Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Благодарим наших неравнодушных читателей за отклик на первую публикацию под рубрикой «Репортаж с урока» — «Россия: технология критического мышления из-за школьной парты» («СА» от 29.01.2015 г.). Мы понимаем, что далеко не в каждой школе уроки по литературе, да и по другим предметам, ведутся на таком профессиональном уровне, как у Анеты Хамедовны Литвиновой. Будем надеяться, что другие педагоги, прочитав статью, подойдут к своим урокам более творчески.

А сегодняшний наш репортаж мы решили провести с еще одного урока литературы. На этот раз мы побывали в Адыгейской республиканской гимназии на уроке Рены Аслановны Тхаркаховой.

Когда-то, будучи студенткой филологического факультета, я проходила педагогическую практику у этого замечательного учителя. Особенно меня впечатлил и помнится спустя почти 10 лет урок, посвященный рассказу Тургенева «Муму». Сама я не стала педагогом, выбрала путь журналиста. Но так уж совпало, что основная моя тема в газете — образование. У меня появилась возможность написать о методике Рены Аслановны. Еще одно удивительное совпадение в том, что я вновь попала на урок, посвященный тому же рассказу — «Муму».

Произведение трагичное, но сегодня известное в основном по анекдотам на тему «Герасим утопил собачку». Почему он это сделал? — над этим вопросом и сейчас еще спорят литературные критики, психологи. Что уж говорить о школьниках?

Я прихожу на урок, чтобы с пятиклассниками разобраться в этом. Сажусь за последнюю парту, чтобы не отвлекать внимание учеников. Но они и сами быстро забывают о моем присутствии. То, что меня, неопытную в педагогических методиках студентку, поразило 10 лет назад, сохранилось на уроке и в этот раз: умение учителя заставить учеников думать, высказывать собственную позицию и вникать в текст, находить ключи к поведению героев.

Как и Анета Литвинова, Рена Аслановна использует презентации с картинками, через ассоциации ребята учатся видеть суть вещей в произведении. На экране — стандартная квартира со вполне современным интерьером, ученики сравнивают ее с каморкой Герасима. Учитель просит по описанию интерьера дать психологическую характеристику главному герою.

Дети ищут в тексте описание комнаты: богатырская кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, дюжий сундук, стул на трех ножках — прочный и приземистый, замок на дверях в виде калача. Ученики догадываются, что такая комната и такая мебель не могут принадлежать слабому и легкомысленному человеку. То, на что школьники не обратили внимания при чтении текста дома, сейчас становится очевидным. Довольные, что сами сделали нужные выводы, они тянут руки со словами «Можно мне ответить?»

«Герасим серьезный, не любит нежностей», «Он очень сильный и тяжелый», — раздаются ответы из-за парт.

— Какая деталь поведения Герасима говорит о том, что он любил одиночество? — интересуется учитель.

— Это ключ от его каморки, который он всегда носил с собой, чтобы никто не вошел к нему, — догадываются дети.

По ассоциативному ряду с другими картинками (башмак и девушка, стирающая белье) школьники переходят к другим персонажам — башмачнику Капитону и прачке Татьяне, которые сыграли главную роль в судьбе Герасима. По разным деталям описания этих героев школьники дают им характеристики, стараются понять их поведение, а также предугадать их дальнейшую судьбу.

— Какая деталь внешности Татьяны, по русским поверьям, говорит о том, что она будет несчастна? — спрашивает учитель.

— Родинка на левой щеке, — вспоминают школьники.

— Но почему она была несчастна на самом деле? Разве из-за родинки, как вы думаете? — продолжает Рена Аслановна.

«Одинокая», «Не ценила себя», «Боялась барыни», — раздаются ответы из-за парт.

— А в чем причина того, что она была одинокой, не ценила себя, не могла пойти на другую, более интересную работу, найти друзей? — допытывается учитель.

— Она не имела права. Она была крепостной, — догадываются ученики. И один ключ к характеру и поведению героев найден.

Затем переходят к обсуждению взаимоотношений вечно запуганной Татьяны и замкнутого Герасима, который неожиданно для всех стал проявлять интерес и нежные чувства к ней. Но быть счастливыми двум одиноким крепостным не суждено. Самодурство барыни и козни дворовых разлучают их. И до этого одинокий Герасим становится еще более замкнутым, опустошенным и несчастным. Все это по деталям разбирают школьники и подходят к тому моменту, когда Герасим встречает собачку, названную им Муму…

К сожалению, на этом урок литературы заканчивается. Разбор произведения продолжится только на следующем уроке, но частично школьники подошли к разгадке характера главного героя. Теперь я понимаю: такое произведение невозможно изучить за один урок — слишком оно глубокое и непростое.

