Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Виолончелист Глеб Степанов дал концерт с симфоническим оркестром в Госфилармонии Адыгеи.

В столице Адыгеи молодой виолончелист из Москвы Глеб Степанов на сцене Государственной филармонии РА выступает второй раз. Несмотря на молодой возраст (музыканту всего 27 лет), он удивляет своим талантом и вызывает уважение своими достижениями.

Лауреат конкурсов международного уровня и стипендиат Фонда М.Л.Ростроповича, он выступает в лучших залах Москвы (Большой, Малый и Рахманиновский залы консерватории, Концертный зал имени П.И.Чайковского), Санкт-Петербурга и других городов — от Севастополя до Владивостока. Сольные концерты были в Австрии, Голландии, Испании, Италии, Норвегии, Польше, Франции, США. Он проводит открытые уроки и мастер-классы для студентов консерваторий в России и за рубежом. Но при этом, когда его называют одним из лучших молодых виолончелистов страны, смущается и говорит, что звездой себя отнюдь не считает.

Насколько сегодня востребована классическая музыка, чем привлекают музыканта малые города и как встречают российских исполнителей в Америке — в его интервью «СА».

— Глеб, вы уже не первый раз даете концерт в Адыгее……

— Да, впервые меня пригласил в 2012 году экс-дирижер симфонического оркестра Петр Шахов. Сейчас у меня небольшой гастрольный тур. Мы с коллегами из Московской консерватории выступаем с концертами в Краснодаре, Сочи, Новороссийске. Художественный руководитель вашего симфонического оркестра Григорий Михайлов, зная об этом, пригласил меня в Майкоп. Я согласился, не раздумывая. Уровень оркестра Адыгеи очень высок, и это при том, что здесь нет консерватории, которая готовит музыкантов.

— Чем вас привлекают гастроли в малых городах?

— Новые впечатления есть всегда, независимо от того, большой город или нет. Обычно времени между выступлениями немного, но я стараюсь поближе познакомиться с городом. В Майкопе своя особая атмосфера, очень комфортная.

Существует такое мнение, что в небольших городах люди идут только на громкие, широко известные имена. Пока, к сожалению, это так. Но ведь не факт, что если артист приехал из-за границы, то он априори профессионал. Будь он из Европы или Америки, это еще не говорит о его мастерстве. Нередко студенты российских консерваторий сильнее зарубежных музыкантов! И наша задача, выступая на любой сцене, будь то столица или провинция, приучать зрителя к образцам высокого искусства, открывать новые имена в искусстве. Чтобы современные российские исполнители классической музыки были известны широкому кругу.

— Сложно ли сегодня молодым творческим людям зарабатывать и быть успешными?

— Зарабатывать всем сложно. Если мои концерты не будут окупаться, то мне как минимум сложно будет их давать. Хотя я и мои коллеги проводим благотворительные концерты, открытые уроки, мастер-классы. Мы понимаем, что это необходимо.

— У вас есть любимый композитор?

— Сложно выделить одно имя. Сейчас модно говорить: любимый тот, кого в настоящее время играешь. На последних концертах я исполнял Чайковского, Дворжака, Шумана. Конечно, все они любимые.

— Как представитель молодого поколения как вы относитесь к современной, так сказать, популярной музыке?

— Еще несколько десятилетий назад музыкой занимались люди с чувством художественного вкуса, имеющие музыкальные данные и специальное образование. И это можно было называть эстрадой в хорошем смысле этого слова. А сегодня музыкой называют все что угодно. Грань между профессиональным и ширпотребом, к сожалению, стерлась. Сегодня очень хорошую музыку пишут молодые композиторы, но они не так знамениты. Все потому, что теле- и радиоэфиры заполнены, по сути, мусором. Потому что кто-то считает, что людям это может нравиться.

Я достаточно много выступаю по стране, и скажу, что люди жалуются, что устали от этого засилья шоу-бизнеса, рассчитанного на маргинальные слои населения. К сожалению, журналисты часто называют музыкантами представителей шоу-бизнеса, а это большая ошибка. Приходится признавать, что за последние 20 лет произошел спад исполнительского мастерства, притом что в свое время наши музыканты считались одними из лучших в мире.

— На ваших концертах много молодежи?

— Как правило, да. К счастью. Это раньше отдельными СМИ преподносилось, что молодежь классику считает малоинтересной. На самом деле это не так. Если человек культурный и образованный, он обязательно отличит хорошее от плохого, ненужного.

— А как вы относитесь к тому, что Интернет заменяет молодежи реальный мир?

— Одни и те же изобретения человечества могут приносить как пользу, так и вред. Тут важно уметь пользоваться возможностями Интернета во благо. У меня есть аккаунты в социальных сетях, но я больше ими пользуюсь для работы, чем для развлечения.

— Вы являетесь художественным руководителем Крымского фестиваля классической музыки. Как и с чего вам пришла идея его создания?

— Фестиваль впервые был организован в 2011 году и создавался с одной целью — сохранить отечественную музыкальную культуру и искусство в Республике Крым. В нем участвовали как народные артисты России, так и молодые исполнители ведущих российских консерваторий. Причем он был культурным мостиком между братскими по духу, но разными территориально государствами — Украиной и Россией. В первый год фестиваль охватил 7 городов. А за три года существования фестиваля прошли концерты в каждом без исключения городе Крыма, было дано множество мастер-классов и открытых уроков. С нашей стороны все выступления были благотворительными. Музыканты, надо отдать должное, продемонстрировали тем самым, что им небезразлична культура Крыма, которую мы никогда не отделяли от российской. Культурное пространство всегда оставалось единым, несмотря на то, что формально Украина — это заграница. Мы же не считаем Гоголя иностранным писателем? Или композитора 

Сергея Прокофьева, который родился в Донецке? Уверен, никакие политические разногласия не могут повлиять на культурные связи и единство отечественной культуры.

Кстати, в прошлом году фестиваль проходил при поддержке Министерства культуры РФ. Надеемся на нее и в будущем. Было бы странным, согласитесь, помогая Крыму в составе Украины, оставить без внимания фестиваль в регионе, который теперь уже стал частью России.

В этом году мы сделали паузу, потому как сейчас довольно сложный период для Крыма, который получил новый статус, а следующий фестиваль запланирован на сентябрь 2015 года.

— Один из ваших последних сольных концертов был в США. Как вы думаете, последние политические события отразились на культурных взаимоотношениях Америки и России?

— У меня было два сольных выступления в Лос-Анджелесе. Интерес к классической музыке у американцев очень живой. По-моему, рядовые жители и не знают ни о каких санкциях. По крайней мере, это не чувствуется. Они просто приходят слушать хорошую музыку. И это правильно — музыка и искусство в целом должны быть вне политики.

Беседовала Елена Маркова

25.10.2014 в 23:47
Возрастная категория материалов: 16+