Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Встречаюсь в Киеве с хорошими знакомыми по Дальнему Востоку, которые давно переехали на Украину. Она русская и уже на пенсии, но продолжает работать бухгалтером в частной клинике. Он поляк с примесью украинских кровей, тоже работает — на заслуженный отдых не успел, потому как срок выхода на пенсию отодвинули. Оба весь прошлый февраль каждый вечер ходили на майдан, и вообще им нравится националист Тягнибок и его партия «Свобода». Поэтому сразу договариваемся: общаемся только на личные темы. Но не проходит и десяти минут, как меня начинают просвещать:

— А ты знаешь, что в Донбассе одни урки и быдло? Кто в советское время эти заводы строил и на шахтах работал? Ясное дело, сплошные зеки. Там и сейчас они все такие, считают, что если человек не сидел, то он никто!

— Но если они там все подряд такие, то вот вы, культурные и цивилизованные европейцы, зачем туда полезли? Ну и пусть живут так, как им нравится.

— Но это же наша земля! Почему мы должны им ее отдавать?! А они пусть уезжают в вашу Россию, если им так Россия нравится!

— То есть должны уехать все два с половиной миллиона? А вам нужна только земля? Интересно, вы, не быдло и не урки, сами будете под землю спускаться и на заводах работать?

Задумываются. Но ненадолго.

— Скажи нам, зачем Янукович на майдане безоружных студентов побил? Они же дети! Безоружные дети. У них всего лишь палки и железные щиты были…

— То есть с палками и щитами — это безоружные?

— Вы там в Москве всё придумываете. Ну вот про фашистов. Где вы видели у нас фашистов?!

— Да буквально пару часов назад толпа из пары сотен человек стояла с красно-черными флагами на углу Крещатика и майдана Незалежности, аккурат напротив консерватории, и громко скандировала про москаляк и жыдив, которых надо то ли повесить, то ли зарезать. В России бы за такие призывы спокойно впаяли уголовную статью. А у вас вокруг ходили милицейские патрули с автоматами и не вмешивались.

— Ну это же не фашисты! Какие это фашисты?! Это просто патриотически настроенные граждане…

Из каких неведомых круп варится эта каша, которая заполнила головы вроде бы еще вчера нормальных украинских граждан? Там же все смешалось: горклая сечка страха перед коварными москалями, подгнившие зерна собственной исключительности, подкисшая манка радости по поводу соседских трудностей. Впечатление, что Украина живет в своем иллюзорном мире, где комплексы дитяти, которому в детстве родители недодали сладкого, теперь выражаются в радости о сдохнувшей у соседа корове.

— Ну и как вы там, в России, живете? Еще не голодаете? — со скрытой надеждой в голосе спрашивает меня бывшая дальневосточница.

— Да нормально мы живем, хотя и рубль упал, и цены выросли, и всяких других проблем хватает. Ну вот ты, ветеран труда, всякие льготы и доплаты имеешь, точнее, имела. Совсем как моя мама. А ты знаешь, что ее пенсия в России, если пересчитать по сегодняшнему курсу, почти в два с половиной раза больше, чем твоя? И дополнительно работать, чтобы выжить, ей, как тебе, не надо.

— Такого не может быть! У вас там должно быть плохо. Очень плохо. А ты нас обманываешь!»

***

Несколько общенациональных религиозных каналов с добрыми призывами протестантских пасторов и пресвитеров: «Церковь «Благодать»: спасетесь только с нами!», «Христианская евангельская церковь «Победа» — это место для всей семьи!». Занятный рекламный ролик чудодейственных фильтров для воды от известного российского шарлатана «академика» Виктора Петрика. «Можно использовать для питья любую влагу!» — при том Петрик пьет воду прямо из Днепра. И ведь правда — живой!

А вот, казалось бы, невинная передача — «круглый стол», посвященный здоровью. Но ведь и тут Россия подгадила:

— Много лет соседняя вражеская страна осуществляла против нас коварный и ухищренный геноцид. Например, поставляла Украине такие противотуберкулезные вакцины для детей, которые вызывали многочисленные осложнения.

— Но сейчас-то поставки прекращены? Мы ведь вакцины из Европы теперь получаем?

— Прекращены. Но из Европы пока не получаем. Проблема в их стоимости…

В общем, полная здравоохранительная перемога. На радость патриотам и палочке Коха…

***

В полуторамиллионном Харькове, где мало кто розмовляет, лично убедился в том, какова созидательная сила национальной литературы и искусства.

9 марта, в день очередной годовщины Тараса свет-Григорьича, следую себе неторопливо по центральной Сумской улице и прямо у монумента кобзарю, где он в раскрашенной в цвета национального флага свитке — это патриоты постарались, — наталкиваюсь на живописную группу ценителей изящной словесности. Прямо у ног памятника собрались настоящие знатоки украинской поэзии — несколько десятков активистов «Правого сектора» (эта организация официально запрещена в России согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 г.) со своими красно-черными прапорами и бойцов батальона «Азов», опять же со своими фирменными флагами — теми, на которых руническая свастика. И примерно так 700 милиционеров. Чтобы порядок в библиотеке был. Громко читают в микрофон «Заповит». А еще клеймят кляту российскую империю, которая тако лишенько учинила вольному спиваку украинськой мовы. Ух, злочинны кацапы!

Ну просто литературный праздник какой-то!

Интересно, почему это в ежегодный Пушкинский день — 6 июня на площадях российских городов не собираются толпы в косоворотках и лаптях, а женщины — непременно в сарафанах и понёвах и не начинают дружно полоскать эту гадскую Францию — petite salope! — которая специально послала в Россию Дантеса, дабы убить солнце русской поэзии и теперь уже наше всё. Может, нам, в отличие от укропатриотов, настоящей европейской культуры не хватает?

