Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В столице Адыгеи сохраняется проблема отсутствия полисов автострахования ОСАГО.

Завтра в России отметят праздник все автомобилисты — от профессиональных водителей до любителей. Жаль, что не для всех этот день по-настоящему праздничный и звучит даже издевательски для тех, кто не может получить страховые полисы ОСАГО.

Идите вы… пешком!

2014 год для российских автовладельцев выдался непростым. С начала года по всей стране остро стояла проблема полисов ОСАГО, вернее, их отсутствия. «Нет бланков ОСАГО», — по сей день оправдываются в страховых компаниях. Не стала исключением и Адыгея. Люди обращались с жалобами в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в Антимонопольную службу… К решению проблемы подключался Общероссийский народный фронт. Худо-бедно, переплачивая в разы, отыскивая знакомых страховщиков, в общем, пройдя семь кругов ада российского страхования, автовладельцы получали заветные документы.

…Страховщики ждали 1 октября 2014 года, когда вступал в силу ряд поправок в закон об ОСАГО, установленных Федеральным законом от 21 июля 2014 года №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По новым договорам ОСАГО, заключенным с 1 октября 2014 года, страховая сумма за вред, причиненный имуществу, составит 400 тыс. рублей за каждое транспортное средство, пострадавшее в ДТП. При этом страховые компании ждали и новых тарифов, которые ЦБ обещал сформировать также к 1 октября, пишет журнал «За рулем». Автовладельцам было понятно, что полис «автогражданки» обойдется с 1 октября дороже. Все надеялись на то, что полисы хотя бы будут в наличии. Но не тут-то было!

68-летний инвалид-диабетик Анатолий Жуков уже две недели вынужден ходить пешком. Профессиональный водитель, он не рискует садиться за руль: страховой полис ОСАГО просрочен, а значит, по правилам дорожного движения машина не подлежит эксплуатации. И сотрудники ГИБДД, как ни объясняй уважительной причины, неумолимо составят акт об административном правонарушении.

Страдает пенсионер из-за недобросовестности страховых компаний. С проблемой, которая касается не только его одного, он уже побывал на приеме у прокурора города Майкопа. Веруя в то, что огласка поможет в ее решении, он обратился в редакцию «СА».

— Это что же за беспредел творится?! Я 25 лет за рулем, никогда такого не было! Куда смотрят Министерство транспорта и правоохранительные органы? Неужели они об этом не знают? — Анатолий Андреевич весь кипит от возмущения.

И есть из-за чего возмущаться. Пенсионер еще за месяц до окончания действия полиса ОСАГО озаботился его получением. Филиал компании, в которой он был застрахован ранее, в Майкопе закрылся. Тогда он обратился в другую страховую компанию, где ему насчитали 3500 рублей за «ВАЗ-2113» выпуска 2011 года. Сумма неспроста показалась ему завышенной: сотрудница компании ему честно призналась, что в нее включено страхование жизни клиента.

— Я стал доказывать, что это незаконно, тогда девушка вернула мне мои документы и отказалась страховать вообще. Я понял, что останусь с носом, и согласился на их условия. Но было поздно. Видимо, она побоялась, что я с этой страховкой в полицию пойду. Тогда у меня еще было время в запасе, пошел я в другие страховые, а там еще хуже! — поделился с «СА» Анатолий Жуков.

Обойдя весь Майкоп на своих двоих, пенсионер выяснил, что в городе всего две компании, которые «признались» в наличии полисов ОСАГО. В одной ему насчитали 5 тысяч рублей. Для инвалида, живущего на пенсию, это запредельная сумма. В другой же, с адекватными расценками, очередь на две недели вперед. Желающих застраховаться так много, что приходится вести письменный учет и ежедневно приходить отмечаться. Не явился — очередь потерял. В эти дни ежедневно в очереди стоят порядка 150 человек.

— Я стою в этой очереди уже 4 дня. Пока 97-й по счету. Сколько насчитают, не знаю, но уже готов на все, — констатирует пенсионер.

