Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В этот день в 1865 году великий русский ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев защитил свою докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Как показал в своем исследовании ученый, наиболее оптимальным является соединение спирта с водой в пропорции 4х6. Оно происходит без бурной реакции, раствор получается прозрачным. За менделеевскую пропорцию (до этого водка была 38-градусная) ухватились производители спиртных напитков, и водочное производство закрутилось, принося как производителям, так и купцам огромные барыши.

А что касается истории водки, то она уходит в более отдаленные времена. По одной из версий, еще в ХI—ХII веках итальянские алхимики искали так называемый философский камень (формулу превращения обычных металлов в золото). В ходе различных экспериментов они сделали перегонку вина и выделили продукт, который если и не давал золота, то весьма своеобразно действовал на человека, вызывая доброе настроение, веселье. Алхимики назвали это «душой вина».

На Руси «душа вина» появилась в 1386 году — завезли ее итальянские купцы. Однако особого распространения крепкий напиток не получил, потому что были свои веселящие душу напитки: медовуха, брага, пиво.

Русское винокурение возникло на рубеже 1470-х годов, когда был изобретен способ перегонки сброженных веществ в спирт — «хлебное вино».

Первоначально (при царе Иване III) полное право на производство «хлебного вина» принадлежало царскому двору. Производилась водка исключительно для собственных нужд. Иван Грозный стал доводить «хлебное вино» до народа. При нем были впервые открыты кабаки, где водка подавалась и простолюдинам.

Екатерина II разрешила всем дворянским семьям производить водку и продавать ее. В послеекатерининские времена производить водку и торговать ею без всяких ограничений было разрешено также промышленникам и купцам. Жадные до прибыли, они наводнили водкой всю Россию. В казенных магазинах продавалась производимая на госпредприятиях водка, называемая «монопольской» (от слова монополия), и стоила она очень дешево. «Монопольку» продавали ведрами, причем заводской рабочий мог купить с зарплаты ведро водки и при этом не нанести ущерб семейному бюджету.

В одном старом издании мне удалось найти сведения о том, что в Майкопском отделе, в который входили сам город и 5 станиц, в 1910 году было продано водки «монопольки» только в казенных лавках на 9777 рублей. И это при стоимости ведра (12,5 литра) 8 руб. 40 коп.!

Передовые российские умы стали задумываться, как предотвратить распространяющееся в народе пьянство. Начали создаваться разные общества, ставившие своей целью отвращение народа от пьянства. В Майкопе в 1911 году были созданы аж две такие организации — общество трезвости и общество борьбы с пьянством.

Но все это было тщетно: прибыли в государственной казне России от производства и продажи водки составляли до 20 процентов. Достигалось это не ценой, а массовостью производства, продажи и потребления.

Сухой закон

Какую бы прибыль ни приносила водка государственной казне, были такие времена, когда следовало бы отказаться от водочных доходов во имя большой цели. Такой момент для России наступил в 1914 году. Когда началась Первая мировая война, император Николай II издал высочайший указ о запрете производства и продажи алкогольной продукции на всей территории страны. И это несмотря на то, что в доходы российской казны от продажи водки на 1914 год была заложена огромная по тем временам сумма — 1 млрд. руб. Закрылись предприятия, производившие алкоголь, он исчез из магазинов. Пропустить рюмочку коньяка или водки можно было только в дорогих ресторанах.

Указ достиг цели — уже к концу того года потребление населением алкоголя сократилось в 10 раз, улицы городов очистились от пьяниц, народ стал более дисциплинированным, правосознательным. Благодаря чему удалось мобилизовать армию, вооружить ее, обуть, одеть, отправить на фронт.

С победой Октябрьской революции 1917 года борьба против пьянства и алкоголизма была продолжена. В декабре 1917 года советское правительство издало декрет о запрете на торговлю водкой. А в декабре 1919 года было принято постановление Совета народных комиссаров «О воспрещении на территории республики изготовления и продажи спирта, крепких напитков и спиртосодержащих веществ». Это привело к подпольному производству и продаже суррогатных спиртных напитков. Бюджетные поступления от продажи алкоголя сократились, и 26 августа 1923 года ЦИК и СНК СССР издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками.

Второе, равное по масштабу первому  наступление на пьянство и алкоголизм началось в так называемые годы перестройки и вошло в историю под названием горбачевского «сухого закона». 17 мая 1985 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством».

Радикальность принимавшихся тогда мер старшее поколение наших читателей помнит: свертывалось винно-водочное производство, вырубались виноградники, сливались на землю цистерны с виносырьем. Для торговли вином и водкой открывались специальные магазины, которые отгораживались железными решетками, как камеры в изоляторах временного содержания. Работали они с 11 до 19 часов. В этих торговых точках была постоянная давка. Один из таких магазинов, на углу улиц Хакурате и Адыгейской, майкопчане прозвали «мавзолеем», потому что к зарешеченному прилавку тянулась длинная, как на свидание с вождем революции, очередь.

Перегибов в борьбе с пьянством было много. В Майкопе, например, в специализированных магазинах при покупке водки стали требовать предъявление паспорта. Одна продавщица отпускала водку, другая вела «реестр» покупателей. Инициатива эта принадлежала тогдашнему первому секретарю Майкопского горкома партии Льву Геннадьевичу Симатову. Списки покупателей из винно-водочных магазинов поступали в горком КПСС, а там работники вычисляли по ним коммунистов. Заводились персональные дела, которые часто заканчивались исключением из партии.

