Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Текущая ситуация в экономике выдвигает на первый план задачи по созданию на территории региона благоприятного инвестиционного климата. В ходе вчерашнего заседания Государственного Совета — Хасэ РА Глава республики обозначил основы инвестиционной политики Адыгеи на 2015 год и на среднесрочную перспективу. Аслан Тхакушинов также дал ряд конкретных поручений руководителям министерств и ведомств, одновременно призвав ответственных лиц всех уровней провести ревизию своих регламентов на предмет устранения существующих барьеров для предпринимателей.

Вчера состоялось XLV заседание Государственного Совета — Хасэ РА. В нем приняли участие Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО по Адыгее Адам Тлеуж, Премьер-министр РА Мурат Кумпилов, руководители высших судов республики, региональных и федеральных структур, муниципальных образований, а также правоохранительных органов. Вели заседание Председатель Госсовета-Хасэ РА Владимир Нарожный и заместитель Председателя Госсовета-Хасэ РА Мухамед Ашев.

Глава республики Аслан Тхакушинов выступил перед депутатами с отчетом о результатах деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея в 2014 году. В выступлении, длившемся около часа, были раскрыты вопросы, касающиеся деятельности по различным направлениям — развитие экономики, создание инвестиционного климата, укрепление социальной сферы, медицины, образования и многое другое. В целом в истекшем году работа органов исполнительной власти была направлена на сохранение положительной динамики социально-экономического развития, поддержание сбалансированности бюджетной системы региона, повышение уровня и качества жизни населения, совершенствование социальной инфраструктуры. Одним из приоритетов оставалась реализация майских указов Владимира Путина. 

— Социальная направленность бюджета республики была сохранена. Удельный вес расходов социально-культурной сферы достиг значения 70 процентов (2013 год — 69 процентов). В течение года своевременно и в полном объеме выполнялись все социальные обязательства, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, — отметил Глава республики. 

Важным достижением стало то, что Адыгея показала высокие темпы снижения уровня дотационности по сравнению с другими регионами: в прошлом году она составила 39 процентов. Однако сложности, с которыми столкнулась российская экономика, оказывают свое влияние и в Адыгее. Так, по итогам 2014 года при сохранении положительной динамики по основным показателям экономического развития темпы роста по некоторым из них были значительно снижены. 

— Несмотря на отставание Адыгеи от средних по России и ЮФО показателей по производству валового регионального продукта в расчете на душу населения отмечается увеличение удельного веса показателя по республике по отношению к среднероссийскому и к среднему по Южному федеральному округу. По темпам роста валового регионального продукта республика опережает среднероссийские темпы и средние темпы по ЮФО, — отметил Аслан Тхакушинов. 

Как известно, рост экономики и совершенствование социальной сферы невозможны без инвестиций. В 2014 году была разработана Инвестиционная стратегия РА до 2025 года, также республика включилась в работу по внедрению Регионального инвестиционного стандарта — проекта «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», наблюдательный совет которого возглавляет Президент России Владимир Путин. Стандарт включает в себя полтора десятка лучших инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными регионами. 

— Начиная с 2015 года такие же стандарты должны быть внедрены в каждом муниципальном образовании республики. Муниципалитетам необходимо определить свои сильные и слабые стороны, провести настройку инвестиционной среды, выявлять и развивать свои конкурентные преимущества. Министерству экономического развития и торговли Адыгеи поручаю оказать муниципальным образованиям методическую поддержку во внедрении Стандарта, — сказал Аслан Тхакушинов. — Нам важно начать выходить на инвесторов с готовыми проектами муниципалитетов, требующими финансирования. Также должна вестись и обновляться база свободных земельных участков, пригодных для реализации инвестиционных проектов. Речь идет не только о муниципальных землях, но и о тех, что находятся в частной собственности. Администрациям муниципальных образований необходимо проводить анализ эффективности работы предприятий для определения возможности привлечения частных партнеров для их развития.

Также в соответствии с указанием Президента России Агентство стратегических инициатив проводит подготовку к полномасштабному развертыванию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. Цель рейтинга — оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата, эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона. 

