Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Этой осенью отмечается 150-летие судебной реформы Александра II — события в истории нашей страны беспрецедентного. Это была первая истинно демократическая реформа за тысячелетнюю историю России — об этом наша беседа с заместителем председателя Верховного суда РА, кандидатом юридических наук Ольгой Кулинченко.

— Судебная реформа 1864 года явилась наиболее прогрессивной из всех преобразований императора-реформатора Александра II. Ее основные постулаты находят применение и в реформах российской судебной системы современности. Мыслящие люди России понимали, что судебную реформу надлежит проводить в совокупности с одним из коренных вопросов — отменой крепостного права, так как крепостная зависимость исключала социальную потребность в правосудии. Тем не менее удивительно, что реформа имела целью становление в России — на тот момент абсолютной монархии и по сути полуфеодальной страны — самостоятельной судебной власти, нацеленной на защиту прав человека. Причем реформа была столь успешна, что последующие годы «контрреформ» и ужесточения системы государственного управления не смогли полностью уничтожить то позитивное, что было создано.

— В чем же была революционность реформы?

— Судебные установления определили в сегодняшнем понимании судебную систему, которая получила ясную иерархию и разделение полномочий. Весь процесс прохождения дела по инстанциям стал достаточно коротким и четко оговоренным. Дела разделялись на гражданские и уголовные, рассматривались в зависимости от их классификации. Император Александр II, надо отдать ему должное, утвердил новые судебные уставы практически без разногласий. В императорском указе Сенату объявлялось: «Рассмотрев сии проекты, Мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

Вот только некоторые принципы, лежавшие в основе нового суда. Он стал более открытым благодаря введению принципа гласности. Все участники процесса получили равные права и смогли выступать в суде с доказательствами и речами, на равных участвовать в дискуссии. Суд стал независимым. Было закреплено право сторон и подсудимых на защиту, на обжалование судебных постановлений, открытость для сторон и подсудимых всех доказательств, выдвигаемых против них. Решение выносилось на основании внутреннего убеждения судей или присяжных, без принятия любого рода доказательств за заведомую истину. Эти положения по сей день актуальны и находят свое закрепление в российском законодательстве.

Примечательно, что при открытии новых судов столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров. Нужны были люди с высшим юридическим образованием, опытом работы и безупречной репутацией. Первые послереформенные министры юстиции лично объезжали губернии и знакомились с возможными кандидатами.

Еще один важный шаг — передача менее значимых дел мировым судам. Так в России возникла мировая юстиция, в которой была крайне сокращена и упрощена судебная процедура. Такой суд изначально ориентировался на прекращение тяжб мировым соглашением. Более того, были предусмотрены меры, обеспечивающие доступность правосудия для необразованных или неграмотных истцов, не могущих позволить себе профессиональное представительство в суде.

В ходе реформы были созданы совершенно новые судебные учреждения — суд присяжных, адвокатура, прокуратура. И в целом реформа создала условия для развития юридической науки, повысила к ней интерес общества, сделала возможным участие ученых-юристов, судебных деятелей в разработке законодательной базы страны. Труды великих юристов дореволюционной России вошли в фонд мировой правовой мысли.

— Что же вызывает интерес к событиям прошлых лет сейчас?

— Современную судебную реформу в России можно считать наследницей реформы 1864 года. Отмена крепостничества и экономическое развитие страны тогда потребовали создания новой судебной системы. И она была создана. Устройство суда и порядок судопроизводства, предусмотренные судебными уставами, признавались одними из лучших в Европе. Политические события 1991 года в России также потребовали глубокой реформы правосудия, успешная судебная реформа 1864 года стала примером, которому мы должны следовать.

В октябре 1991 года состоялся первый Всероссийский съезд судей. На нем было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества — Совета судей. Совет судей был призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти. Тогда же была принята Концепция судебной реформы, которая была нацелена на защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; на обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики. Концепция признавала право каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в тех случаях, которые установлены законом; расширяла возможности обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц; провозглашала принцип состязательности судопроизводства, презумпцию невиновности подсудимого. Для обеспечения организационной деятельности судов, укрепления их материально-технической базы был создан Судебный департамент.

Укреплению судебной власти способствовало утверждение федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на период 2002—2006 гг., затем на период 2007—2012 гг. В настоящий момент действует программа, утвержденная на период 2013—2020 гг. За время действия программ была увеличена штатная численность судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов — это позволило сократить нагрузку судей. Улучшено материальное обеспечение судов.

— А как насчет Адыгеи? Как судебная реформа отразилась на нашей республике?

— Долгие годы Верховный суд был вынужден арендовать малоприспособленные помещения для отправления правосудия. Усилиями Аслана Трахова, занимавшего в девяностые годы должность Министра юстиции РА, был решен вопрос о строительстве здания для Верховного суда республики. Дом правосудия был открыт к 80-летнему юбилею судебной системы Адыгеи. И уже в должности председателя Верховного суда республики Аслан Трахов принимал от строителей символический ключ. Одновременно стали преображаться и обретать современный облик другие здания, в которых размещались федеральные суды Адыгеи.

В рамках осуществления судебной реформы в Адыгее в числе первых субъектов РФ был создан институт мировой юстиции. Мировые судьи значительно облегчили доступ граждан к правосудию, разгрузили федеральные суды, благодаря чему улучшилось качество судопроизводства в целом.

С 2003 года в Верховном суде РА действует форма судопроизводства с участием присяжных заседателей. Многие жители республики получили возможность испытать себя в качестве присяжных заседателей в судебных процессах.

В республике информационная закрытость судов стала постепенно исчезать с созданием официальных сайтов органов правосудия в Интернете, появлением пресс-секретарей в городских и районных судах. Это необходимо, чтобы лучше информировать граждан о состоянии отправления правосудия, о результатах рассмотрения дел, имеющих общественный резонанс, и в конечном счете формировать в обществе уважение и понимание роли правосудия как цивилизованного и эффективного пути защиты прав и разрешения конфликтов.

15.11.2014 в 02:24
Возрастная категория материалов: 16+