Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня все больше студентов совмещают работу с учебой. Для кого-то заработок — мера вынужденная, так как необходимо оплачивать дорогостоящее обучение, кто-то не хочет зависеть от родителей, а кто-то просто мечтает о кожаных сапогах. Конечно, идеальный вариант — это подработка, связанная с будущей профессией. Но найти такую работу человеку без диплома и фактически без опыта крайне сложно. «СА» разузнала, какие сферы деятельности выбирают студенты Адыгеи. 

Зарабатывать можно, совмещая приятное с полезным. Выпускница АГУ Юлия, сколько себя помнит, всегда занималась танцами. Поступив в вуз, не бросила это занятие, но участвовать стала не в самодеятельности, а в профессиональном коллективе, который выступлениями зарабатывал деньги.

— Пары в университете заканчивались максимум в 16.00, оставалось много свободного времени, которое я посвящала репетициям. С одной стороны, полезно для фигуры, с другой стороны — танцы поднимают настроение, а в-третьих, я еще и зарабатывала прилично. Выступали мы, конечно, не на больших сценах, а в ресторанах, но было весело и интересно. С ансамблем мы объездили почти весь Северный Кавказ, я увидела новые города, познакомилась с разными интересными людьми, остались незабываемые впечатления. Училась я хорошо, успевала готовиться к семинарам и экзаменам. Зато в отличие от многих моих сокурсников студенческие годы действительно прошли ярко и насыщенно. А они ведь больше не повторятся, — рассказывает бывшая студентка.

А вот история, когда подработка стала фактически основной профессией, причем довольно высокооплачиваемой. Майкопчанин Артем Проскурин уехал в столицу, поступив на экономический факультет Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А.Тимирязева. Учился парень на бюджете, но дорогая столичная жизнь требовала денег. Артем записался в студенческий трудовой отряд и получил вакансию помощника повара. Подработка, начавшаяся с чистки картофеля, привела к самостоятельной работе в качестве повара в дорогом столичном ресторане. Учеба давно позади, диплом экономиста на руках, но бросать полюбившуюся и довольно прибыльную работу Артем не собирается, объясняя это тем, что экономистов пруд пруди, а хороший повар востребован всегда.

Студенты факультета иностранных языков подрабатывают переводами, берут заказы в Интернете. Цена одной страницы печатного текста колеблется от 100 до 700 рублей в зависимости от сложности. Однако найти такую подработку непросто — слишком высокая конкуренция. Еще один вариант дополнительного заработка — репетиторство. Конечно, к ЕГЭ студент не подготовит на высоком уровне, а вот помочь разобраться с домашним заданием школьнику младшего или среднего звена будущий переводчик может вполне. Но и стоить репетиторство будет дешевле, чем у опытного педагога, — не 500—700 рублей в час, а 200. Зато приобретается педагогический опыт, а это плюс. 

«Кушать подано!»

Это позитивные примеры. Но зачастую все бывает с точностью до наоборот. Студенты идут подрабатывать, чтобы оплатить учебу, но время, потраченное на работу, отнимает время у самой учебы. Парадокс! Студент работает, чтобы учиться, и не учится, потому что работает. Таких примеров мы наблюдали немало, когда в редакцию к нам приходили студентки и не могли толком пройти практику из-за работы. Причем, как правило, подработка никак не связана с будущей профессией и особого опыта не прибавляет. Если в Москве и Санкт-Петербурге много крупных российских и иностранных компаний, готовых взять стажера на неполный день, как правило, с оплатой, то в небольших провинциальных городках, таких как Майкоп, студенты-очники в основном устраиваются официантами, работниками торговых залов в супермаркетах.

История Анастасии Чернопольской — из этой серии. Девушка учится на журналиста в АГУ, обучение оплачивают родители. А на съем квартиры в Майкопе, питание и прочие расходы девушка зарабатывает сама. 

— Раньше говорили: «Учусь и подрабатываю», теперь все наоборот: «работаю и подучиваюсь». Это мой случай, — не скрывает ситуации Анастасия. 

