Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ссузы республики получили стратегию развития для подготовки кадров, востребованных экономикой региона.

Об этом и других задачах развития среднего профессионального образования в Адыгее говорили участники заседания коллегии Министерства образования и науки республики под председательством первого заместителя Премьер-министра Адыгеи Натальи Широковой.

На сегодняшний день в Адыгее действует 8 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучаются более 9 тысяч студентов. Из них порядка 2 тысяч человек получают рабочие профессии.

Согласно прогнозам ссузов, из стен техникумов и колледжей в этом году на рынок труда выйдут 939 человек. Однако по специальности сразу планируют трудоустроиться лишь 27%, остальные будут призваны в армию, продолжат обучение либо уйдут в отпуск по уходу за ребенком.

Сегодня уровень подготовки кадров далек от современных требований экономики, констатируют специалисты Минобра. Часто выпускники являются заложниками ситуации, когда полученная ими профессия оказывается невостребованной экономикой региона. Чтобы решить эту проблему, Министерство образования и науки республики для каждого учреждения СПО определило ключевые направления экономики и социальной сферы на подготовку кадров. Для Майкопского индустриального техникума — строительная индустрия, транспортная и энергетическая инфраструктуры, городское жилищно-коммунальное хозяйство, для Майкопского медицинского колледжа — система здравоохранения.

Прекращен набор на обучение за счет бюджета республики по таким специальностям, как мастер общестроительных работ и сварщик, в Майкопском политехническом техникуме, т.к. эти профессии отнесены к специализации, относящейся к Майкопскому индустриальному техникуму (МИТ). В то же время в самом МИТ в связи с его специализацией прекращен набор по таким профессиям, как повар и автомеханик.

— Каждый техникум имеет свое направление специализации и должен развивать технологию подготовки кадров традиционных для них профессий и открывать новые направления обучения. Так, в Майкопском индустриальном техникуме появилось новое перспективное направление подготовки — «промышленный альпинизм», — комментирует заместитель Министра образования и науки республики Махмуд Каратабан.

Оставляет желать лучшего зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО: она ниже уровня зарплаты учителей школ на 20%. Критическая ситуация в связи с нехваткой педагогов сложилась в филиале Майкопского политехнического техникума в поселке Каменномостском и филиале Красногвардейского аграрно-промышленного техникума в Хакуринохабле. Набор в Хакуринохабле будет прекращен уже в этом году. В Каменномостском филиале прекращен набор по профессии тракторист-машинист, ориентир сделан на подготовку кадров в сфере гостиничного сервиса и туризма, а также строительных профессий.

Материально-техническая база образовательного процесса в республиканских ссузах очень слабая и требует серьезного финансового вложения. Необходимы новое производственное оборудование для обучения по заводским профессиям, автомобильная, современная землеобрабатывающая и уборочная техника.

Выход из сложившейся ситуации — в сотрудничестве с работодателями — предприятиями, заинтересованными в подготовке кадров, что называется, «под себя». Примером такой плодотворной связи являются соглашения Майкопского индустриального техникума с Майкопским редукторным и Майкопским машиностроительным заводами. Теперь теорию будущие станочники будут осваивать в ссузе, а практиковаться на предприятиях. А будущие воспитатели — студенты Адыгейского педколледжа им. Х.Андрухаева — будут стажироваться в 5 новых детских садах, открытых в Майкопе в прошлом году.

Ключевая задача, которую ставит перед собой Минобрнауки Адыгеи, — развитие системы профобразования с подготовкой профессиональных кадров, востребованных экономикой региона. Для Адыгеи это направления, определенные стратегией социально-экономического развития ЮФО: туристическо-рекреационный комплекс, перерабатывающая отрасль агропромышленного комплекса, строительная индустрия, транспортная и энергетическая инфраструктура.

В целях решения этой задачи специалисты Министерства образования и науки республики разработали концепцию. Она имеет 4 стратегических направления: соответствие программ обучения ссузов стратегическим направлениям региона, консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитие учреждений СПО, создание широких возможностей для разных слоев населения по приобретению необходимых прикладных квалификаций, а также создание условий для эффективной самореализации учащихся.

Татьяна Филонова

17.03.2015 в 03:00
Возрастная категория материалов: 16+