— В этой связи поручаю Кабинету Министров РА организовать работу и взять под контроль разработку и исполнение соответствующей дорожной карты. Уверен, что все мы заинтересованы в том, чтобы Адыгея заняла достойное место в Национальном рейтинге. Для этого необходимо, чтобы инвестиционный климат в нашем регионе был на деле доброжелательным по отношению к инвесторам и в целом к предпринимателям, — продолжил мысль Аслан Тхакушинов. 

Для развития экономического потенциала региона не менее важно выстроить эффективную систему взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, считает Глава региона. Соответствующие поручения в ходе парламентской сессии были даны Министерству образования и науки. А Комитету Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ совместно с профильными органами исполнительной власти было предложено продолжить работу по продвижению бренда республики. Конференции, выставки, форумы — инструменты, направленные на продвижение региона на российские и международные рынки. Ими нужно пользоваться активнее. Кроме того, необходимо продолжить взаимодействие с Торговыми представительствами России за рубежом и Минэкономразвития России в рамках соглашения о взаимодействии во внешнеэкономической сфере. При этом следует обеспечить информационное продвижение региона и поддержку таких мероприятий со стороны региональных и центральных СМИ.

— В этом зале сегодня находятся представители исполнительной и законодательной власти Республики Адыгея, руководители муниципальных образований, крупнейших бизнес-объединений, представители научных, образовательных и общественных организаций. Абсолютно всем вам присуще высокое чувство ответственности за результат своей работы. Сегодня я обращаюсь персонально к вам, а также к вашим коллегам. Прошу всех провести ревизию своих регламентов на предмет устранения существующих барьеров для предпринимателей. Предлагаю оперативно рассматривать вопросы, связанные с продвижением инвестиционных проектов в нашем регионе. Каждый из нас должен быть уверен, что при обращении по служебным вопросам в другие ведомства он не получит формальную отписку со ссылкой на несовершенное законодательство, а найдет поддержку и скорейшее решение вопроса, за которым стоит конкретное обращение граждан или предприятий-инвесторов. Особенно это важно для сохранения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в республике в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Давайте направим все наши усилия на достижение положительного для республики результата! — резюмировал Аслан Тхакушинов. 

В ходе обсуждения отчета о результатах деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея в 2014 году депутат Аслан Матыжев поднял вопрос о том, когда будет завершено строительство второй нити Майкопского группового водовода, в строительство которой уже вложено порядка 1,5 млрд. рублей. Действующий водовод проложен в одну нитку и эксплуатируется сверх нормативных сроков. Из-за изношенности труб ежегодно на нем происходит по нескольку аварий, а в последнее время значительно превысила установленные нормы мутность воды. 

— Сейчас мы поднимаем перед руководством России два стратегически важных для экономики вопроса — это строительство дороги на плато Лагонаки и завершение строительства Майкопского группового водовода. По этим объектам мы не слышали отказов от федерального центра. Надеюсь, что вопрос по водоводу будет решен в достаточно краткое время, — сказал Аслан Тхакушинов.

Глава республики подчеркнул, что необходимость совершенствования водовода была понятна руководству региона изначально, по этой причине несколько лет назад и началось строительство второй его ветки. Затем возникли задержки — было установлено использование бывших в употреблении труб. Исполнительная власть обратилась в прокуратуру, после чего мерами прокурорского реагирования был наведен порядок. 

— Сложности, которые переживает российская экономика, не могли не отразиться на реализации республиканской инвестиционной программы. Например, пришлось остановить работу по строительству диагностического центра в Майкопе. Договоренность по этому поводу была ранее достигнута с федеральным центром, после чего республика провела всю работу по подготовке необходимой документации. Тем не менее в ближайшее время начнется строительство стрелкового тира и четвертой трибуны республиканского стадиона, — отметил Глава региона.

Аслан Тхакушинов видит определенные недоработки в информировании населения о деятельности органов исполнительной власти республики. 

