Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ведущее промышленное предприятие республики ОАО «ЗАРЕМ» в декабре 2014 года получило разрешение на право изготовления и поставки продукции для подвижного состава железнодорожного транспорта.

С железнодорожной отраслью завод взаимодействовал и раньше, но поставлял партнерам только редукторы, которые относились к группе общемашиностроительного направления. К этим изделиям не предъявлялись требования, выходящие за рамки соответствующего ГОСТа. И вот в конце прошлого и начале текущего года предприятие изготовило и отгрузило железнодорожникам две партии совсем другого типа изделий.

В чем же его отличительные особенности?

— Эти редукторы относятся к группе специальных приводов, и к ним предъявляются особые требования, касающиеся комплектации, технологии изготовления и сборки, маркировки и испытаний, а также проведения специальной приемки. После того, как редукторное производство ОАО «ЗАРЕМ» изготовило первую опытную партию этих редукторов, мы дали заявку на проведение инспекционного и приемочного контроля в Центр технического аудита (ЦТА) ОАО «РЖД». Представители Центра познакомились с технической документацией, на основании которой мы изготовляем эти изделия, лабораторной и измерительной базой завода, методиками обеспечения качества продукции. Иными словами, провели полный технический аудит всего завода. После этого инспекторы произвели непосредственную приемку наших изделий. Замечаний по качеству изготовления редукторов к нам не было, — говорит технический директор ОАО «ЗАРЕМ» Сергей Шепеленко.

Импортозамещение как лекарство от зависимости
Импортозамещение как лекарство от зависимости
Почему к этим изделиям предъявляются столь высокие требования? Дело в том, что редукторы устанавливаются на ось колесной пары тепловоза и приводят в движение локомотив. У них должна быть определенная расчетная надежность и долговечность, они должны соответствовать нормативам по вибрации, шуму и другим параметрам.

Завод уже отгрузил заказчику 56 редукторов, всего в ближайшие полгода планируется выпуск еще более 200 единиц этой высокотехнологичной и сложной продукции. Это потребует большого напряжения в работе инженерно-технических работников и рабочих предприятия.

Выход на такой сложный рынок — это, безусловно, очередной шаг в развитии предприятия.

— Мы сегодня рассматриваем возможность выхода на новый рынок, также касающийся поставок продукции для подвижного состава железных дорог. Планируется подготовка производства и изготовление редукторов привода генератора. Они тоже монтируются на ось колесной пары, но только пассажирских вагонов, и их назначение другое — не приводить в движение поезд, а снимать нагрузку с вращающейся оси этой колесной пары и передавать ее на генератор. Этот генератор обеспечивает электроэнергией вагоны повышенной комфортности, оснащенные кондиционерами, телевизорами и розетками со стабильным напряжением для подключения современных электронных приборов. Редукторы привода генератора входят в перечень изделий с особыми требованиями, и нам необходимо будет проходить все процедуры согласования технической документации на изделие, приемки и контроля. Но для нас это уже стало обычным делом, — делится планами Сергей Шепеленко (на снимке).

Выпуск той или иной новой продукции — это, по сути, верхушка айсберга, за этим стоит большая работа по модернизации производства, внедрению нового оборудования, обучению кадров. Сегодня, в связи с экономическими санкциями, государство ждет от предприятий машиностроительной отрасли активной работы по импортозамещению. А это означает необходимость еще большей гибкости и мобильности производства, сокращения сроков освоения новой продукции, умения делать ее более качественной. Такой, чтобы она не только не уступала, но и превосходила зарубежные аналоги. При этом обеспечить более привлекательную по сравнению с зарубежными аналогами цену.

Запросов к заводу на изготовление высокотехнологичных изделий с акцентом на импортозамещение в последнее время стало гораздо больше. Связано это, в частности, и с жесткими мерами, принятыми Правительством РФ. Согласно принятым документам закупка импортной машиностроительной техники запрещена или сильно ограничена, если финансирование производится по программе госзакупок.

ОАО «ЗАРЕМ» вышло на рынок поставок комплектующих для атомной промышленности достаточно давно, и еще в 2004 году предприятие поставило первую партию редукторов для атомных станций. Но в связи с последними авариями на АЭС, в частности на станции «Фукусима» в Японии, требования к поставщикам изделий для этой отрасли ужесточились. И даже к той продукции, которая не попадала раньше в список специальной и на проектирование и изготовление которой не требовалось разрешающих документов.