Майкопчанин Владимир Клименко уже отстоял свою двухнедельную очередь, получил полис ОСАГО и, наконец, смог сесть за руль своего «железного коня». За страхование «Москвича» 1990 года выпуска отдал 3,5 тысячи, тогда как другой страховщик за этот повидавший жизнь транспорт насчитал 6300 рублей!

В борьбе все способы хороши?

Этой проблеме уже почти год, о чем неоднократно писала «Советская Адыгея». Так, по факту многочисленных обращений прокуратурой Майкопского района была проведена проверка страхового отдела в п.Тульском филиала ООО «Росгосстрах» в Краснодарском крае. Как рассказали в прокуратуре, установлено, что сотрудники страхового отдела навязывали гражданам дополнительное страхование жизни и здоровья, страхование недвижимого имущества либо, в противном случае, незаконно отказывали в заключении договоров ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков. Прокуратурой района в филиал ООО «Росгосстрах» в Краснодарском крае внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В настоящее время нарушения устранены, а начальник страхового отдела Галина Юнда уволилась по собственному желанию.

Подобные нарушения выявлены и в ходе проверки в деятельности агентства ООО «Росгосстрах» в Краснодарском крае в ст.Гиагинской.

За первые 3 месяца 2014 года прокуратурой города Майкопа в адрес страховых компаний внесено 7 представлений об устранении нарушений федерального законодательства, возбуждено 9 материалов о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц, которые находятся в стадии рассмотрения.

В органы прокуратуры жалобы, к слову, продолжают поступать.

— Если вам отказали в оформлении договора страхования ОСАГО, можно и нужно обращаться в районные отделы прокуратуры. Мы не можем проводить проверку без личного заявления гражданина. По имеющимся обращениям проводятся проверки, вносятся акты прокурорского реагирования, — рассказала «СА» старший помощник прокурора Республики Адыгея по взаимодействию со СМИ Антонина Родионова.

В прокуратуре РА подтвердили, что страховые агенты при заключении договора страхования автогражданской ответственности не имеют права навязывать дополнительные услуги страхования владельцам транспортных средств. Исходя из положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО) при ОСАГО иные виды договоров страхования могут заключаться исключительно на добровольной основе. Подчеркиваем: добровольно! Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор услуг, должны быть возмещены исполнителем в полном объеме.

И вообще, в случае отказа страховой организации заключать договор ОСАГО без приобретения дополнительных страховок потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор (п.3 ст.426, п.4 ст.445 ГК РФ) или обжаловать незаконные действия страховой организации в прокуратуре.

Однако факт принуждения еще нужно доказать, например, диктофонной или видеозаписью. Кроме того, у страховщиков нужно требовать отказ о выдаче полиса в письменной форме, с указанием причины. Но, как показывает практика, большинство водителей предпочитают кашу не заваривать и ищут обходные пути. Неужели стоять по две недели в очереди проще, чем обращаться в соответствующие органы?

— Себе потом дороже выйдет. Затаскают по судам, а мне мое время дороже. Лучше я час в день потрачу, чтобы в очереди отметиться. Тем более, мне всего пара дней осталась до получения полиса, — поделился с корреспондентом «СА» один из автовладельцев, не пожелавший назвать своего имени.

Что день грядущий нам готовит?

Корреспондент «СА» обзвонила десяток страховых компаний, действующих в Майкопе и Белореченске. Ответ везде был примерно одинаков: полисов в наличии нет, перезвоните через несколько дней, может, будут. Перезваниваем спустя время — ответ прежний: «Ожидаем бланки». Обманывают страховые компании или действительно находятся в сложной ситуации — тайна, покрытая мраком. Но при этом, во время подготовки материала, мы узнали, что в то время, когда для одних бланков нет, для других они почему-то имеются. Однако счастливчики, которым удалось «выцарапать» заветный документ, о способах его получения предпочитают не распространяться.

Как видим, проблема была, есть и, вполне возможно, будет. Если за это серьезно не возьмутся соответствующие службы.

«СА» будет следить за развитием ситуации и информировать о ней наших читателей.

Елена Маркова

От редакции: просим считать данную публикацию официальным обращением в Прокуратуру РА и Антимонопольную службу РА.

26.10.2014 в 00:05
Возрастная категория материалов: 16+