— Мы завели в Майкопский район газ и воду, но у населения возникают вопросы относительно того, кто конкретно должен оплатить подключение к газу домовладений. Люди не знают, что по этим вопросам уже есть разработанный и утвержденный порядок, в соответствии с ним мы уже довели до почти ста процентов газификацию Шовгеновского и Гиагинского районов, — сказал Аслан Тхакушинов и призвал депутатов также включиться в подобную информационно-разъяснительную работу среди своих избирателей.

Министр финансов РА Довлетбий Долев в рамках «парламентского часа» доложил о мерах, принимаемых по взысканию задолженности по налогам и сборам, снижению недоимки, и резервах роста поступлений налоговых платежей. Тема более чем актуальна на фоне нынешней экономической ситуации. 

Выступавший отметил, что за прошедшие восемь лет налоговым органам удалось удержать объемы задолженности примерно на одном уровне — около 1 млрд. рублей — при росте поступлений в три раза и уменьшить удельный вес совокупной задолженности в поступлениях с 35 процентов в 2007 году до 11 процентов в 2014 году. 

Особо были выделены сложности со взысканием недоимок с предприятий-банкротов. Процедура банкротства длится до двух и более лет, и перспектива получения средств минимальна. Данная процедура является крайней и самой неэффективной мерой, ее эффективность составляет менее трех процентов. Из 108 банкротов с суммой задолженности 254 млн. рублей более половины вообще не имеют никакого имущества, а их задолженность составляет 130 млн. рублей.

— Из суммы совокупной задолженности в сумме чуть более 1 миллиарда рублей следует рассчитывать только на 20 процентов погашения «живыми деньгами». Из общей суммы задолженности 45 процентов, или 448 млн. рублей, — неподлежащая взысканию (невозможная к взысканию задолженность, отсроченные платежи, приостановленные в связи с введением процедур банкротства, взыскиваемые службой судебных приставов, приостановленные по решению суда), — отметил Довлетбий Долев. — Работа по взысканию осуществляется с остальными 55% неурегулированной задолженности в сумме 559 млн. рублей, из которой более 130 млн. рублей — пени и штрафы.

С целью успешного взимания налогов Управлением федеральной налоговой службы по Адыгее запущен проект по созданию модели «волнового эффекта», позволяющей управлять поведением налогоплательщика. Цель проекта — проведение выездных налоговых проверок в отношении сразу нескольких налогоплательщиков одной отрасли. Это позволит выявить схемы ухода от налогообложения, применяемые в данной отрасли, и определить для нее оптимальный уровень налоговой нагрузки.

В ходе обсуждения доклада Владимир Нарожный и депутаты парламентского комитета подняли ряд вопросов. В частности, председатель профильного парламентского комитета Джанбеч Мирза предложил проработать механизм, обеспечивающий повышение собираемости местных налогов:

— Тема сбора местных налогов очень часто поднимается на сходах граждан. Люди требуют от власти создания надлежащих условий для жизни, однако это во многом зависит от собираемости налогов. Полагаю, необходимо вернуться к практике, когда в каждом муниципальном образовании был специалист, предметно отвечающий за сбор местных налогов и налоговый учет.

Далее слово взял Премьер-министр РА Мурат Кумпилов. Он отметил, что Кабинет Министров республики готов к совместной с парламентским корпусом работе и учтет все предложения депутатов. Также Мурат Кумпилов напомнил о том, что ранее была проведена большая работа по оптимизации налоговых информационных баз по земле, транспорту, и сейчас их уровень актуальности — один из лучших в стране. 

— Однако при формировании доходной части местных бюджетов необходимо продумывать и вопросы обеспечения неналоговых поступлений, — подчеркнул Мурат Кумпилов. Также он счел необходимым обозначить ряд вопросов, прямо затрагивающих уровень собираемости налогов. Премьер-министр, в частности, напомнил, что за последние годы государственная налоговая политика была нацелена на упрощение форм налоговой отчетности для граждан и организаций, в том числе с использованием электронного документооборота. И это принесло свои плоды. 

