Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Первый год обучения в школе — самый сложный для ребенка. Школа ставит перед ним серьезные интеллектуальные и физические задачи. Растет психоэмоциональная нагрузка, полностью перестраивается режим дня. И часто бывает, что, проучившись несколько месяцев, ребенок отказывается ходить на уроки. Педагоги даже дали название такому явлению — «синдром третьей четверти».

У первоклассников еще несовершенны все группы мышц — крупные мышцы развиваются быстрее мелких. Отсюда и неспособность долго писать и заниматься кропотливым монотонным делом. Семилетний ребенок с большим удовольствием побегает в коридорах школы, чем будет сидеть за партой.

Все эти физиологические особенности растущего организма объясняет и тот факт, что ребенок просто не может высидеть за партой больше 25—30 минут подряд. Ему необходимы отдых и физическая разрядка. Между тем во многих школах первоклассникам не сокращают уроки, и они вынуждены, как старшие дети, сидеть в классе полные 45 минут. Неудивительно, что в таких условиях дети сильно утомляются, их работоспособность падает уже после второго урока, а о внимательности и говорить не стоит. И, что еще важнее, у младших школьников ослабевает нервно-психическая защита — они становятся очень ранимыми и уязвимыми для стрессов.

Обеспокоенная мама семилетнего Влада Кондратьева жалуется на сына, который каждый день с плачем и уговорами собирается в школу.

— Он категорически отказывается идти на учебу. Причем первые четыре месяца все было благополучно, а после новогодних праздников каждый день плачет до уроков, просит забрать пораньше. В школу Влад пошел охотно, умеет считать и писать. Но сейчас уроки делать тоже не хочет. Никаких конфликтов в школе не было, правда, с одноклассниками он не слишком общителен. В чем может быть причина такого поведения?

На вопрос отвечает школьный психолог Кристина Дряхлова:

— Отказ ребенка ходить в школу может быть как краткосрочным, так и длительным, протекающим с неврозами и невротическими реакциями. Первоклассник вполне может устать от школы — ранних подъемов, длинной дороги. Или ему вдруг покажутся скучными школьные занятия. Но это временное явление, ведь в классе ребенка ждут друзья, да и появляется интерес к предметам. Такое, чтобы вообще было неинтересно в школе, бывает очень редко. Значит, дело в самом ребенке, в его недостаточном развитии или психологических проблемах, которые и вызывают стойкое нежелание посещать школьные занятия. Вероятно, произошел серьезный конфликт с одноклассниками или отсутствует контакт с учителем. Если всему виной стресс, полученный в школе, то уговаривать свое чадо или насильно водить его в школу бессмысленно и опасно.

Родителей должно серьезно насторожить, если ребенок не просто отказывается ходить в школу, а стал вялым, апатичным или слишком раздражительным, вспыльчивым. Если у него температура повышается без видимой причины или начинается нервный кашель, головная боль, но часто только в утреннее время, когда надо идти в школу, а в выходные дни и каникулы все эти симптомы исчезают. Нужно разобраться в причинах детского стресса и помочь ребенку, возможно, с помощью специалиста.

Почему школа надоела

Одной из основных причин того, что первоклассник отказывается ходить в школу, психолог называет отсутствие свободного времени. Элементарная перегрузка, когда день ребенка превращается в сплошную подготовку к урокам, а потом дотошные родители проверяют и заставляют переделывать все заново. Ребенок остается ребенком, даже став школьником. Было бы неплохо составить вместе с первоклассником режим дня, в котором обязательно будет два-три часа на подвижные игры и свободное время. В результате чадо научится управлять своим временем, и подготовка к школе перестанет казаться мучительной.

Еще одна причина нежелания первоклассника учиться заключается в завышенных требованиях родителей: когда даже четверка для них трагедия, а ребенок изо всех сил старается соответствовать ожиданиям мамы. Но эта гонка может привести к срыву и отказу от школы. 

