Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня ситуация в сфере ЖКХ такова, что решения по поводу многих вопросов в отрасли необходимо принимать самим гражданам. Однако наш менталитет пока «со скрипом» позволяет проявлять самостоятельность. Жильцам многоквартирных домов кажется, что кто-то придет и за них все сделает. Но в любом случае этим заниматься придется — разбираться в сложных вопросах формирования тарифов, считать свои затраты, посещать собрания и осознанно поднимать руку за то или иное решение. Не секрет, что сегодня уровень осведомленности и образованности европейского гражданина в сфере жилищно-коммунального хозяйства на порядок выше, чем у российского. Там квартиросъемщик знает все законы, самостоятельно — до цента! — проверяет правильность начисления оплаты за коммуналку и только после этого ее вносит. И это не связано с его зарплатой — таков традиционный подход к этому вопросу. Но нашим соотечественникам пока требуются разъяснения специалистов по вопросам ЖКХ, без них им не обойтись. На тему изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2015 году мы беседуем с начальником Управления государственного регулирования цен и тарифов РА Азаматом Хапаевым.

— Азамат Магамудович, традиционно накануне нового года в регионах утверждаются новые тарифы на коммунальные услуги (ЖКУ). Каков их предельный рост для жителей Адыгеи?

— Согласно законодательству до 20 декабря прошлого года у нас были приняты все тарифы на ЖКУ на 2015 год, сегодня мы занимаемся их размещением на сайте. Что касается предельного индекса роста тарифов, то с 1 июля 2015 года на воду и водоотведение он составит 14,5 процента, по отоплению — 6,8 процента, по электроэнергии — 9,65 процента. А вот решение по поводу тарифа на газ еще не принято, и этот вопрос обсуждается с Федеральной службой по тарифам. Но предельный индекс роста тарифа на голубое топливо в целом по стране установлен на уровне 7,5 процента, и выше этого размера в субъектах РФ он не будет. 

— Довольно значительно по сравнению с прошлым годом увеличились тарифы на воду. С чем это связано?

— Скачок тарифа довольно существенный. Но это связано с тем, что в прошлом году Правительством РФ было принято решение о заморозке тарифов на газ и электроэнергию для промышленных предприятий. Соответственно, это позволило снизить и темпы роста тарифов в целом по стране на тепло и воду, в себестоимости производства которых эти энергоносители занимают значительную долю. Сегодня эти ограничения сняты. Более того, чтобы компенсировать затраты ресурсоснабжающих организаций прошлых лет на электроэнергию и газ, темпы роста тарифов на эти энергоресурсы приходится увеличивать. Иначе через месяц-другой эти организации вынуждены будут прекратить свою деятельность. 

Наглядный пример — ситуация в городе Адыгейске. Руководством республики и депутатами этого муниципального образования было принято решение о существенном росте тарифа на тепло на 2015 год для города. Он значительно больше предельно допустимого для региона и составляет 15 процентов. А все дело в том, что технология производства тепла у предприятия Адыгейска схожа с аналогичными предприятиями теплоэнергетического комплекса республики, но при этом тариф на тепло у него ниже на 600—700 рублей. Этот разрыв приводит к тому, что предприятие накапливает большие долги по газу и электроэнергии и не имеет возможности эффективно функционировать. В результате происходит отключение горячей воды, предприятие попадает под банкротство. Решение об увеличении тарифа на тепло позволит за два года стабилизировать там ситуацию. 

— А как выглядят тарифы на коммунальные услуги в нашем регионе по сравнению с тарифами в других субъектах ЮФО?

— Нередко сравнивают наши тарифы на тепло с тарифами в Волгограде, Краснодаре, Астрахани, Ростове-на-Дону, и это сравнение бывает не в нашу пользу. Но это объективная закономерность — система теплоснабжения предприятий республики кардинально отличается от схемы работы подобных предприятий в этих городах. Все котельные, которые там функционируют, применяют комбинированный режим и одновременно вырабатывают два продукта — тепло и электроэнергию. Соответственно, и затраты на содержание котельных компенсируются за счет реализации этих двух продуктов. В результате производство тепла и электроэнергии обходится дешевле, а следовательно, и тарифы на эти услуги ниже. Но в республике все котельные работают только на выработку тепла, а потому и тариф на него выше.