Что касается недоимок, Налоговый кодекс устанавливает процедуру их сбора, законность исполнения которой в конечном счете контролируется прокуратурой, отметил Мурат Кумпилов. В отношении взыскания недоимок в сумме менее 3 тыс. рублей применение подобных процедур признано неэффективной мерой, но это переходящая сумма, на которую считается пеня, и в конечном счете общая задолженность превысит установленный минимальный предел. После этого ее взыщут в судебном порядке. В основном подобные незначительные суммы недоимок образуются по транспортному налогу и налогу на имущество.

Еще один фактор, отрицательно влияющий на сроки собираемости налогов, — проценты по банковским кредитам выше, чем пеня на несвоевременную уплату налогов, и в некоторых случаях предприятия предпочитают не торопиться с их уплатой, используя соответствующие суммы как оборотные средства.

Далее в ходе «парламентского часа» руководитель регионального отдела ФМС Алексей Климов доложил о ходе реализации концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года на территории региона. Содокладчиком выступил председатель Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскер Шхалахов. В ходе обсуждения докладов Аслан Тхакушинов предложил руководству отдела миграционной службы обеспечить решение вопроса очередей.

— У людей много жалоб относительно очередей, возникает ощущение, что скоро перед отделом миграционной службы вырастут палаточные городки из людей, желающих оформить документы. Очереди стали результатом непродуманных действий прежнего руководства отдела ФМС, вы в свою очередь должны найти пути решения проблемы. Деятельность миграционной службы регулируется законом, который един для всей страны, — подчеркнул Глава региона. 

Свои вопросы к выступавшим были и у представителей депутатского корпуса: Игоря Ческидова, Ольги Серовой, Александра Лободы, Джанбеча Мирзы, Адама Богуса и других. Основой для них стали обращения граждан. Шла речь о порядке оформления документов на пребывание в России, трудоустройстве и налогообложении иностранных граждан. К депутатам со своими бедами обращаются беженцы из Сирии и Украины. И вновь актуальна тема очередей: подчас гражданин России получает загранпаспорт дольше, чем иностранец оформляет документы на пребывание в нашей стране. 

Всего на заседании Государственного Совета — Хасэ РА было рассмотрено 93 вопроса. Из них 11 законопроектов, 8 большинством голосов депутатского корпуса были приняты в качестве законов РА, 3 — приняты в первом чтении.

В частности, парламентарии поддержали Закон РА «О внесении изменения в часть 1 статьи 13 Закона РА «Об отдельных вопросах обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Закон разработан в связи с необходимостью приведения законодательства республики в соответствие с Жилищным кодексом РФ в части определения объема средств, которые региональный оператор ежегодно вправе расходовать на финансирование республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Был поддержан депутатами и законопроект, касающийся поддержки такой незащищенной группы населения, как дети-сироты, — «О внесении изменений в статью 4 Закона РА «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Внесенное изменение значительно расширяет права детей-сирот на образование. В действующем законодательстве дополнительные гарантии права на образование предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в организациях, имеющих государственную аккредитацию. Соответствующим федеральным законом установлено, что дополнительные гарантии права на образование распространяются на указанную категорию лиц, обучающихся во всех образовательных организациях. 

На урегулирование некоторых вопросов, связанных с правами детей-сирот, направлен и проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отзыв на который был одобрен депутатами. Он направлен на создание альтернативной возможности для осуществления права этой категории граждан на жилище. Законом предлагается внести изменения, направленные на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания срока действия договора найма предоставленного им жилого помещения права оформить это помещение по договору социального найма или в собственность бесплатно.

Одобрен депутатами и отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности». Законопроектом предлагается установить контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, введение мониторинга воздействия на человека и окружающую среду ГМО и продукции, полученной с применением ГМО или содержащей ГМО. Проектом устанавливается запрет на выращивание и разведение ГМО на территории России, за исключением их использования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ. За нарушение требований законодательства в этой сфере предлагается установить административную ответственность.

Депутаты одобрили ряд других отзывов на проекты федеральных законов, поддержали ряд законодательных инициатив и обращений субъектов России, касающихся различных сфер социально-экономического развития страны.

Дмитрий Кизянов, Юлия Мельникова. 

Фото Алексея Гусева.

26.03.2015 в 03:00
Возрастная категория материалов: 16+