Бывает, причина может скрываться в страхе, если ребенка слишком запугали школой: «В школе с тебя будут много требовать, придется постоянно трудиться, стараться, иначе хорошей оценки не поставят», — устрашают своих детей некоторые мамы или бабушки. Так снижается самооценка. «Если там трудно и много требуют, то вдруг я не сумею?» — сомневается малыш. Наоборот, уверенность родителей в том, что ребенок справится с любыми заданиями, вселяет и в него уверенность, что у него действительно все получится. А если все получается, то ходить в школу интересно.

Возвращаем интерес к школе

 — Было бы полезным рассказывать детям больше интересных историй из собственной школьной жизни или из начальной школы старших братьев и сестер. Нужно обязательно объяснить, что не будете ругать за плохие оценки, а просто вместе разберете причину неудач, — считает Кристина Дряхлова. — За хорошую учебу и успехи в спортивной секции или другом кружке хвалите, отмечая малейший успех. Можно в качестве поощрения сходить с ребенком в кино, парк, развлекательный центр, чтобы это было еще одной мотивацией.

Поговорите с ребенком о том, какие предметы ему нравятся, какие нет, вспомните свои школьные предпочтения. Обычно ученик не любит те уроки, на которых ему не интересно, а интерес, как правило, пропадает, если что-то непонятно, и ученик на фоне остальных выглядит хуже. В этом случае есть смысл помочь с этим предметом, почитать энциклопедию, найти интересный материал, который ребенок захочет рассказать учителю и остальным ребятам.

К сожалению, традиционная система оценивания знаний ученика построена по методу «красной пасты». Учителя подчеркивают красной чертой ошибки, и в итоге дети учатся видеть только минусы, только то, что не получилось. Часто дети живут с чувством, что от их школьных оценок зависит не только одобрение взрослых и успех у сверстников, но и будущая карьера, жизненный успех в целом. Из-за этого школьники испытывают напряжение, которое вызвано опасением получить плохую оценку.

Есть страны, в которых вообще отменили школьные оценки, например Швеция. У нас в стране некоторые мамы первоклассников, которым еще не ставят оценок, просят учительницу оценивать знания школьников. И учителя нарушают запрет: иногда по просьбе родителей, иногда сами.

Ребенка нельзя заставить учиться, но можно заинтересовать, создать стимул к познавательной творческой деятельности. И в первую очередь это задача родителей.

Практичнее настраивать ученика не на оценки, а на те ошибки, за которые он их получил. Если это «пять», достаточно просто похвалить. А если «три» или «два», нужно вместе разобраться, в чем заключается истинная причина ошибки. Может быть, ребенок плохо себя чувствовал и не мог отвечать на уроке. Или он излишне волнуется, из-за чего все вылетает из головы и простые задания превращаются в непосильные задачи? Поговорите с ребенком, а если нужно, и с учительницей. Бывает, что ученик очень эмоционально реагирует на манеру учительницы вести урок — повышенный голос, резкие слова — и боится ее. 

Нельзя сравнивать своего ребенка с другими, ведь у каждого свои возможности. А вот сравнить его собственные достижения в прошлом году, месяце, неделе с нынешними будет не лишним. Пусть ребенок сам убедится в том, что он не стоит на месте, а приобретает все больше знаний и умений.

Психологическая поддержка ребенка

Еще одна важнейшая составляющая благополучной мотивации обучения — психологическая поддержка ребенка. Что это такое? В первую очередь это безусловная вера в него. Нужно сосредотачиваться на положительной стороне поступков и их поощрении. В таком случае на этом же будет концентрироваться и ребенок. Уверенный взрослый вселяет в ребенка веру, что у него все получится. Напротив, постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать лучше» приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится». 

Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка: демонстрируйте ему свое удовлетворение от его достижений или усилий, поощряйте его стремление справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать: «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой», «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось бы, это хороший урок», «Мы все ошибаемся, но, исправляя ошибки, ты учишься». 

Психологическая поддержка помогает ребенку обрести уверенность в себе, а это одна из главных составляющих его успеваемости.

Валентина Остапенко

11.02.2015 в 00:02

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.