Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Учеба в университете всегда считалась для российской молодежи непременным этапом для построения дальнейшей карьеры. А обучение за рубежом – недосягаемое для большинства – до сих пор считается верхом престижности. 

Гость редакции — выпускник Марбургского университета в Германии, магистр филологии и педагогики, директор майкопского образовательного агентства «INGLIS» Илья Недогреев рассказал «СА», что представляет собой система высшего образования в Германии и чем немецкие студенты отличаются от российских.

— Понятие университета за рубежом несколько иное, чем в России. У нас чуть ли не для 90% выпускников это логичное продолжение учебы в школе и получение профессии. За рубежом, и особенно в Германии, университет — это научно-исследовательское академическое заведение, которое готовит ученых. Профессора нам говорили: мы учим вас в свободное от науки время, но наша главная задача — двигать науку вперед. 

Выпускники зарубежных высших учебных заведений получают не квалификацию, как в России, а ученую степень. Многие специальности, которые в России даются в вузах, в Германии относятся к среднему специальному звену. Чтобы быть, к примеру, бухгалтером, не нужно учиться в университете и получать экономическое образование. Экономист в Германии — это ученый, который является специалистом в глобальных экономических процессах и на практике будет занят скорее не в бухгалтерии, а, скажем, на рынке ценных бумаг. За границей университет дает глубокие академические знания в теории, нежели в практике.

— Университет в России – это во многом продолжение школы. На курсах есть старшие групп, кураторы, которые следят за посещаемостью и успеваемостью студентов на курсе. А в Германии как?

— Чтобы понять систему высшего образования в Германии, нужно знать специфику школьного образования. В Германии существует три типа школ, различающихся по уровню успеваемости. Это неоднократно подвергалось критике, но вместе с тем это позволяет проводить отбор детей. Так, для школьников, окончивших лишь базовый уровень, путь в высшее образование практически закрыт. Конечно, они могут пойти в профессиональные училища и при определенных условиях поступить в высшие учебные заведения, но этот путь долог и сложен, и, как правило, они его не выбирают. Так называемая реальная школа дает право поступать как в среднеспециальные, так и в некоторые технические учебные заведения. И только гимназия позволяет поступать в вуз. Кроме этого, в их школах очень узкопрофильное обучение, и к концу школы дети изучают буквально 3-4 предмета, необходимых для дальнейшего обучения. Соответственно, в университеты поступает молодежь с очень высокой мотивацией и подготовкой. Всего же в Германии только 30% выпускников школ поступают в вузы, остальные идут в среднеспециальные заведения.

Что в корне отличает немецких студентов от наших, так это самостоятельность, начиная с первых дней учебы. В том же АГУ есть определенное расписание, «красная» и «черная» недели. А в Германии расписание себе составляет сам студент. Группы не формируются, каждый учится сам. Выбирает те дисциплины, которые считает нужными. К примеру, я выбрал английский и немецкий языки, языкознание и педагогику и таким образом учился на трех разных факультетах — педагогики, филологии и инязе. 

Чтобы составить свое расписание, нужно самому выбрать ряд лекций и семинаров, которые требуются по программе. И как распланировать нагрузку, решаешь сам. То ли 2 семинара посетить в этом году, а остальные 10 в следующем, то ли разбить по 6 семинаров в каждом году. Если два семинара совпадают, то сам решаешь — какой посетить, а какой оставить на следующий семестр. 

Опять-таки все дисциплины узкопрофильные, у филологов никакой математики, естествознания, экономики, в отличие от российских вузов, нет. Через 4 семестра сдается промежуточный экзамен, к которому допускаются те, кто сдал необходимые дисциплины. Студент может записаться и на семинары, которые для сдачи зачета не нужны, но ему интересны. Если я филолог, но мне интересны экономика или маркетинг, я могу записаться и посещать семинары на другом факультете чисто для себя.

Вместо зачетных книжек у студентов формуляры, подтверждающие сдачу экзаменов и зачетов. Они подшиваются в папку, с которой студент допускается к экзамену.

Посещение занятий никто не отслеживает. Студент — взрослый человек. Не хочешь учиться — тебя никто не держит. Как говорят профессора, мы делаем вам предложение. Вы можете присутствовать, можете отсутствовать, лекция все равно будет идти. По одним дисциплинам зачеты ставятся по результатам посещения, по другим — нужно выполнить и защитить проекты. Во время первого промежуточного экзамена обычно уходят те, кто понял, что высшее образование не для него.

— У нас выпускник, еле-еле закончивший школу на тройки, заплатив деньги за обучение, может стать студентом. А в вузах Германии есть разделение на коммерческое и бюджетное обучение?

— В Германии высшее образование бесплатное – такова политика государства. В Конституции страны записано, что каждый имеет право на образование, то есть оно должно быть общедоступным, при наличии способностей, разумеется. Поэтому, как я уже говорил, школьник с низким уровнем знаний никогда не поступит в вуз, но при этом будет счастлив, что не потратит впустую 5 лет жизни. И потом будет работать, скажем, техником по климатическим установкам, получать стабильную зарплату, а не напрягать мозг над неинтересными ему книжками.