— Наши потенциальные заказчики все чаще стали запрашивать у предприятия наличие лицензий на право конструирования и изготовления редукторов для блоков АЭС, в противном случае они отказывались от закупки наших изделий. В связи с этим мы решили получить эти документы и, по сути, подтвердить возможность работы на таком ответственном рынке, каким является поставка оборудования для атомных станций. Подготовка лицензионных документов и проведение аудита заняли более полугода. Наше предприятие с проверкой посетили представители Донского территориального управления по атомному надзору. В результате, откорректировав некоторые производственные процессы, на которые обратили наше внимание специалисты управления, мы осенью прошлого года официально получили право на введение лицензий в действие. Наличие этих лицензий дает нашему предприятию решающие конкурентные преимущества на рынке поставок редукторов для блоков АЭС. Совсем недавно мы начали проработку заявки на изготовление новой партии редукторов для атомной станции, — рассказывает технический директор завода.

Примечательно то, что потребители, которые планируют заказать изделия высокой степени сложности и ответственности в ОАО «ЗАРЕМ», все чаще выступают с требованием проведения предварительного технического аудита на предприятии региона, проверяют возможность качественного выполнения заказа. Подобные аудиторские проверки уже давно не смущают коллектив ОАО «ЗАРЕМ», они являются дополнительным стимулом для повышения качества функционирования СМК предприятия, отметил Шепеленко. Это касается не только заказов на редукторы, но и заявок на изготовление комплектных приводных механизмов, которые могут быть оснащены муфтами, системами управления и контроля и другими механизмами. Заказчики заинтересованы в том, чтобы завод изготавливал для них все более высокотехнологичные продукты. И чтобы не надо было потом, к примеру, систему управления приводом заказывать в одном месте, а муфту в другом. Майкопские редукторщики идут навстречу пожеланиям своих клиентов и увеличивают объемы производства таких приводов.

Грамотный менеджмент, управленческие решения, наработанная база позволяют предприятию не только спокойно выживать в условиях кризиса, но и извлекать из него выгоду. В 2014 году было выпущено продукции на 510 млн. рублей, в этом году объемы производства планируется увеличить от 30 до 60%. Соответственно возрастут налоговые отчисления. В минувшем году они составили 100 млн. рублей.

Завод выполняет заказы для многих отраслей, которые являются стратегическими для страны, — нефтегазовой, горнодобывающей, угольной. Постоянно в работе заявки на специальные приводы для энергетиков и металлургов, в проработке заказ на изготовление приводных станций для эскалаторов метрополитена. Это подтверждает возросший рыночный авторитет предприятия — еще несколько лет назад с заказами подобного уровня к майкопчанам никто не обращался.

Важный вопрос на предприятии — подготовка кадров. Сегодня в производстве все шире вместо устаревших станков применяется новое наукоемкое оборудование с современными системами числового программного управления. Поэтому к рабочему, который обслуживает подобный станок, предъявляются повышенные требования. Он должен уверенно работать со сложной технической документацией, иметь высокую компьютерную грамотность и умение обращаться с современными электронными измерительными средствами. Более того, такой рабочий самостоятельно занимается составлением управляющих программ для станков с ЧПУ, что по сути означает наличие инженерных навыков. Помимо этого, современный рабочий обязан быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, стрессоустойчивым.

— К сожалению, уровень подготовки специалистов, которые приходят на завод из высших и средних профессиональных учебных заведений, оставляет желать лучшего. Поэтому на предприятии внедрена собственная система обучения и повышения квалификации персонала. Для этой цели у нас функционирует учебный класс, который работает по перспективным планам. В нем наши лучшие специалисты проводят обучение вновь поступивших рабочих или людей, которые захотели получить вторую профессию или повысить свой квалификационный разряд. В случае необходимости мы привлекаем к проведению таких занятий и высококлассных специалистов со стороны. Помимо этого, отправляем своих работников на специальные обучающие курсы в другие города, — отметил Сергей Шепеленко.

Сегодня основная задача предприятия — воспользоваться ситуацией, связанной с санкционными войнами, ростом курса валют и политикой руководства страны на развитие импортозамещения продукции. Необходимо как можно больше расширить рынки сбыта своей продукции, заявить о себе в тех отраслях, где присутствие ОАО «ЗАРЕМ» было минимальным. Коллектив предприятия намерен значительно увеличить объемы производства товарной продукции, повышать за счет этого благосостояние своих сотрудников. Все это позволит и дальше увеличивать привлекательность предприятия на рынке трудовых ресурсов среди потенциальных работников, а кадровой службе предприятия обеспечит приток лучших специалистов для работы в коллективе ОАО «ЗАРЕМ».

Владимир Киселев.

Фото Аллы Загуменновой.

19.02.2015 в 01:48
Возрастная категория материалов: 16+