Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня мы открываем новую рубрику  — «Репортаж с урока». Мы планируем побывать на занятиях по всем предметам в разных уголках республики, понять, чему сегодня учат в школе и какой багаж знаний выносят ученики. Ведь формирование личности ребенка начинается в школе, на уроках, где помимо орфографических правил и математических формул школьники получают основные нравственные ориентиры. А начнем мы с урока литературы, поскольку этот год в России пройдет именно под ее знаком.

Перефразируя слова поэта, можно сказать, что литература в России больше, чем просто литература.  Еще Виссарион Белинский говорил, что, читая Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека». Знакомство с русской классической литературой начинается с первого класса и продолжается на протяжении всех школьных лет. Произведения классиков учат добру и справедливости, обличают пороки и ложь. Но как же тогда получается, что из детей, сочувствующих униженным и оскорбленным, порой вырастают озлобленные и жестокие взрослые? Мы решили побывать на уроках литературы в школах республики, понять, где рвется эта ниточка, когда дети перестают воспринимать уроки классиков.

Майкопский лицей №8. Учитель — обладательница титула «Учитель года Адыгеи—2014», финалистка Всероссийского конкурса «Учитель года России», победитель Всероссийского конкурса «Воспитать человека», заслуженный работник общего образования РА, победитель и призер многих конкурсов профессионального мастерства Анета Хамедовна Литвинова. Тема урока в 8 классе — рассказ Николая Лескова «Старый гений». Признаться честно, его я не читала, в мои школьные годы изучали только знаменитого лесковского «Левшу». Что ж, тем интереснее будет вместе со школьниками вникать в суть произведения. Однако у восьмиклассников есть небольшое преимущество: к уроку они прочитали текст.

Перед началом урока на экране интерактивной доски уже запущены слайды к произведению. И хотя я не знаю, о чем оно, все же была удивлена. Лесков писал во второй половине XIX века, а изображение представляет собой коллаж из вполне современных картинок: купюра достоинством 500 рублей, весы богини правосудия, которые перевешивает с одной стороны чья-то нога, люди с плакатом «У меня украли квартиру», игральные карты, Библия и Конституция России.

После перемены в класс забегают дети и рассаживаются за парты. Им пока тоже непонятны изображения на доске, но они разглядывают их с интересом. Сейчас мы вместе будем искать истину. Найдем ли?

Анета Хамедовна спрашивает учеников, какие ассоциации и чувства возникают у них по отношению к изображенному на слайде. Руки тянут многие, в этом возрасте ребята еще хотят поделиться своими мыслями. Отвечает один мальчуган: «Картинки вызывают грусть. Игральные карты связаны с долгами». Другой школьник отмечает: «На весы правосудия наступил высокопоставленный чиновник». Почему он решил, что нога принадлежит именно высокопоставленному чиновнику, задумалась я. Ответы-ассоциации дают и другие ученики. «Обман, нищета. Люди потеряли свой кров из-за того, что кто-то решил обогатиться на этой квартире», «Конституция и Закон Божий говорят о том, что жить надо и по закону, и по совести» — раздаются ответы. И практически единодушно, не сговариваясь, школьники отвечают с мест на другой вопрос учителя — каким словом можно обобщить всю картину? Это слово — «Россия». Я удивляюсь ответу ребят: неужели их мнение о своей родине именно такое? Они еще подростки, со своими, по сути, детскими проблемами, они далеки от политики, и вдруг такое… Возможно, они не умеют анализировать какие-то политические процессы, но несправедливость этого мира чувствуют так же тонко, как и мы, взрослые, а может быть, еще острее.

От современности урок плавно переходит в XIX век. Даже школьники замечают: со времени написания рассказа (а было это в 1884 году) в нашей стране мало что изменилось. Карточные (кредитные?) долги, обман, разорение бедного человека, невозможность добиться справедливости, безнаказанность власть имущих, несовершенство закона. А главная тема — тема маленького человека — сегодня актуальна как никогда.

По ходу урока я узнаю сюжет рассказа: старушка-помещица помогла деньгами «великосветскому франту», заложив свой дом и получив при этом обещание рассчитаться с долгом в ближайшем будущем. Франт принадлежал к одной известной фамилии, у него была перспектива блестящей карьеры, а его служебное жалование и доходы от имения составляли неплохие суммы. Но должник скрывается, а для старушки наступает момент оплаты долга, в противном случае она рискует потерять дом. Пожилая женщина едет в Санкт-Петербург, суд встает на ее сторону, однако с исполнением приговора возникают трудности. У должника — весьма влиятельные связи, что и порождает всевозможные сложности в возврате долга. (Ситуация словно из наших дней.) Должнику нужно было вручить судебное решение, однако никто не мог этого сделать! Бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком и уладил это трудное дело. Рассказчик называет его «гением».

Вместе с учителем дети пытаются проанализировать героев и их поступки. Анета Хамедовна делит класс на три группы и предлагает детям дать характеристики главным героям. Ребята совещаются между собой, вместе разрабатывают план-схему, а потом защищают у доски свои постулаты. Вместе с учителем размышляют о том, правильно ли поступил должник, права ли была старушка, заложив дом и поставив в зависимость от кредита себя, дочь-инвалида, внучку. Дети самостоятельно приходят к выводу, что долги бывают разными — вынужденный заем ради спасения ближнего либо для собственного развлечения. Однако и доброта порой бывает обратной стороной зла (народная мудрость!). Одновременно с анализом произведения дети проводят параллели с реальной жизнью: что хорошо, а что плохо. Эмоционально педагог призывает школьников: «Никогда, ни при каких обстоятельствах не играйте в азартные игры, будьте осмотрительны, умейте отвечать за свои поступки, анализировать сложившуюся ситуацию. Все самые страшные вещи начинаются с пустяков, с малости, но последствия могут быть ужасны».