— Почему история глухонемого дворника, утопившего любимую собаку, изучается именно в пятом классе? Рассказ ведь непростой по сути, — спрашиваю у Рены Аслановны после урока.

— Все дело в том, что в этом возрасте дети очень привязаны к животным, они заводят домашних питомцев, ухаживают за ними. Это соответствует их детскому менталитету. Именно поэтому их до глубины души трогает финал — утопление собачки. Нас, современных людей, волнует тема жестокого обращения с животными. С помощью учителя ребенок пытается понять, зачем Герасим, так любящий Муму, сам же ее и убивает. С помощью таких уроков раскрывается все доброе, что есть в ребенке. Я не видела еще ни одного ученика, который бы позлорадствовал над смертью Муму.

— На уроке я не могла не заметить, что практически все школьники, за исключением, может быть, пары человек, прочитали весь текст. В старших классах все иначе. Почему?

— Когда дети взрослеют, объем домашних заданий увеличивается, и чтение литературы откладывается до последнего момента, а потом на нее просто не хватает времени: в первую очередь надо сделать русский язык, математику, химию, а потом ребенок просто устает. Хотя и в старших классах есть дети, которые с увлечением читают «Отцы и дети», им нравится спорить о Базарове, читают «Преступление и наказание», они включаются в работу, но в целом у них не остается на это времени.

— Как переломить ситуацию? Возможно, добавить еще несколько часов литературы?

— Это было бы замечательно. И любой учитель-предметник скажет вам, что нужно больше уроков истории, химии, физики… Но об этом даже мечтать не приходится. Я бы немножечко уменьшила объем изучаемых произведений, выбрала бы наиболее познавательные произведения русских классиков и сделала упор на них. Если вы откроете любой учебник литературы, то увидите в нем большое количество произведений. Пусть останется пять интересных объемных произведений, а не 15, которые все равно не получится изучить качественно. Мне нравятся произведения, где есть над чем работать, книги, которые воспитывают, дают пищу для ума.

Если говорить о практической стороне, то давно доказано и учеными, и лингвистами, и психологами, что литература развивает аналитическое мышление. Читая произведение, ученик, хочет он того или не хочет, анализирует поведение героя. Происходит процесс осмысления. Те дети, которые умеют правильно читать, лучше разбираются и в других предметах: лучше поймут задачу по математике, параграф по истории. А если говорить с точки зрения души, то человек учится разбираться в людях. Основные типажи литературных персонажей существуют и в нашей жизни. Сколько бы ни существовало человечество, у нас всегда будет тип Онегина, Печорина, Болконского. Они могут одеваться по-другому, у них будут другие мечты и амбиции, но типаж вечен. Образ Татьяны Лариной у нас есть и сейчас: с такими же мыслями, желаниями, отношением к семье и любви. Когда детям рассказываешь с такой позиции о литературных персонажах, они находят в себе похожие черты, им становится интересно читать, изучать произведение.

Дети очень скептически относятся к тому, что было до них, но когда им говоришь, что такие же люди и такие же ситуации существуют и сейчас, им становится интересно. Говорят, что литература и жизнь — не одно и то же. Я с этим не согласна. Все писатели создавали свои произведения на основе того, что они видели и чувствовали.

— Многие скептически относятся к использованию компьютерных технологий на уроке литературы, полагая, что учитель заменяет презентацией свой труд. Но сегодня, как мне показалось, все было гармонично и уместно…

— Технологии помогают учителю, они значительно облегчают нам задачу. Мне пришлось бы все вопросы, адресованные ученикам, писать на доске, искать картинки для ассоциаций, которые издалека увидят не все. А так с помощью Интернета все легко подобрать. Но сама подготовка презентации — это труд учителя. Ее надо продумать, связать с концепцией урока. Конечно, презентация сама по себе не влияет на знания детей, однако она делает работу более мобильной, позволяет драгоценное время урока потратить на более полезные вещи.

Татьяна Филонова.

Фото Аллы Загуменновой.

04.02.2015 в 00:48
Возрастная категория материалов: 16+