Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

О тех аспектах, которые наравне с грамотной внешней политикой являются гарантией суверенитета нашего государства на долгие годы вперед.

Россия обладает ядерным оружием в количестве, достаточном для нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору. Средства доставки боеголовок — межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты — скрыты под водой, спрятаны в земле и дежурят в небе. По состоянию на январь 2014 года у России имелось 489 стоявших на боевом дежурстве баллистических ракет и 2038 ядерных зарядов к ним. Количество носителей и боеголовок в России и США интенсивно сокращается в соответствии с подписанным в 2010 году договором СНВ-III — к 2020 году стратегические ядерные арсеналы обеих стран должны составлять по 1550 зарядов.

На земле и под землей

Основу ядерных сил составляют ракетные войска стратегического назначения — на их долю приходится более половины имеющихся у страны ядерных боеголовок. Средствами доставки зарядов служат межконтинентальные баллистические ракеты нескольких типов. Подавляющее их большинство находится в состоянии минутной готовности к запуску в шахтах и на мобильных грунтовых комплексах.

У каждого типа пусковых установок есть свои преимущества. Шахты строились Советским Союзом в расчете на полноценную термоядерную войну, и они способны сохранить ракету даже при взрыве другой ракеты неподалеку. С появлением высокоточного оружия, способного, например, вывести из строя механизм открывания крышки шахты, пусковые установки обзавелись активной защитой.

Обнаружив приближающуюся угрозу — боевой блок МБР, крылатую ракету или маневрирующую бомбу, система выстреливает ей навстречу облако из металлических стрел и шариков. Один залп содержит около 40 тысяч поражающих элементов, летящих со скоростью почти два километра в секунду, и гарантированно превращает вражеское оружие в безвредное решето. Во время испытаний таким образом была уничтожена боеголовка ракеты Р-36М2 «Воевода».

С другой стороны, местонахождение ракетных шахт не является секретом для вероятного противника. Стационарные пусковые установки видны со спутников и легко узнаваемы, поскольку представляют собой стандартный набор сооружений с большими люками. Под люками скрываются, скажем, тяжелые ракеты Р-36 (по классификации НАТО SS-18 «Сатана»), несущие 10 боеголовок мощностью по мегатонне каждая. Базируются Р-36 в Оренбургской области и Красноярском крае.

В Калужской и Саратовской областях расположены пусковые установки «Стилетов» — так в НАТО называют МБР УР-100Н с шестью боеголовками по 550 килотонн. Самой массовой ракетой РВСН является «Тополь» с одним ядерным зарядом мощностью 550 килотонн — их у России более двухсот, разбросанных от Калининграда до Иркутска. Большинство «Тополей» базируется на подвижных пусковых комплексах.

Передвижные комплексы лишены шахтных недостатков: способны маневрировать в пределах дорожной сети страны, прятаться от спутников в лесах и ангарах, а перевод ракеты в боевое положение и ее запуск занимает несколько минут. К тому же твердотопливные МБР нового поколения, которые тягачи возят на своих широких спинах, неприхотливы в хранении, обслуживании и способны десятки лет сохранять боеготовность.

Российско-американское сокращение количества МБР помогает ракетчикам избавляться от старых, сложных в обслуживании ракет на ядовитом жидком топливе с параллельной модернизацией носителей, остающихся на боевом дежурстве. К 2020 году основой РВСН станет ракета РС-24 «Ярс» — глубокая модернизация «Тополя», способная преодолеть существующие и перспективные средства противоракетной обороны, обрушив на цели четыре боеголовки мощностью по 300 килотонн.

