Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Из воспоминаний рядового 226-го полка 62-й армии Магомета Коблева

Боевое крещение я получил летом 1942 года около станции Матвеевка под Сталинградом. Там наша рота отбила этот объект у немцев и удерживала почти целый месяц. Затем боевое соединение перебросили в сам Сталинград.

К середине декабря 1942 года немцы перешли к обороне, массированных атак на наши позиции не совершали. Запомнилось несколько боевых эпизодов. Вот один из них: командир взвода лейтенант Михаил Алексеев приказал выбить немцев из небольшого отдельно стоявшего кирпичного дома. Наши позиции находились в четырехэтажном полуразрушенном доме напротив.

Выбить врага из отдельно стоящего строения — задача сложная: необходимо подобраться ползком (а вся местность простреливается), стрелять же по дому бесполезно — кирпичные стены надежно защищают гитлеровцев от выстрелов из любых видов стрелкового оружия.

Воевавший вместе со мной земляк Махмуд Кошев спросил разрешения у командира взвода забраться на последний, четвертый этаж нашего дома. Замысел у него был такой: ударами камней и кирпичей по железной крыше отвлечь внимание немцев.

Не очень веря в эту затею, командир разрешил Махмуду Кошеву попробовать. А нам приказал взять на прицел окна дома, занятого немцами. Кошев вылез на крышу, подобрал увесистый кирпич, обвязал его веревкой, раскрутил над головой и метнул в намеченную цель. Кирпич перелетел через улицу и с грохотом упал на крышу немецкого прибежища. Через несколько секунд по крыше загрохотали второй, третий кирпичи, метко посланные смекалистым солдатом. От недоумения немцы стали выглядывать в окна. Тут мы их и накрыли своими выстрелами. А потом пробрались по-пластунски к дому и взяли оставшихся в живых немцев в плен.

Новый год встречали с «боевыми наркомовскими». Стали ходить разговоры о том, что скоро нам выдадут новую форму и погоны — от рядовых до командиров. Пришел к нам во взвод замполит роты и зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении погон и новой формы в Красной Армии. Вскоре ротный в соответствии со званиями начал вручать знаки различия: нам — погоны рядовых, а командиру взвода Алексееву — лейтенантские. Потом вечером мы долго прилаживали их к своим гимнастеркам. Сначала было неудобно, погоны мешали повесить автомат на плечо, но мы быстро привыкли.

Самой же большой радостью было то, что всему солдатскому составу роты были выданы сапоги на меху и полушубки.

Обновление формы повлияло на солдатское настроение, улучшило его. А тут и операция «Кольцо» началась. Враг совсем перестал атаковать наши позиции, перешел к обороне, у него кончались патроны. В воздухе витало ощущение, что скоро здесь, в Сталинграде, немцам придет конец. И действительно, 2 февраля 1943 года все бойцы-сталинградцы узнали, что немцы капитулировали, сдавшись в плен вместе со своим фельдмаршалом Паулюсом.

Дмитрий Крылов

03.02.2015 в 00:36
Возрастная категория материалов: 16+