Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сочинение выпускники пишут впервые за пять лет. Теперь оно является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Творческое испытание проходило в 112 образовательных учреждениях Адыгеи. Над сочинением работали 1934 человека, своим правом написать изложение воспользовались 26 выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 

В день испытания мы побывали в майкопской СОШ №2, где экзамен сдавали 55 одиннадцатиклассников. Обстановка по сравнению с единым государственным экзаменом нам показалась менее напряженной. На входе в школу не было металлодетекторов, а в аудиториях — камер видеонаблюдения, что позволило школьникам психологически чувствовать себя более комфортно. Однако ограничения для итогового сочинения все же были — в аудиторию с собой можно было пронести только паспорт и гелиевую ручку. Разрешено пользоваться орфографическим словарем, но его предоставляет школа. У каждого на парте — свой экземпляр.

За полчаса до экзамена директор школы Фатима Охладчук дает последние наставления и пожелания выпускникам:

— Не торопитесь. Внимательно прочитайте каждую тему, выберите наиболее близкую вам, вспомните, чему вас учил учитель, что вы читали сами. Примените все свои знания, которые получили за 10 с половиной лет в школе. Напишите сочинение сначала на черновике, проверьте с помощью орфографического словаря слова, в написании которых сомневаетесь. И только тогда переносите текст на чистовик. Желаю вам, чтобы все получили допуск к единому госэкзамену.

Ровно в 10.00 организаторы вскрыли конверты с темами сочинений, которые были доставлены в школы спецсвязью. На выбор выпускникам предложено 5 тем: «Чем творчество М.Ю.Лермонтова может быть интересно современному читателю?» (по произведениям писателя), «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?». 

Для раскрытия темы в распоряжении школьников было 3 часа 55 минут. Оценивать сочинения будут специальные комиссии, созданные приказом директоров школ. В комиссию не могут входить учителя, преподающие у выпускников. Эксперты будут оценивать итоговое сочинение по 5 критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. 

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». Только получившие «зачет» школьники будут допущены к ЕГЭ. Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям, выдержать объем (сочинение — не менее 250 слов, изложение — не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно. В случае получения «незачета» можно будет попытаться снова написать сочинение 4 февраля, а при очередной неудаче — 6 мая. 

— Когда мы пришли в школу в сентябре, нам сразу объявили, что будем писать итоговое сочинение. Учителя с нами занимались: советовали, какие аргументы лучше использовать, как правильно по структуре строить сочинения — вступление, тезисы, концовка. Нас хорошо подготовили, мы тренировались, писали сочинения на схожие темы, т.к. направления были известны заранее. Кроме этого, я занимаюсь с репетитором, так что должен справиться. Пробное сочинение написал на «зачет», получил его по каждому из пяти критериев. Думаю, если читать книги, можно успешно написать, — делится соображениями одиннадцатиклассник Схатбий Дзехохов.

Однако такие замечательные результаты пробного сочинения были не у всех. Из 55 выпускников этой же школы 8 получили «незачет». Трое из них — репатрианты из Сирии, еще пятеро — жители Адыгеи. 

Возвращение сочинения, в принципе, педагоги считают нужным и важным, но на подготовку к нему нужно было дать больше времени.

— Сейчас сочинение пишет поколение, которое пришло в школу 10 лет назад, когда был введен единый государственный экзамен, и дети практически перестали читать. Перед учителем стояла задача подготовить учеников к сдаче ЕГЭ, т.е. тестовых заданий, а в последние годы и эссе. Сегодняшнее итоговое сочинение — это другая форма творческой работы, когда дети должны показать более высокий уровень подготовки. По сути дела, учитель русского языка, которая преподает в выпускных классах, готовила детей к итоговому сочинению всего 2 месяца, исключая выходные и каникулы. Понятно, что за такой короткий период прочитать большой объем литературы, научить детей мыслить, анализировать, давать оценку очень сложно. По результатам пробного ЕГЭ были и очень хорошие сочинения, и очень слабые. Но все ошибки мы учли, тщательно готовились и надеемся на положительные результаты, — прокомментировала ситуацию директор Фатима Охладчук. 

Введение сочинения как допуска к единому госэкзамену не стало проблемой и для выпускников майкопского лицея №8. Как говорят педагоги, с учениками они готовились к нему довольно много и тщательно. Возврату сочинения учителя рады. 

— Отсутствие итогового сочинения отодвинуло литературу на второй план, школьники стали меньше читать, перестали правильно излагать свои мысли, им не хватает словарного запаса. Как показало пробное сочинение, темы даются общие, где нужно рассуждать, представить свои аргументы. Но жизненного опыта у школьников мало, поэтому опираться надо на примеры из классической литературы. Чтобы это сделать, нужно больше читать. Зная текст литературного произведения, ученики всегда смогут хорошо его написать. И это главное, ради чего стоило вернуть сочинение. За полгода дети прочитали много произведений Чехова, тренировались писать на свободные темы. В итоге из 45 учеников 11 класса только 1 девочка не получила «зачет», — говорит учитель русского языка и литературы Ольга Хамцова.

Итоговое сочинение прошло в штатном режиме, особых инцидентов в республике не произошло.

Татьяна Филонова.

Фото автора.

09.12.2014 в 00:17

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.