Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Заслуженную артистку РФ, народную артистку Адыгеи Галину Гафт можно смело назвать олицетворением Русского государственного драматического театра им. А.С.Пушкина. Почти полвека она украшает собой спектакли старейшего театра Адыгеи. Сколько за эти годы в театре сменилось режиссеров, актеров, руководителей, а она продолжает хранить верность своей родной сцене.

Ее путь в профессию, как и у большинства актеров, начинался в глубоком детстве, в драматическом кружке Дворца пионеров в родном Саратове. Театральное мастерство ей преподавал педагог, который в свое время открыл театру знаменитых артистов Олега Табакова и Олега Янковского. Она занималась гимнастикой, пела в хоре, танцевала, играла роль снежной бабы в третьем составе.

Однажды в те далекие советские годы юным артистам довелось побывать в Сочи. Юная Галочка стояла у здания Сочинского театра и робко мечтала вернуться на эту сцену настоящей актрисой. И мечта ее сбылась, когда после окончания Саратовского театрального училища по обязательному в те годы распределению она пришла в труппу Русского драмтеатра. Так с 1967 года ее судьба неразрывно связана с Майкопом.

Одной из первых ролей Галины Гафт была комедийная роль Химки в спектакле «За двумя зайцами». Актриса так вошла в образ, что говорила басом. Зрители думали, что роль играет мужчина, и удивлялись, узнав, что это молодая девушка. Голосом актриса действительно владеет виртуозно: может говорить и басом, и фальцетом. По сей день по телефону ее принимают то за дочку, то за внучку.

Одной из самых любимых она считает роль Людмилы Прокофьевны в постановке «Служебный роман», известной большинству по одноименному фильму. Она сумела настолько разнопланово раскрыть образ главной героини, сначала одинокой, озлобленной, а в конце нашедшей свое женское счастье, что зрители были уверены: роль исполняли две разные актрисы. Что ж тут говорить — актриса!

— Чтобы состояться в профессии артиста, мало одних способностей. Нужно каждой клеточкой своего тела жить на сцене. Причем профессиональное образование — еще не гарант успеха, точно так же как и его отсутствие не ведет к провалу. Был у нас в театре водитель Боря Лазаренко. Так ему доверяли главные роли! В «Тихом Доне» по Шолохову я играла Аксинью, а он — Григория Мелехова. И как он бесподобно играл! — вспоминает Галина Михайловна.

Актрисе везло на режиссеров. Заслуженный артист РСФСР Михаил Лотков для нее стал настоящим учителем, который видел ее достоинства и позволял раскрывать их в главных ролях. С самых первых ролей, а их за эти годы сыграно более ста, актриса создавала особые по характеру и глубине психологического переживания образы. Это Аксинья в «Тихом Доне» М.Шолохова, Катерина в «Грозе» А.Островского, Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, Настя в «Лесах» Мельникова-Печерского, Девица в «Старике» М.Горького и другие трагические, драматические, комедийные роли.

Как, наверное, и у любого актера, есть роли, которые не были сыграны и уже не будут сыграны никогда. Для Галины Гафт это роли Кручининой по пьесе Островского «Без вины виноватые» и Катерины в «Укрощении строптивой» Шекспира.

Был период, когда Галина Гафт стала у руля труппы Русского драмтеатра и проявила себя в качестве главного режиссера, поставила 16 сказок. И сама долгие годы кого только она не играла в детских спектаклях! Случалось, коллеги ей говорили: «Галя, ты заслуженная артистка, а все козочку играешь!» Но на это у нее был один ответ: не бывает ролей плохих и хороших, больших и маленьких. Она переиграла практически все главные женские роли в постановках театра. Но всегда даже к эпизодическим ролям относилась с не меньшей любовью.

— Сейчас в театре идет спектакль «В день свадьбы», где я играю в небольшом комедийном эпизоде. Казалось бы, всего лишь пою частушки. Но я это делаю с душой и на все 100 процентов! Когда любишь профессию, для тебя любой выход на сцену не работа, а удовольствие, — говорит актриса.

Театральных премий и наград за служение искусству за эти годы было столько, что Галина Михайловна даже не утруждает себя их перечислением, говорит лишь о главных в ее жизни. Свою первую премию молодежного театрального фестиваля она получила за роль Катерины в «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, когда ей было всего 23 года. Тогда она заслужила похвалу знаменитого театрального деятеля, режиссера Михаила Куликовского. Впоследствии он не раз приглашал ее уйти в Краснодарский драмтеатр, но Галина Гафт навсегда осталась верна театру в Адыгее.

— Я всем сердцем люблю Майкоп, театр, в котором я выросла как актриса, нашу природу и людей, которые окружают меня долгие годы, — повторяет Галина Михайловна.

Артист должен уметь отражать любые удары судьбы, и Галине Михайловне в этом помогал ее стойкий неунывающий характер. Вместе с театром она пережила разное — его взлеты и падения, тяжелую для искусства эпоху 90-х годов. Она не любит вспоминать тяжелые времена, ведь главное, что театр к своему 80-летию сумел сохранить высокую планку. Все плохое осталось позади, потому что коллеги всегда были готовы в трудную минуту подставить другу плечо. Самые теплые слова Галина Гафт говорит о старейшей актрисе Русского драмтеатра Нуриет Схакумидовой, которая стала для нее не просто коллегой, открыв молодой актрисе двери в свой дом. Коллектив театра всегда жил одной большой семьей, причем в прямом и переносном смысле. Большинство молодых актеров жили в общежитии, которое расположено на заднем дворе театра. Так что не только на работе, но и дома актеры не расставались, не только на гастроли вместе ездили, но и на одной кухне устраивали большие семейные праздники. По молодости даже не замечали бытовых трудностей. Старались жить одним днем и этим быть счастливы. Такой позитивный взгляд на жизнь Галина Гафт пронесла через все годы.

Актриса считает, что на мир нужно смотреть счастливыми глазами, радоваться детям, внукам, работе, и тогда жизнь будет светла!

Елена Маркова.

Фото Аллы Загуменновой.

27.03.2015 в 03:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.