В воздухе

Ядерная авиация России представлена двумя типами самолетов, стратегическими ракетоносцами Ту-95 и Ту-160. Первый является старожилом ВВС (впервые поднялся в небо в 1952 году) и обладателем массы рекордов по дальности, скорости и продолжительности полета. Второй, самый крупный, мощный и тяжелый боевой самолет в мире, летает на сверхзвуке. При его создании 35 лет назад были использованы технологии малозаметности — благодаря им Ту-160 внезапно появляется в разных концах планеты (дальность полета у него более 12 тысяч километров без дозаправки), изрядно нервируя ПВО любого противника. Сами летчики прозвали этот самолет «Белый лебедь».

Бывали случаи, когда подлеты Ту-160 к американским и японским границам вынуждали поднимать в воздух их истребители. Но пытаясь угнаться за «Белым лебедем», те лишь сжигали свои двигатели на форсаже, в то время как для ракетоносца скорость, близкая к сверхзвуковой, — крейсерский режим.

Оба самолета вооружены крылатыми ракетами Х-55, предназначенными для поражения стационарных целей, — их координаты вводятся в блоки управления ракет перед вылетом. Ракета летит три тысячи километров по настильной траектории, огибая рельеф местности, со скоростью 920 километров в час и доставляет в указанное место ядерную боеголовку мощностью 200 килотонн. Ту-95 несет шесть таких ракет в барабанной пусковой установке, размещенной в фюзеляже. Еще 10 X-55 могут быть подвешены под крыльями. Ту-160 берет на борт 12 ракет в двух барабанах.

Последнее время стратегическая авиация России активно перевооружается на крылатые ракеты Х-101 и Х-555: не уступая предшественницам в скорости и дальности, они значительно превосходят Х-55 в точности. Первая способна поражать движущиеся цели (например, авианосцы). Вторая — влететь в заданное окно.

На воде и под водой

Подводные ракетоносцы — особая часть ядерной триады. У них больше всего шансов уцелеть в адовом пекле первого ядерного удара, поэтому морской составляющей стратегических ядерных сил уготована миссия удара ответного. Она и удерживает особо горячие головы от заветных кнопок, поскольку даже один уцелевший ракетоносец способен устроить пару десятков Хиросим, что для любого государства является ущербом неприемлемым. А уцелеет подлодок, если что, намного больше…

Отыскать в мировом океане идущий на глубине атомный крейсер — совсем не то же самое, что обнаружить надводную цель. В особенности если это новейшая российская подлодка проекта 955 «Борей». Она оснащена водометными двигателями и другими приспособлениями, обеспечивающими «Борею» шумность в пять раз меньшую, чем у лодок проектов «Щука-Б» и «Антей». С другой стороны — чувствительность гидроакустического комплекса «Борея» на треть выше, чем у основной американской атомной подводной лодки (АПЛ) класса «Вирджиния». Она способна обнаружить корабль на расстоянии 230 километров, в то время как «Борей» слышит шум от работы двигателей противника за 320 километров. Эти два свойства — собственная бесшумность и чуткий слух — позволяют подводным крейсерам проекта 955 скрытно выдвинуться в точку залпа.

Главное оружие «Борея» — 16 МБР «Булава». Эта ракета во многом унифицирована с «Тополем» (ее создавало то же КБ), но несет десять ядерных зарядов мощностью по 150 килотонн. Каждая из боеголовок способна маневрировать, уклоняясь от противоракетной обороны. С той же целью «Булава» на конечном участке траектории выстреливает 20 ложных целей.

В состав ВМФ России приняты две подлодки проекта 955: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Третья, «Владимир Мономах», проходит государственные испытания. Четвертый корабль, «Князь Владимир», — строится. К 2020 году намечено ввести в строй восемь подводных крейсеров этого типа, увеличив количество баллистических ракет на их борту до 20.

Кроме того, боевое дежурство несут подводные стратегические ракетоносцы проекта «Дельфин» (Северный флот, шесть кораблей) и «Кальмар» (Тихоокеанский флот, четыре корабля). Одна подлодка проекта «Акула» используется для испытания ракет «Булава».

Подготовил Александр Сидорин.

22.02.2015 в 22:51

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.