Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Вопросы охраны и укрепления здоровья работающего населения — одна из важнейших проблем охраны труда и здравоохранения. Анализ состояния здоровья работающих в России свидетельствует о его ухудшении в последние годы. Причина — высокий травматизм на производстве и увеличение случаев профессиональной заболеваемости. 

По результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), проведенной на предприятиях Республики Адыгея в 2014 году, условия труда 2558 (92,3%) работающих отнесены к оптимальным или допустимым. Условия труда 269 работников отнесены к вредным условиям 1-й степени (класс 3.1.), 5 работников — ко 2-й степени (в основном по показателям тяжести трудового процесса). 

О результатах проверок работодателей, проведения профилактической работы на предприятиях по исполнению Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и других актуальных вопросах — наш разговор с главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Адыгея И.Табаковым.

— Игорь Леонидович, закон о СОУТ принят и уже действует, но все же интересно узнать, а чем же «не угодила» существовавшая ранее аттестация рабочих мест (АРМ) и почему возникла необходимость в принятии закона №426-ФЗ? 

— Данный закон разработан с целью изменения подхода к назначению гарантий и компенсаций работникам, выполняющим свои трудовые функции во вредных и (или) опасных условиях труда. Теперь при назначении гарантий и компенсаций учитывается степень вредных условий труда, установленная по результатам специальной оценки условий трудовой деятельности. Чем выше данная степень вредных условий труда, тем больше предоставляется гарантий и компенсаций работнику. До вступления в силу данного закона по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда гарантии и компенсации предоставлялись работникам, осуществляющим свою деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда, без учета их степени. То есть работнику, трудящемуся в менее вредных условиях труда, и работнику, осуществляющему свою деятельность в более вредных условиях труда, предоставлялись одинаковые гарантии и компенсации. С целью устранения такого подхода к назначению гарантий и компенсаций в Трудовой кодекс РФ с 01.01.2014 года внесены соответствующие изменения и дополнения. 

Так, ст.147 Трудового кодекса РФ устанавливает оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере — не менее 4% тарифной ставки (оклада). То есть при установлении любой степени вредных условий труда данная компенсация работникам должна предоставляться неукоснительно. При этом работодатель вправе установить и более высокий процент повышения размера оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников, установив это коллективным трудовым договором.

Статья 117 Трудового кодекса РФ предусматривает предоставление работникам, которые после специальной оценки условий труда отнесены к лицам с вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени либо опасными условиями труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней.

Статьей 92 Трудового кодекса РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

Работодатель обязан ознакомить под роспись каждого работника с картой специальной оценки условий труда его рабочего места. Если в строке 030 данной карты работник увидит итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1., то ему работодатель обязан установить повышенную оплату условий труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада). Если в карте специальной оценки указан итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2., работнику устанавливается повышенная оплата труда и предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней. Если в данной карте указан итоговый класс (подкласс) условий труда 3.3. или 4, то работнику устанавливается повышенная оплата труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

Если в карте специальной оценки условий труда указан итоговый класс (подкласс) условий труда 1 или 2, это означает, что на данном рабочем месте условия труда относятся к оптимальным или допустимым, в связи с чем предоставление работнику гарантий и компенсаций за работу в данных условиях труда законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Для того чтобы у работодателя не было соблазна нарушать закон о специальной оценке условий труда, законодателем внесены изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, где значительно увеличены размеры штрафных санкций, применяемых как к должностным лицам и индивидуальным предпринимателям, так и к юридическим лицам. Контроль и надзор за соблюдением данного закона осуществляют Государственная инспекция труда в Республике Адыгея и Прокуратура Республики Адыгея. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда рассматривается и в судебном порядке.

Исходя из вышеизложенного, для работодателя экономически выгоднее своевременно провести специальную оценку условий труда и принять надлежащие меры по приведению условий труда к оптимальным или допустимым. 

Коротко поясню — СОУТ проводится с целью установления наличия или отсутствия вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах. В случае выявления таких мест работодатель обязан разработать мероприятия по улучшению условий труда и по возможности приведению их к оптимальным или допустимым. До приведения условий труда к оптимальным или допустимым работодатель обязан работникам предоставлять гарантии и компенсации, о которых мы уже говорили. 

— В чем различие между СОУТ и АРМ?

