды на дорогу сделаны грамотно. Вот на что администрация города должна равняться, пусть не сразу, но постепенно делая город все доступнее для маломобильных групп населения.

Летом проблема передвижения инвалидов-колясочников стоит менее остро — в хорошую погоду они стараются добраться в пункт назначения самостоятельно. А с наступлением холодов, дождливой погоды остро становится вопрос передвижения с помощью транспорта: тема больная, важная для всех людей, ограниченных в движении в силу состояния своего здоровья.

На сегодняшний день в Майкопе на маршрут вышел низкопольный троллейбус, удобный для инвалидов-колясочников: для въезда в него не нужно преодолевать ступеньку, можно самостоятельно попасть в салон. Но опять же — он пока один. К тому же его передвижение ограничено маршрутом.

— Идея очень хорошая, такой троллейбус будет удобен не только для инвалидов, но и для мамочек с колясками. Однако не ислючен пока ряд недостатков, — рассказала «СА» зампредседателя правления ООИ «Союз инвалидов-колясочников РА» Арина Ефимова. — Во-первых, идет привязка к маршруту: чтобы удобно проехать в этом троллейбусе, до него нужно еще добраться, а все живут в разных районах города. Бывает, проще поехать сразу в точку назначения, чем на остановку троллейбуса. Да и прибыв к месту назначения на этом транспорте, всегда ли реально спуститься на коляске с бордюра? Ведь остановки в городе пандусами не оборудованы.

В ряде регионов решением проблемы транспорта для маломобильных групп населения стало создание специального социального такси. Для этого выделяются машины, которые можно вызвать в случае необходимости. При малом количестве заявок на перевозку «лежачих» инвалидов перевозят людей, способных передвигаться с помощью трости и костылей, но не имеющих физической возможности пользоваться общественным транспортом. Такое такси создано во многих городах: Екатеринбурге, Чебоксарах, Свердловске, Томске, Ставрополе, Челябинске, Пскове, Иркутске, Липецке, Владимире, Волгограде. И везде подобная услуга оказалась востребованной.

Подобное такси создается сегодня и в Майкопе. Конечно, существуют и обычные службы такси, но они не всегда удобны для инвалидов.

— Для меня самостоятельно выбраться куда-нибудь из дома — процесс волнительный, сопряженный с переживаниями, а порой даже со слезами. Сотрудники обычных таксопарков с большой неохотой предоставляют свой сервис, ссылаясь на то, что коляска не помещается в багажник. Были случаи, когда машина по вызову приезжала, а водитель, едва только увидев проблему, начинал ругаться и оскорблять. А чем же я хуже других? Будучи и в таком состоянии, я тоже хочу жить полноценной жизнью, — высказывает мнение инвалид-колясочник I группы Н.Шабалина.

Багажники заняты, а в салон (при том условии, что коляска еще и складывается) не каждый водитель согласится поставить ее. В дождь таких — единицы. Это не говоря уже о том, что поставить коляску и посадить инвалида должен тоже водитель, сами колясочники сделать этого не могут.

Поэтому общественная организация «Перспектива», которая давно сотрудничает с Общественной организацией инвалидов «Союз инвалидов-колясочников РА», вышла с инициативой о создании «Службы социальной помощи «1+1».

— Сейчас идет формирование базы данных «Службы социальной помощи «1+1». Она формируется из двух реестров: списка инвалидов-колясочников, нуждающихся в услугах социального транспорта, и реестра водителей-волонтеров, имеющих возможность оказать единовременную транспортную помощь, — говорит Арина Ефимова, идейный вдохновитель и куратор проекта. — Инвалиды-колясочники получат возможность беспрепятственно добираться до объектов медицинского, социального, бытового обслуживания населения, а помогут им в этом водители-волонтеры.

Воспользоваться этим сервисом просто: нужно будет оставить заявку по телефону 8-962-76-400-30. Оператор подберет водителя-волонтера, который окажет единовременную транспортную помощь. Единственное, что заявку следует подать за день до планируемой поездки.

К сожалению, пока волонтеров, принявших участие в этом проекте, а значит, и в судьбе инвалидов, практически не нашлось. Нам вместе с теми, для кого такое такси важно, остается надеяться, что в нашем городе остались еще люди, чьи сердца не успели очерстветь, и таксопарк будет создан.

Екатерина Пензева

24.10.2014 в 00:14
Возрастная категория материалов: 16+