Восьмиклассник Богдан получил индивидуальное задание — кубик Блума. Как позже мне объяснила Анета Хамедовна, это педагогическая техника, прием. На гранях кубика написаны начала вопросов: почему? что? зачем? как? и т.д. Вызванный к доске восьмиклассник сам формулирует вопрос, на который и отвечает:

— Вопрос «Зачем?». Зачем Лесков написал это произведение? Для того, чтобы научить, спасти кого-то от необдуманных поступков. «Почему?» Почему это важно для людей? Чтобы они не допускали подобных ошибок, — размышляет школьник.

Постепенно ученики приходят еще к одному постулату, заявленному в начале урока: «У Лескова Россия — страна праведников, странников, умелых и талантливых людей». Подростки понимают, что Россия — не только страна униженных и оскорбленных, это страна, богатая одаренными людьми, гениями, способными сострадать чужому горю, придумать такое, чтобы правда восторжествовала.

Звонок на перемену прозвенел неожиданно. Ученики торопятся, им нужно успеть отдохнуть за короткую перемену и спешить на другой урок. С шумом они выбегают в коридор и, как мне кажется, забывают о бедной старушке, старом гении, должнике. Не знаю, как для них, а для меня эти 40 минут пролетели незаметно. Но как много успела Анета Хамедовна за это время! Было рассмотрено все произведение, раскрыты тема и идея, поднят целый пласт глубоких проблем. И все это за обычный школьный урок литературы! Может быть, такой насыщенный урок с презентацией учитель подготовила специально к приходу журналистов? Об этом я спросила педагога на перемене.

— Когда-то я пообещала самой себе, что каждый мой урок будет ярким и полноценным. Я использую технологию развития критического мышления. Не даю детям известные истины, а пытаюсь организовать урок так, чтобы дети добывали знания самостоятельно и умели применять их в жизни. И это дает свои плоды. Я до сих пор удивляюсь, когда встречаюсь с моими выпускниками много лет спустя, а они чуть ли не дословно помнят все слова, сказанные мною на уроках литературы. Это большая ответственность, — ответила учитель.

— Какие уроки извлекают дети из отечественной литературы? Кажется, что они все понимают, различают добро и зло, умеют сочувствовать и сострадать. Так почему же так часто многие вырастают в жестокосердных людей?

— Этот вопрос я задаю и сама себе, как мама, как педагог, просто как человек, и не нахожу ответа. Но, как учитель, я стараюсь всеми силами вложить в детей добрые начала. А для этого мало просто провести урок, пересказать содержание произведения. Дети чувствуют, когда учитель верит в то, что говорит, а когда его слова — пустой звук. Каждый учитель должен приходить на урок, чтобы спасти чью-то душу. И, может быть, став взрослым и находясь на перепутье жизни, мой ученик вспомнит этот день, этот урок, мои слова у доски и сделает правильный выбор.

— Сегодня много спорят о том, какие произведения нужно оставить в школьной программе, а какие убрать. Насколько актуален сегодня Лесков?

— Лесков очень современен сегодня. Когда-то он объездил всю страну, знал ее изнутри. Его по праву назвали народным голосом России. Сейчас этот голос должен зазвучать особенно громко. Этот писатель незаслуженно забыт сегодня, в школе изучается ничтожная часть великого литературного наследия Лескова. Но какие проблемы поднимает писатель! Всего один рассказ «Старый гений», а сколько попыток я сделала спасти детей от чего-то плохого в будущем: карты, игра, долги, безответственное и безоглядное отношение к своей жизни… Сегодня Россия нуждается в законе совести. И Лесков говорил об этом, он писал о маленьких людях — скромных работягах, чиновниках низкого класса, но талантливых людях. Тот же Левша, верующий человек, умирая, думал не о себе, не о покаянии, а о России. Он просил передать государю оружейный секрет чистки стволов: «У англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Любой урок литературы — это прежде всего воспитание духа, сердца гражданина. Попытка вернуться к себе, обрести нравственную основу. Россия — единственная страна в мире, в которой учили читать по святым книгам, преданиям великих отцов. Отсюда наша духовность. Сегодня правительство с надеждой вновь обращается к предмету «Литература», но сколько вычеркнуто (или может быть вычеркнуто) из перечня школьной программы произведений великих писателей, которые так много могут дать нам?! Необходимо сохранить и расширить список произведений Грибоедова, Островского, Некрасова, Достоевского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Крылова, Лескова, Куприна и ряда других писателей, увеличить количество часов литературы в российских школах. Нашим детям нужны правильные ориентиры, которые лучше всего прослеживаются в русской литературе. Ибо она воспитывает милосердие, любовь к Отечеству, она заставляет критически оценивать себя, события и факты, ненавидеть подлость и предательство во всех проявлениях. Наша литература закладывает основу характера человека, помогает ему в дальнейшей жизни. Эту же нравственную, воспитывающую функцию чрезвычайно ценят в других странах. На русской классике воспитывается полмира. Думаю, что учителя-словесники, сами родители должны активно встать на защиту русского языка и литературы.

Уже на следующее занятие ученикам 8 класса дано задание прочитать «После бала» Льва Толстого. И вновь они будут анализировать, размышлять, вникать в суть вещей. Рассказ о старом гении ушел в прошлое, но хочется верить, что он посеял в душах подростков нужные семена.

Татьяна Филонова.

Фото Аллы Загуменновой.

29.01.2015 в 22:57

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.