Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало…» Кто из нас не знает этих чудесных строк из стихотворения поэта ХIХ века Афанасия Фета? Его может процитировать каждый школьник. Стихи Афанасия Афанасьевича лиричны, наполнены светлым чувством, искренни и возвышенны. Однако не многие знают, что поэт активно поддерживал судебную реформу 1864 года, предложенную Александром II, и сам выступал в качестве мирового судьи, рассматривая далекие от поэзии уголовные дела.

Среди важнейших реформ второй половины ХIХ века судебная реформа определила дальнейшее развитие России как сильного, независимого, экономически развитого государства. И активным ее сподвижником был Афанасий Фет.

Судебные Уставы 1864 года послужили началом преобразования всей системы российского суда и судопроизводства. Были провозглашены принципы независимости судей, гласности, введены суд присяжных и мировой суд, а также многое другое.

Одним из достижений реформы стало формирование мировой юстиции. Должность мирового судьи была почетной, но успех проводимых реформ во многом зависел от личности судьи, его мудрости, справедливости, оказываемого ему доверия. Таким был известный русский поэт Афанасий Фет. Но в свое время поэт был известен еще и как участковый мировой судья, проработавший в этой должности в Мценском уезде Орловской губернии более 10 лет.

По воспоминаниям современников, Афанасий Фет к обязанностям своим относился с полной самоотдачей и даже творчеством. Стремился, чтобы его суд был скорый, правый и милостивый к пострадавшему. После себя Фет оставил многочисленные записи. Его высказывания о недостатках и преимуществах мировой юстиции актуальны до настоящего времени.

Мировой суд в то время был самой низшей судебной инстанцией. Здесь разбирались мелкие гражданские дела и уголовные преступления. Кандидатом на должность участкового мирового судьи мог стать далеко не каждый, так как к нему предъявлялись особые требования. Во-первых, существовал возрастной ценз «не менее 25 лет от роду», во-вторых, — образовательный: претенденты должны были получить образование в высших учебных заведениях или выдержать «соответствующее испытание», в-третьих, — имущественный: сам судья, его жена или родители не могли иметь земли пространством, вдвое превышающим то, которое определено для участия в избрании гласных в уездные земские собрания.

Фет, удовлетворявший всем трем требованиям, имел право баллотироваться на должность участкового судьи. Он считал, что избрание мировых судей — дело новое и важное, так как «посредники ставились правительством, а судей мы избираем сами и, что, вступая в избирательное собрание, нужно иметь в виду только общее дело и его пользу, обязаны иметь в виду только цель законодателя, т.е. наилучший, беспристрастнейший выбор судей». Фет предлагал свою методику подсчета голосов, чтобы «совокупными силами всех сословий наилучшим образом совершить великое дело избрания судей». Он был уверен в том, что избрание достойных претендентов выгодно всем сословиям без исключения.

Приступая к выполнению обязанностей мирового судьи, Афанасий Фет ставил целью дать народу вместо канцелярских волокит суд — скорый, правый, милостивый к пострадавшему, о чем он оставил запись в своих воспоминаниях. Судейская практика для него была сравнима с литературой. Фет считал ее таким же творчеством, требовавшим самоотдачи, полного погружения в дела, осмысления их хода и результатов.

В статье «Отголосок сельского судьи» (1874), подводя итоги 7-летнего существования мировых судов, Фет подчеркивал их роль в деле подъема уровня правовой грамотности населения. Если в 1861 году крестьяне противились юридическому оформлению найма на работу, то в начале 1870-х работники уже не обходились без составления трудового договора.

Судейская практика была уникальной школой жизни для Фета. Окрестные помещики и крестьяне ценили его ум, честность и 11 лет подряд избирали Афанасия Фета мировым судьей.

В то же время Фет всегда оставался писателем, ощущавшим острую потребность словесного выражения и общения с публикой, благо работа давала массу готовых литературных сюжетов. Иван Тургенев, который, кстати, являлся почетным мировым судьей Мценского уезда Орловской губернии, советовал Фету создать книгу судейских заметок и очерков. В 1969 году Фет приступил к книге с условным названием «Записки судьи», которая, к сожалению, не была окончена.

Сегодня в архивах Российской государственной библиотеки хранятся папки с документами различных периодов деятельности мирового судьи Фета. По этим материалам можно проследить этапы его становления в качестве судьи, глубже понять судейскую профессию, историю развития судебной системы нашей страны.

Подготовила Татьяна Филонова

18.11.2014 в 01:05
Возрастная категория материалов: 16+