Коммерческих отделений в государственных вузах не существует. Есть платные курсы, но они, скорее, для слишком умных, с повышенным уровнем обучения. Со всех студентов университет берет так называемый взнос, который составляет около 300 евро в семестр. В конце каждого семестра ты должен подтвердить свое желание учиться дальше и перевести эту сумму на счет вуза. Деньги эти идут на оплату единого проездного билета, содержание общежитий, библиотек и т. д.

— Сложно ли иностранному студенту осваивать программу высшего образования на неродном языке?

— Обучение ведется на немецком языке, хотя последнее время внедряются программы обучения на английском, рассчитанные как раз на иностранцев. Около 10% от общего числа составляют иностранные студенты, для которых немецкий язык неродной. 

Самое главное условие для поступления в любой иностранный вуз — определенный уровень знания языка. Я окончил в АГУ 1 курс англо-немецкого отделения иняза, затем уже в Германии прошел языковые курсы и предвузовскую подготовку. Мой уровень немецкого не только позволил осваивать программу университета, но и после его окончания, уже как квалифицированный преподаватель университетских курсов, я готовил иностранных студентов ко вступительному экзамену по немецкому языку.

— У нас только и говорят о том, как студенты сдают зачеты за взятку. Возможно ли подобное в Германии?

— Во-первых, менталитет европейца, следующего букве закона, не позволяет им идти на подобные поступки. Они уверены, что если студент не в состоянии освоить программу и хочет «купить» экзамен, то ему просто нечего делать в университете. Кроме того, профессора имеют такое высокое жалованье, что не будут себя дискредитировать. У них авторские гонорары за научные публикации порой намного больше, чем зарплата. Какие там взятки!

Надо понимать, что университет за границей не дает никаких особых привилегий. Напротив, людям с высшим образованием намного сложнее устроиться на работу, потому что конкуренция очень высока. Это то, что мы сейчас видим и в России: специалисту с высшим образованием сложнее найти работу по уровню своей квалификации, нежели крановщику или сварщику. Крановщик при нынешних масштабах строительства будет уверен в завтрашнем дне. Ремесло всегда будет востребовано, тем более в такой индустриальной стране, как Германия. 

— В России общежитие – это отдельный мирок со своими традициями. А в Германии где живут студенты?

— В принципе, как и у нас, в Германии студент может снимать квартиру либо жить в общежитии. Это, конечно, не наша общага. Там общежитие больше похоже на скромный отель, где у каждого своя комната, и это правильно, ведь взрослому человеку необходимо личное пространство. В комнате необходимая мебель и умывальник, а удобства и кухня — на этаже. Никаких бабушек-вахтерш у турникета и закрытой в 23.00 двери на засов. У каждого свой ключ от входной двери, возвращаться в общежитие студент волен в любое время дня и ночи. И друзей может приводить когда угодно и сколько угодно, и вечеринки устраивать. Главное условие — не шуметь и не мешать соседям. 

Также университеты Германии стараются поддерживать студентов с детьми, поэтому при вузах есть общежития для семейных студентов и детские сады, в которые можно отводить детей на время занятий.

— А день студента отмечают?

— Конечно! В Германии студенты очень много празднуют, как и в России: начало семестра, Рождество, общеуниверситетские праздники… На досках объявлений и даже на столах в столовой всегда лежат флаеры-приглашения на какую-нибудь факультетскую вечеринку.

Марбургский университет, в котором я учился, — один из старейших в Германии, со старинными традициями. В нем учились Ломоносов и Пастернак, братья Гримм… В Марбурге из 80 тысяч жителей 20 тысяч составляют студенты и 5 тысяч — работники университета. Когда бываю в Марбурге, всегда прихожу в университет. С ним связаны не только моя учеба, но и 8 лет работы ассистентом, научным сотрудником и преподавателем.

— С высоты своего опыта, что можешь пожелать нашим студентам?

— Прежде всего понимания, что учишься ты не для родителей, а для себя. Нужно учиться ставить перед собой достижимые цели и трезво оценивать свои способности. Не тратить 5 лет жизни на философию, чтобы потом идти торговать на рынок или ремонтировать машины. Нам нужно принять тот факт, что высшее образование — не для всех, и не считать его отсутствие минусом в биографии. Сейчас России нужны технари, которые смогут поднять индустрию. Необязательно всем быть юристами, экономистами, госуправленцами. Кто-то должен строить дома и мосты, дороги, водить поезда и троллейбусы, летать на самолетах, кто-то должен эту технику производить на заводах, кто-то — ее ремонтировать. Всему этому тоже нужно учиться, и необязательно в университетах. Высшее образование нужно в первую очередь тем, кто занимается разработкой этих проектов.

Конечно, хотелось бы, чтобы наши студенты имели возможность учиться за рубежом и получить все самое лучшее от системы международного образования. А это возможно прежде всего при высокой мотивации и отличной учебе.

Беседовала Елена Маркова

23.01.2015 в 22:51
Возрастная категория материалов: 16+