В течение первых двух лет Настя подрабатывала только во время летних каникул: работала официантом на побережье. А в этом году расходы увеличились, пришлось искать приработок в течение учебного года в Майкопе. На резюме девушки откликнулись из кафе: требуется официантка. Но прежде пришлось пройти двухмесячные обучающие курсы. По условиям работодателя эти расходы необходимо было отрабатывать полгода либо вернуть 30 тысяч рублей за курсы. Работа — два дня через два с 10 часов утра до 11 часов вечера. Зарплата с премиями и чаевыми в месяц дотягивала до 15 тысяч рублей.

— А как же учеба?

— Никак, — честно призналась Анастасия. — На учебу практически не оставалось времени. 

— А как же ты планируешь работать по профессии? 

— Ну, журналист из меня вряд ли получится, главное для меня — получить диплом. Я планирую стать фотокорреспондентом или хореографом. Мне это больше по душе.

Но и на курсы по искусству фотографии у девушки из-за работы времени практически не оставалось. Да и первая же сессия принесла задолженности. Пришлось с января сбавить темпы на работе. По договоренности с руководством кафе теперь Настя работает 1-2 раза в неделю, и то неполный рабочий день. Заработок сократился с 15 тысяч рублей до 4-х. Зато появилось больше времени на книги и еще одно увлечение — хореографию. Анастасия участвует в студенческом театре «Арт-Ритон», готовится к премьере нового мюзикла, свободное время отдает репетициям. Кстати, именно хореография все больше выходит на первый план. Анастасия планирует получать по этой специальности свое второе образование. 

«Возьмите листовку!»

Часто на улице мы отмахиваемся от парней и девушек, протягивающих нам рекламные буклеты. А ведь каждая такая листовка — заработок для бедного студента. 

Студент Егор рассказал, что рекламные буклеты он разносит по подъездам и раскладывает в почтовые ящики. За каждый буклет идет оплата — 50 копеек. В день у парня получается заработать примерно 1 тысячу рублей. Однако работу простой не назовешь. 

— Буклеты пиццерии — двойной альбомный лист, они очень объемные. Носить их тяжело. Все подъезды многоэтажек сейчас на кодовых замках, приходится звонить жильцам, кто-то ругается, кто-то наоборот хвалит — мол, молодец парень: подрабатывает, а не глупостями занимается. За свою работу я отчитываюсь фотографиями подъездов с почтовыми ящиками. Это подтверждает, что я не выбросил листовки, а действительно донес их людям, — рассказал Егор. 

Плюс у такой работы в том, что разносить листовки можно в любое свободное время, да и каких-то навыков особых не требуется.

Поискав на сайте объявлений, мы нашли несколько вариантов, пригодных для студентов. Раскладчик товара. Работа — 4 дня в неделю с четверга по воскресенье с 6.00 до 18.00. Заработная плата — 1000 рублей в день. Администратор в салон красоты. К обязанностям относится общение с клиентами, умение варить кофе, организация работы мастеров, умение мыть голову клиентам и разводить красители для волос (этому работодатель обещает научить). Оплата — 6 тысяч рублей за 2 недели в месяц.

В Центре занятости населения Майкопа, куда мы позвонили, статистику трудоустройства студентов не ведут. Но вакансий на неполный рабочий день работодатели, как правило, не подают, либо для такой работы необходимы профессиональные навыки, которых у студентов нет. Зато всегда в наличии вакансии официантов и барменов. В месяц официанты могут заработать от 9 до 15 тысяч рублей (плюс чаевые, если повезет), бармены — в среднем 10 тысяч рублей. И та и другая работа предполагает практически полную занятость днем или ночью. Спрашивается: а когда же, собственно, учиться?

Есть и более выгодные предложения — консультанты в магазины, работники торгового зала, где в месяц ребята получают до 20 тысяч рублей. Однако у такой прибыльной работы есть существенный минус. Привыкнув к высокой плате за низкоквалифицированный труд, студенты после окончания вуза не хотят работать по профессии за те же или гораздо меньшие деньги, при этом исполнять гораздо больший круг обязанностей. И таких примеров довольно много.

Татьяна Филонова

12.02.2015 в 00:47
Возрастная категория материалов: 16+