Истории с философией

Художник Феликс Петуваш впервые за два десятилетия представил свои произведения на персональной выставке. Это тот редкий случай, когда выставка организована не к юбилейной дате, а потому что мастер, как говорят, созрел.
Выставка работ заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Республики Адыгея, народного художника Адыгеи Феликса Петуваша открылась в Северокавказском филиале Государственного музея Востока.
Феликс Петуваш родился в 1948 году. Его отец Мурат Петуваш был журналистом газеты «Социалистическэ Адыгей» (ныне «Адыгэ макъ»), мать занималась швейным ремеслом. Именно она заметила способности сына к рисованию и отпустила в Москву в среднюю художественную школу при Художественном государственном институте имени Сурикова. Затем будущий художник обучался в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Вернувшись в Майкоп, инициировал создание в Адыгее отделения Союза художников, а в 1979 году стал его председателем.
Феликс Петуваш работает в станковой живописи, графике, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, виртуозно владеет техниками офорта и акватинты. За годы творческой деятельности им созданы сотни произведений, которые хранятся в собраниях фондов Москвы, Санкт-Петербурга, Майкопа, Нальчика, Краснодара, Владикавказа, Черкесска, Алма-Аты, а также в Турции, Иордании, Чехословакии, Болгарии.
Феликс Петуваш — единственный художник Адыгеи, удостоенный золотой медали Российской академии художеств.
Человек немногословный, он привык работать, а не говорить. И это — одна из причин столь долгого «молчания». Зато, выйдя в свет, он немало удивил даже коллег по творческому цеху. Выставку составили около 200 работ, выполненных с 1980 года по сегодняшний день. Среди них графический цикл «Нартский эпос», начатый еще в 1976 году, в котором художник увековечил сказания адыгов, проследив историю легендарного нарта Саусоруко. Серия «Жизнь» — это своеобразная исповедь художника о судьбе, счастье и страдании. В серии «Адыгские писатели — просветители XIX века» он изобразил Умара Берсея, Султана Хан-Гирея, Султана Казы-Гирея и других. Часть выставки составляют иллюстрации к произведениям адыгских писателей, портреты и натюрморты.
На первый взгляд работы, выполненные в приглушенных тонах серой, черной, зеленой, охристой гаммы, создают мрачное настроение. На вопрос, почему в картинах так мало света, художник отшучивается, мол, 20 лет его мастерская находилась в мрачном подвале. Но тут же дает серьезный ответ: «Сердце мудрого — в доме печали, сердце глупца — в доме радости». В его произведениях заложены глубокие философские смыслы, заставляющие размышлять и искать ответы.
— Работы Петуваша нужно не только смотреть глазами, но и видеть душой. Они развивают чувство исторической гордости, воспитывают нравственность и духовность общества. Он хорошо знает и любит историю своей малой родины, ее прошлое и настоящее, обычаи и традиции. Его иллюстрации к нартскому эпосу — своего рода героическая симфония, прославляющая народ, — говорит художник Эдуард Овчаренко.
В пейзажах «Пустошь», «Пылающее дерево», «Старый мир», «Белое безмолвие» присутствуют яркие чистые цвета: голубой, желтый, красный, оранжевый. Необычная серия декоративно-прикладных работ, посвященная адыгской мифологии, выполнена из металлических обрезков и деталей от часовых механизмов.
— Мы знали его как графика, но не подозревали, что он может раскрыться с таких необычных сторон, — отмечает один из старейших художников Адыгеи Петр Филиппенко.
Выставка работ Петуваша — значительное событие, с которым его поздравили Министр культуры Адыгеи Мухамед Кулов, председатель Союза художников Адыгеи Рамазан Хуажев, заслуженный художник Республики Адыгея Абдулах Берсиров, а директор музея Нафисет Кушу справедливо назвала выставку национальным праздником.
На вопросы корреспондента «СА» о своем творчестве художник категорично отвечает:
— Никаких творческих этапов и подведений итогов. Жизнь продолжается!
Елена Маркова.
Фото автора.