— Конечно, аттестация рабочих мест по условиям труда для работников, работающих во вредных условиях с классами 3.1. и 3.2., была более выгодна, поскольку им предоставлялись все гарантии и компенсации. Теперь же при установлении итогового класса условий труда 3.1., 3.2. предоставление гарантий и компенсаций будет ограничено. Безусловно, работникам это не нравится, тем более что они все еще плохо информированы обо всех изменениях законодательства, затрагивающих эти вопросы, а потому идут к нам с жалобами на ущемление, как им кажется, их прав. Мы объясняем им действующее законодательство, а если выявляем нарушения, то проводим внеплановые проверки работодателей, выдаем им обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, контролируем их своевременное исполнение и привлекаем виновных лиц к административной ответственности.

— Как вы думаете, почему у нас в России нет статистики, отражающей объективные данные об инвалидизации граждан, получивших нетрудоспособность именно по причине вредных условий труда?

— Это вопрос не к нам. Функции нашей организации — в осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Нашей службой проводятся плановые и внеплановые проверки работодателей, рассматриваются жалобы, заявления и иные обращения граждан по вопросам трудового законодательства. 

При проведении проверок внимание уделяется качеству проведения СОУТ. Мы обращаем внимание на ценообразование в сфере оказания услуг по проведению специальной оценки труда. Например, настораживает дешевизна оплаты проведения СОУТ одного рабочего места. Такие «благотворители» привлекают внимание и специалистов Роструда, по сведениям которых в других субъектах РФ имелись случаи, когда аттестующие организации проводили СОУТ в один день одновременно у нескольких работодателей, причем в разных населенных пунктах, что вызывало вопросы к качеству проведения исследований. Поэтому работодателям необходимо обращать внимание не только на стоимость специальной оценки условий труда, но и на качество ее проведения. При выявлении таких фактов назначается экспертиза СОУТ, при установлении нарушений порядка проведения на виновных должностных и юридических лиц налагаются штрафы, решается вопрос об исключении их из реестра аттестующих организаций.

Наши инспекторы также принимают участие в проведении расследований несчастных случаев на производстве с причинением вреда здоровью или смертельным исходом. Материалы расследований направляются в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Пострадавшим от несчастного случая на производстве важно знать, что все затраты на лечение, включая назначенные врачами операции и лекарства, оплачиваются Фондом социального страхования РФ по РА, так как каждый работник, с которым заключен трудовой договор, застрахован работодателем в Фонде социального страхования, в том числе от несчастных случаев на производстве. Оплата больничного листка производится в размере 100% от среднего заработка, независимо от стажа работы. Пострадавшему на производстве могут быть назначены страховые выплаты, но только в том случае, если пострадавший пройдет медико-социальную экспертизу и ему будет установлен процент утраты профессиональной трудоспособности. 

— В каких сферах выше всего профессиональный риск?

— Если говорить об отраслях экономики, то наиболее травмоопасны строительство и обрабатывающее производство. Именно там наблюдается наибольшее количество производственных травм.

— Расскажите об ответственности работодателя за нарушения в проведении СОУТ.

— Эту тему мы уже частично затрагивали. Прежде всего поясню, что СОУТ проводится на всех рабочих местах без исключения, в том числе и на рабочих местах офисных работников. Проводится СОУТ один раз в пять лет, если не меняются условия труда. Результаты специальной оценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона №426-ФЗ.

Я уже говорил, что с 1 января 2015 года начали действовать новые размеры штрафов. В Кодекс РФ об административных правонарушениях включена часть 2 ст.5.27.1., которая предусматривает следующие штрафные санкции: нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000—10000 рублей, на юридических лиц — 60000—80000 рублей. Ранее в административном кодексе этой статьи не было. 

В соответствии с ч.5 ст.5.27.1. КоАП РФ при допущении повторного аналогичного нарушения размер штрафов увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30000 до 40000 руб., для юридических лиц — от 100000 до 200000 руб. Предусмотрена и дисквалификация должностного лица за повторное нарушение на срок от одного года до трех лет, а также административное приостановление деятельности ИП или юридического лица на срок до девяноста суток.

 — Игорь Леонидович, а если уже была проведена аттестация рабочих мест, которая тоже действует в течение пяти лет, но срок ее еще не истек. Вправе ли работодатель провести СОУТ до истечения этого срока? 

— Да, такое право работодателю закон предоставляет, но при этом обязательно должны быть проведены замеры вредных и (или) опасных факторов, выявленных ранее при проведении аттестации рабочих мест. Материалы аттестации рабочих мест, проведенной до 31.12.2013 года, действуют в течение пяти лет с момента их утверждения работодателем до проведения специальной оценки условий труда. При этом все гарантии и компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам, несмотря на отмену Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870, которыми устанавливались гарантии и компенсации для работников.

Александра Визняк

09.04.2015 в 21:22

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.