Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Стоимость проезда в поездах дальнего следования сегодня практически равнозначна стоимости авиационных билетов. По официальной статистике, цены на билеты в поездах дальнего следования за последние пять лет выросли на 75,5%, а в 2015 году должны увеличиться еще на 5% — в СВ и купе повышенной комфортности, на 10% подорожает стоимость проезда в плацкартном вагоне.

— Пригородные пассажирские перевозки на Хаджохском направлении, по сути, социальный маршрут. Пассажиропоток здесь падает из года в год — это факт. Раньше тариф на проезд в электричке был в два раза ниже, чем стоимость поездки в автобусе, а сейчас они сравнялись, — поясняет начальник транспортного отдела Министерства строительства, транспорта и ЖКХ Адыгеи Сергей Толстиков. 

Тем не менее никаких решений по сокращению электропоездов на территории Адыгеи не принималось, здесь все-таки должно учитываться мнение региона. С Адыгеей по договору работает компания-перевозчик «Кубаньэкспресспригород», учредителями которой являются администрация Краснодарского края и ОАО «РЖД». Поскольку республика интегрирована в транспортную систему края, компания обслуживает два региона. 

— Собственником локомотивного парка является компания «РЖД», а транспортная компания оплачивает им аренду подвижного состава. Баланса между доходной и расходной частью на сегодня нет: с одной стороны, затраты повышаются, с другой — диспропорция между доходной и расходной частями несоизмерима. Объем пассажиропотока снижается, поскольку люди больше пользуются личными автомобилями. Тарифы на перевозки сегодня устанавливаются в регионах. Здесь две составляющие: экономически обоснованный плановый и предельный — для населения. Сразу возникла разница, за которую должен нести ответственность регион, — говорит Толстиков. 

Безусловно, людей больше волнуют сегодня пригородные сообщения электропоездов, которые доступны. Тарифы на массовый пассажирский транспорт в Адыгее одинаковы: 1 рубль 36 копеек стоит 1 пассажиро-километр проезда в автобусе и 13 рублей — тариф за 10 км проезда в электричке (на железнодорожном транспорте расчет идет по зонам). При этом электропоезда считаются более комфортным транспортом для пассажиров, чем автобусы, а расценки одинаковы, поскольку автотранспорт создал альтернативу железной дороге. Такая картина на сегодня сложилась во всех регионах. 

За последний год эта разница сильно увеличилась. Но не из-за того, что регион понижает тариф для населения, а поскольку растет тариф расчетно-плановый. За год он вырос в разы и на сегодня составляет 61 рубль за 10 км пассажирской перевозки. Люди же платят по-прежнему, а разницу доплачивает Адыгея из республиканского бюджета. В 2014 году эта сумма составила более 2 млн. рублей, из которых Адыгея заплатила 259 тыс. рублей — за компенсацию льготного проезда для студентов и 1,8 млн. рублей — в возмещение убытков перевозчика. И электрички Адыгее пока сохранили.

Напомним, через станцию «Майкоп» сегодня курсирует три пары электропоездов: две пары ходят в направлении Белореченск — Майкоп — Хаджох, а также пара электричек — в направлении Туапсе. Массовости пассажиров в будни на вокзале не наблюдается, но по выходным и праздничным дням в направлении гор поток людей заметно увеличивается.

Елена Космачёва

Журналистское расследование о проблемах железнодорожных перевозок в Адыгее читайте в следующем номере «СА», который выйдет завтра, 7 февраля.

Кстати

«Российские железные дороги» в ближайшее время смогут восстановить только отмененные в январе 2015 года электрички, то есть около трети прекращенных за последние два года маршрутов. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники. 

По словам собеседника издания, «пока речь идет только о поездах, отмененных с начала года»; как указывает газета, это примерно 300 маршрутов. Между тем в 2014 году по всей России было отменено 10% из 5,7 тысячи электричек. Для сравнения: в 2012—2013 годах РЖД отменила 326 пригородных поездов.

09.02.2015 в 22:44
Возрастная категория материалов: 16+