Цена всех усилий партийного и государственного аппарата страны в целом и на местах — снижение потребления населением водки с 806 миллионов декалитров до 60. Официальная пропаганда утверждала: за два года средняя продолжительность жизни населения увеличилась на 2,5 года.

Горбачевский «сухой закон», как известно, породил беспрецедентный размах самогоноварения. Тогда же были изданы законы, ужесточающие наказание за него. Несмотря на это, умельцы изготовляли для себя и знакомых самогонные аппараты. Проводились милицейские рейды по изъятию их у населения, возбуждались уголовные дела.

Однако побороть все это было трудно, к тому же резко истощились поступления в бюджет от производства и реализации алкогольной продукции, и в 1987 году горбачевский «сухой закон» был отменен.

«Боевые наркомовские»

Шла война с белофиннами. Боевые операции проходили в заснеженных полях и лесах Финляндии, где в зимние месяцы столбик термометра опускался до 30—40 градусов мороза. Воины Красной Армии страдали от холода.

В январе 1940 года тогдашний нарком обороны СССР маршал Климент Ворошилов обратился к Иосифу Сталину с просьбой разрешить выдавать бойцам и командирам Красной Армии, участвующим в войне с Финляндией, по 100 граммов водки и 50 граммов сала в день «для сугрева».

Соответствующее распоряжение немедленно поступило в действующую в Финляндии армию. После окончания войны с Финляндией оно было отменено.

Когда началась Великая Отечественная война, водка снова пришла в солдатские окопы и блиндажи. Только теперь не «для сугрева», а для снятия стресса.

Насколько помогали «наркомовские» поднять боевой дух воинов, существуют разные мнения. Некоторые фронтовики говорят, что после водки солдаты бесстрашно шли в атаку и побеждали, другие же, напротив, утверждали, что «боевые наркомовские» рассеивали внимание солдат, и в бою они чаще гибли.

Впрочем, никто насильно пить водку на фронте не заставлял. Наш коллега фронтовик (увы, уже покойный) Владимир Степанович Копытцев, попавший на фронт в 18-летнем возрасте, рассказывал, что он «боевые наркомовские» менял у однополчан на сахар или махорку.

Опять подешевеет

Переход к рыночной экономике отразился на всем производстве, в том числе и на винно-водочном секторе. Работает он стабильно. А вот потребление водки, согласно официальной статистике, падает. Снижение спроса на крепкие спиртные напитки в легальной торговой сети замечается с 2004 года. За 10 лет, прошедших с тех пор, продажа водки и других крепких напитков упала на 26% — с 15 до 11 литров в год в пересчете на среднестатистического россиянина. Особенно заметно это в молодежной среде. Там с 2004 по 2014 год потребление водки упало на 42%. В Адыгее за пять лет продажа водки и других крепких напитков упала более чем наполовину.

Но значит ли это, что в стране в самом деле стали меньше пить? Отнюдь нет. Многие из-за дороговизны водки перешли на дешевые вина. А любители крепких напитков предпочитают покупать суррогатную водку или самогон. Где берут? Как в официальных торговых точках по знакомству (без кассовых чеков), так и у «шинкарей». В любой станице есть «баба Дуня» или «деда Петя», у которых всегда можно приобрести (зачастую в долг) поллитровку — разведенного спирта или самогона. Причем об этих «шинкарях» знает, как правило, вся станица, но никто «не сдает» их полиции. Правда, в одной из станиц Майкопского района на «шинкаря» поступило заявление  в полицию. Приехал наряд, факт подтвердился, изъяли 10-литровый баллон со спиртом — на уничтожение, но почему-то не вылили на землю принародно или в присутствии понятых, а увезли с собой. «Шинкарка» отделалась штрафом в 300 руб.

Да, водку в магазинах берут очень редко. Отпугивает цена, которая все время растет. В 2010 году поллитровка самой дешевой водки стоила 89 руб., в 2011-м — 98 руб., в 2012-м — 125 руб., в 2013-м — 170 руб. А в 2014 году минимальная розничная цена менялась в сторону увеличения два раза: с января — до 199 руб. и с августа — до 220 руб. Кстати, такой эта цена остается и нынче. Я прошел по многим магазинам, и везде по минимальной цене (220 руб. за поллитровку) предлагается водка «Майкопская». Продукция остальных заводов доходит до 300 и даже до 500 руб. за пол-литровую бутылку.

В такой ситуации надеяться на пополнение бюджета за счет реализации водки не стоит. Как рассказали в Министерстве финансов РА, в республиканском бюджете на 2015 год доходы от реализации водки должны составить 153,6 млн. руб. Для республиканского бюджета это мизер.

Приблизительно такое же процентное соотношение доходов от реализации алкогольной продукции и в федеральном бюджете.

Скачки от запретов до полного раскрепощения алкогольного рынка, как видим, ни к чему хорошему не приводят. При более взвешенной политике в отношении алкогольного рынка можно было бы убить двух зайцев: и народ не спаивать, и доходы поприличнее иметь.

Наверное, это начинают понимать в Москве. Руководитель «Росалкогольрегулирования» Игорь Чуян издал приказ по своему ведомству, в соответствии с которым с 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена на крепкий алкоголь (свыше 28%) будет снижена с 220 руб. до 185 руб.

Дмитрий Крылов

30.01.2015 в 22:36
Возрастная категория материалов: 16+