Что касается воды, то жители республики платят за нее гораздо меньше, чем собственники жилых помещений в регионах ЮФО. К примеру, потребителям Ростовской области 1 куб. воды обходится не менее 45 рублей, в то время как для жителей столицы Адыгеи на 2015 год тариф на воду составляет менее 15 руб. за 1 куб., или в 3 раза дешевле. Цена на газ для всех территорий округа одинаковая, так как по оптовой стоимости голубого топлива мы находимся в одной ценовой зоне. Что касается электроэнергии, то цену для Адыгеи и Кубани на нее устанавливает Департамент цен и тарифов Краснодарского края, и она одинакова для регионов. 

— Насколько экономически обоснованны тарифы на коммунальные услуги, какова процедура их утверждения?

— Вся эта процедура максимально регламентирована жесткой вертикальной структурой, которая включает в себя федеральные законы, Постановления Правительства РФ, методические рекомендации Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и т.д. Все наши нормативные акты вплоть до заключений, в которых постатейно указано содержание затрат предприятий, направляются в ФСТ. Эта федеральная служба производит проверку документов и при необходимости вносит свои поправки. Так что все расходы коммунальных предприятий под строгим контролем, а тарифы, которые принимаются исходя из этих затрат, экономически обоснованны.

 — По какой причине отличаются тарифы в муниципальных образованиях?

 — К каждому предприятию, работающему на той или иной территории, применяется индивидуальный подход. И сегодня одно предприятие может работать по двум разным системам водоснабжения. Соответственно, для этого предприятия, обслуживающего порой две территории, мы вправе установить на воду два разных тарифа. Различны у предприятий и структуры затрат, и операционные процессы. К примеру, в Майкопе, куда 80 процентов воды поступает самотеком, стоимость 1 кубометра такого ресурса составляет чуть более 12 руб. Этот технологический процесс не предполагает больших затрат на электроэнергию. Но в том же городе Адыгейске осуществляется тройной подъем воды. Сначала насосы поднимают воду из скважин в резервуары, и далее они еще дважды используются для заполнения системы водоснабжения водой. Фактически 1 кубометр воды приходится перекачивать три раза тремя разными насосами. Отсюда и затраты на электроэнергию и обслуживание там гораздо выше, и в конечном итоге вода там стоит более 20 руб. за 1 кубометр. Еще один пример — в свое время в поселке Майском Кошехабльского района за счет бюджетных средств ввели в строй новую современную котельную, оснащенную экономичными котлами. После того как мы проанализировали удельный расход газа на выработку тепла в этой котельной, то сделали вывод об избыточности тарифа для населения. В результате платежи за эту услугу снизились.

Если говорить о предельных индексах роста тарифов на коммунальные услуги, то они превышены только в двух муниципальных образованиях республики: по воде — в поселке Яблоновском и по теплу — в городе Адыгейске. В остальных муниципалитетах они находятся или на предельном уровне, или ниже его.

 — А каков индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги по республике в 2015 году? Иными словами, насколько больше заплатит по квитанции за эти услуги гражданин в июле, чем в июне текущего года?

 — Для каждого муниципального образования установлен свой индекс роста. К примеру, майкопчане заплатят за все коммунальные услуги в июле на 11 процентов больше, чем в июне. Совокупный платеж жителей города Адыгейска за коммуналку возрастет во втором полугодии по сравнению с первым на 12,5 процента, а для жителей Дмитриевского сельского поселения Кошехабльского района — на 11,3 процента.

Напомню, что 2015 год — это последний период, когда действуют ограничения по отдельным видам тарифов. Уже со следующего года мы войдем в долгосрочную программу формирования тарифов на 3—5 лет. И для каждого муниципального образования главой региона будет утверждаться одна цифра, отражающая предельный индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. А вот внутри этого платежа муниципалитеты смогут самостоятельно регулировать тарифы на каждый вид коммунальных услуг. Для одного из них важнее будет поднять тариф на тепло, а на воду пока притормозить рост, для другого — наоборот. Одним словом, появится возможность для маневра. А вот все решения по превышению допустимого индекса роста тарифов принимаются по согласованию с местными депутатами. Эта практика применяется в республике уже 2 года, и в 2013 году, в частности, мы принимали согласованное с Советом народных депутатов решение по тарифу на водоотведение по Майкопскому району, а в прошлом году — по тарифу на тепло в Адыгейске.

Владимир Киселев

20.01.2015 в 00:23
Возрастная категория материалов: 16+