Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На Профсоюзном переулке в нынешнем Майкопе есть два старинных особняка, отличающихся по своей архитектуре от других старых зданий города. Некоторые называют эти два дома островком Европы в Майкопе. И они абсолютно правы.

В старом Майкопе у жителей города насчитывалось до 17 тыс. голов крупного рогатого скота. Увлечение майкопчан скотоводством объяснялось не только потребностями в продуктах питания животного происхождения, но и спросом майкопских кожевенников на шкуры забитых животных. Дело в том, что тогда иных материалов для изготовления обуви человечество не знало, а обуваться во что-то надо было всем. Но шкуры животных, прежде чем они станут материалом для изготовления обуви, надо было выделать.

В Майкопе на рубеже позапрошлого и прошлого веков было несколько небольших кожевенных заводов. Располагались они на берегу реки Белой, потому как для выделки шкур требовалось много проточной воды. Одним из главных компонентов при выделке шкур было вещество, содержащееся в коре дуба.

Сначала проблема эта решалась за счет заготовки дубовой коры при вырубках находившихся вокруг города дубрав на дрова. Но дубление кожи при помощи дубовой коры было хлопотным, малопроизводительным.

В Европе уже был разработан способ получения дубильного экстракта методом выпарки, там действовали дубзаводы.

Кто из майкопских предпринимателей решил освоить производство дубильного экстракта в нашем городе, история умалчивает. Но косвенное подтверждение того, что у основателей дубильного производства в Майкопе были имена, мы нашли. В газете «Майкопское эхо» (издавалась с 1910 года до самой революции) в №65 за 10 марта 1917 года есть такое объявление: «Товарищество Филенко и Корольков предлагает дубовые щепки пудами и возами по цене 8 и 10 коп. за пуд».

Скорее всего, это товарищество и было основателем нового производства в Майкопе. А строился дубзавод французскими инвесторами, их же фирмы поставляли и оборудование. И те два необычных для Майкопа особняка тоже построили французы для своих специалистов, которые должны были находиться в Майкопе, пока производство не будет полностью освоено русскими рабочими и инженерами.

Завершено строительство дубзавода было в 1916 году. Но освоить его на полную мощность помешала Первая мировая война. Французские специалисты отбыли на свою родину. И все же Майкопский дубзавод работал, на нем трудились более 200 наемных рабочих. Они были подходящей средой для распространения революционных идей и взглядов, и на дубзаводе существовала большевистская ячейка.

В январе 1918 года майкопские большевики готовили вооруженное восстание для захвата власти. В этом восстании должна была принять участие и рабочая дружина дубзавода. Но накануне восстания последний майкопский атаман Данилов уехал из города с небольшой группой казаков, и необходимость в вооруженном восстании сама по себе отпала. Власть мирным путем перешла в руки Майкопского городского совета.

В предвоенные годы дубзавод стал одним из ведущих предприятий города. Ему было присвоено имя «Красный Октябрь». В период временной оккупации города, длившейся с августа 1942 по январь 1943 года, дубзавод сильно не пострадал. Спасли предприятие от взрывов и поджогов рабочие, растащившие ночью по домам бочки с керосином, которые немецкие факельщики заготовили для поджога предприятия.

В послевоенные годы дубзавод «Красный Октябрь» долго оставался ведущим предприятием Майкопа. Отходы производства — дробленую щепу после выпарки дубильного экстракта, называемую одубиной, многие майкопчане использовали для отопления жилых помещений. Одубину люди буквально за копейки выписывали на заводе, сушили на межтротуарных участках около домов, складывали в сараях. А потом топили ей печи в домах.

Когда же была налажена заготовка дров и доставка их в Майкоп, использовать одубину для отопления перестали. А чтобы город не загрязняли отходы производства дубзавода и чтобы добро не пропадало даром, было принято решение строить рядом с дубзаводом целлюлозно-картонный завод (ЦКЗ), деятельность которого освещала наша газета (тогда «Адыгейская правда»). Раз в неделю выходили подборки материалов: критиковались недостатки, воздавалась слава передовикам и ударникам стройки.

Однако одной одубины для целлюлозно-картонного производства не хватало. На целлюлозно-картонный комбинат (теперь «Картонтара») стали завозить березовые дрова со всей России.

Со временем химическая промышленность нашла другие компоненты для выделки кожи. Необходимость в выпаривании дубильного экстракта отпала. И дубзавод «Красный Октябрь», называвшийся в последние годы своего существования объединением «Дубитель», закрылся.

Дмитрий Крылов

09.02.2015 в 23:18
Возрастная категория материалов: 16+