Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Спецкурс «Азбука построения карьеры» организован некоммерческим партнерством «Ассоциация содействия бизнесу Республики Адыгея» для студентов выпускных курсов вузов в рамках мероприятий по подготовке кадрового ресурса для всех отраслей народного хозяйства республики. Какие знания приобретают молодые специалисты, как получить интересную работу и чего ждут от них работодатели, нам рассказал исполнительный директор ассоциации, разработчик и ведущий курса Мурат Наток.

— Мурат, насколько востребован подобный курс и почему возникла в нем необходимость?

— В принципе, идея передачи знаний от старшего поколения младшему не нова. В советский период это называлось институтом наставничества. Сегодня мы к нему возвращаемся, немного его трансформируя: стараемся привить студентам умения и навыки вхождения в производственный процесс. Но делаем это в стенах вузов с расчетом на то, что студентам будет комфортно воспринимать новые знания в привычной им среде, и уже на выходе из вуза они будут иметь какой-то багаж необходимых знаний о рабочем месте.

Идейным организатором курса выступила наша ассоциация, куда входят ведущие предприятия республики: майкопский машиностроительный и редукторный заводы, ЗАО «Картонтара», ОАО Майкопское ГАТП, молкомбинат «Адыгейский», ООО «Южгазстрой», МУП «Водоканал», банки и многие другие. Работодатели напрямую заинтересованы в том, чтобы к ним приходили подготовленные кадры, имеющие более полное представление о производственном процессе в целом, о любом рабочем месте независимо от специализации. Современные реалии требуют быстрого включения в рабочий процесс, времени на долгую адаптацию нет. Речь идет даже не столько о профессиональной компетенции, сколько о модели поведения в коллективе.

— Расскажите подробнее о сути курса.

— Предмет спецкурса — конструктивное поведение в период трудоустройства и на первых этапах рабочей деятельности. Курс состоит из 10 тем: методы поиска работы, подготовка к собеседованию, его проведение, особенности первого рабочего дня, план вхождения в должность, выстраивание деловых и эффективных отношений с коллегами, культура деловой речи и т.д. Девиз спецкурса — «Победа любит подготовку». На этом мы и строим практически все лекции.

Несколько часов мы выделяем для собеседования. Важность этой процедуры умалять нельзя — это первый контакт молодого выпускника с работодателем. Именно в процессе собеседования формируется мнение о соискателе. К нему нужно тщательно готовиться. Мы рекомендуем новичкам собрать как можно больше информации о предприятии или организации, куда они планируют трудоустроиться. Обязательно проштудируйте сайт учреждения, изучите регулирующие его деятельность нормативно-правовые акты. Посетите библиотеку, почитайте материалы местной прессы об организации за последние полгода-год. Хорошо информированный соискатель будет выгодно отличаться от конкурентов, претендующих на ту же самую должность. 

Советуем также посещать ярмарки вакансий. Для новичков это еще и наработка опыта коммуникации с кадровиками, ведь именно с отдела кадров начинается любое собеседование. Так что не стоит упускать возможность пообщаться с сотрудниками этой службы.

На занятиях мы говорим и о поведении в Интернете: сегодня, когда практически у каждого второго есть свой аккаунт в социальных сетях, стоит его отредактировать и вести корректно, не выставлять себя в невыгодном свете. Многие руководители и кадровые работники все чаще заглядывают на странички соискателей, чтобы оценить потенциального сотрудника.

— Какие вопросы можно задавать на собеседовании, а какие будут неуместны?

— Во-первых, речь должна быть подготовленна, содержательна и лаконична. Вы должны продумать свои вопросы работодателю, касающиеся ваших должностных обязанностей. Перед собеседованием рекомендую обратиться к квалификационному справочнику должностей, в котором есть стандартизированные требования к любой вакансии, чтобы детальнее изучить ваши потенциальные обязанности. Уместно спрашивать о развитии предприятия, его перспективах, сказать о своем видении вашей работы, пусть работодатель поймет, что вы готовы предложить новые идеи для развития дела.

Вопрос о заработной плате, конечно, важен, но на первых этапах собеседования этим лучше не интересоваться.

— Какие рекомендации можете дать для первых рабочих дней?

— Вхождение в коллектив таит много сложностей. Вчерашний выпускник испытывает неуверенность, дискомфорт и совершает типичные ошибки. Это касается как внешнего вида, так и поведения с коллегами. Одеваться нужно в соответствии с дресс-кодом предприятия, сейчас его все чаще прописывают в уставе организации, эпатаж лучше оставить для друзей. 

Самоуверенность, апломб, безосновательные амбиции тоже не лучшие союзники начинающих работников, на работе они неуместны. Вы — ученик, ваши коллеги много лет проработали на данном предприятии и знают больше вас, так что все советы и замечания воспринимайте конструктивно, без обид, старайтесь проанализировать свои ошибки.

Есть такая поговорка — «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Именно поэтому так важен первый рабочий день. Ваша цель — расположить к себе коллектив и получить знания. В первый рабочий день от новичка не будут ждать профессионализма, но будут рассчитывать на культуру поведения. Блокнот и ручка на начальном этапе — ваши главные помощники, записывайте правильно имена-отчества коллег и руководства, поручения. Не стоит рассчитывать на память, в большинстве случаев она не феноменальна. Самая главная рекомендация — уважительное отношение ко всем сотрудникам производства. 

— Как вы относитесь к устройству на работу по знакомству?

— Ничего плохого в этом нет, это один из распространенных методов устройства на работу. Но не стоит бояться откликаться на вакансию самостоятельно. Уверяю вас, работодателю наиболее интересны люди, которые пришли сами. Грамотная презентация ваших способностей будет замечена. Возможно, сразу вам не предложат должность, но сохранят ваше резюме, и кто знает, может быть, вскоре поступит предложение о работе. 

— Кто сегодня является вашими слушателями?

— Сейчас мы читаем спецкурс студентам выпускных курсов Адыгейского филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, Майкопского государственного технологического университета, запланированы такие курсы и в Адыгейском госуниверситете. Наиболее прилежным студентам мы намерены давать рекомендательные письма к работодателям. Это будет хорошим подспорьем для портфолио соискателя. Впереди у них полгода, есть возможность использовать полученные знания с пользой.

Мы стараемся донести до ребят простую истину, что они — деловые люди, а объект их бизнеса — они сами. Чем больше качественных компетенций они в себя вложат, тем лучший результат получат на выходе.

Как строить карьеру, узнавала 

Татьяна Филонова

19.11.2014 в 22:29

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.