Разговариваю с известным на Украине человеком (больше ничего о нем сказать не могу, потому что обещал никак его не светить):

— Послушай, ну о какой великой национальной культуре твердят ваши новые лидеры? Нет, песни национальные, конечно, красивы. Но Гоголя же вы не считаете украинским писателем, как и Булгакова, Олешу или Бабеля. В самом деле, нельзя же в великие писатели зачислить Лесю Украинку или Ивана Франка…

— Именно поэтому наши националисты и носятся с Шевченко как с писаной торбой. Хотя если уж совсем по правде, то Тарас Григорьевич в их представления об украинстве и русофобстве совсем не вписывается. Ведь врут же половину!

***

Сразу после майдана в почти сплошь русскоязычных Одессе и Харькове появилась такая мода — на мове общаться, но говорят-то коряво, да и многие с недоумением на них поглядывают. Так что мода очень быстро схлынула, и опять все перешли на язык заклятого врага. Теперь даже теоретическую базу подвели: мол, это наша особая исключительность — многоязычие, толерантность и ненависть к москалям, которые вовсе и не славяне!

***

 Работают у меня три девочки. Ну как девочки — им по 35. То есть когда Украина стала независимой, они еще в начальную школу ходили. Но за двадцать лет им головы-то сильно промыли. Когда это случилось в Киеве, по очереди пришли ко мне и каждая говорит: «Я украинская патриотка, поддерживаю майдан!» Ну за майдан так за майдан, работают-то вроде неплохо, с дубинами по городу не бегают и вообще ведут себя спокойно. Но тут начались задержки с деньгами, я им говорю: «Постарайтесь одну зарплату сразу не тратить. А растянуть месяца на два, а то и три». Смотрю, недовольны: «Как же так, за что же мы боролись?» У каждой семья, дети, мужья дома сидят, потому что сократили. А ведь я их предупреждала еще летом: покупайте консервы, картошку засыпайте и закрутки делайте! Они тогда хихикали, а сейчас вот вполне серьезно слушают, когда советую: «Как только потеплеет, копайте грядки на любом свободном участке». Ну одна-то документы уже в Канаду оформляет, вторая тоже, а третья записалась на ускоренные курсы английского языка. Понятно, что уедут. А кто останется? Эти хоть тихие…

А вот представим, ну чисто гипотетически, что ополченцы ДНР вошли в Харьков… И что, начнется городская партизанская война и укропатриоты начнут бросаться под танки, обвязавшись бутылками с бензином?

— Да боже ж мой! Они первыми вывесят флаги Новороссии на балконах и выйдут встречать новую власть с паляныцей на рушнике…

***

На Харьковском вокзале в первые же минуты попадаю в лапы самой справедливой и демократичнейшей правоохранительной системы. Парочка прапорщиков транспортной милиции требует документы для проверки. Мой российский загранпаспорт воодушевляет их необыкновенно. В глазах у ребят радостный огонек, и предупредительны они до невозможности:

— Ага, российский гражданин! Нет, вы, Сергей Александрович, поймите — мы ничего против вас лично не имеем. Мы все тут славяне, как и вы, у нас самих половина родни в России живет. Но вот то скотское положение, в которое поставили наши государства… А вы ведь знаете, что мужчины до 60 лет могут приезжать к нам только по нотариально заверенному приглашению. У вас оно есть?

Моя туристическая легенда горит синим пламенем. В общем, пришлось проследовать для личного досмотра, который почему-то проходит не в милицейском околотке и даже не в центре вокзального зала, а где-то на темной лестнице. Прапорщики и присоединившиеся к ним сержанты — сначала пять, а потом аж семь бойцов правоохраны — кружатся вокруг меня, как осы вокруг разбившейся бутылки с сиропом. И разговор-то идет такой приятный. Дюже сладкий:

— Вы же на нас не обижаетесь? Мы нормальные люди, живем в русскоязычном Харькове. А ведь у нас есть, например, Тернополь или Хмельницкий, а еще «Правый сектор» (кстати, запрещенный у нас в России. — Авт.). А что будет, если мы вас им отдадим?

— Да не собираюсь я ни в Тернополь, ни в Хмельницкий! Вот и билет на поезд на завтра у меня есть!

Наконец один, самый контактный, отводит меня в сторонку:

— Видим, вы человек понимающий. Не хотим мы поэтому вас депортировать. Давайте сделаем так: мы вас не видели, ничего у вас не проверяли. А вы спокойно едете себе в город, но как-то поблагодарите в разумных пределах за доброе отношение.

— Сколько?

— Нет, мы с вас ничего не требуем! Это вы сами…

Две купюры по 200 гривен (это что-то около тысячи рублей) оказываются нормальной благодарностью. Так что мой прапорщик еще и напутствует:

— Если вдруг остановят наши или оперативники уголовного розыска, скажите им, что вы уже с Максимом договорились.

***

Каждый раз, приезжая в Киев, я завидовал неторопливой, обволакивающей расслабленности его жителей, непередаваемому уюту и был уверен: вот где стоит жить и наслаждаться покоем!

И что же теперь? Выхожу из метро прямо на майдане Незалежности и вижу нечто среднее между помойкой и большим кладбищем. Нескончаемые самодельные мемориалы — «небесной сотне», героям, «згинувшим в боях с ворогами, террористами и сепарами», еще каким-то непонятным персонажам. Напряженные фигуры. Угрюмые лица. Колючие взгляды исподлобья с пассионарной безуминкой в глазах…

Когда-то чистенький и благонравный Киев стал местом сборища общественных отбросов и центром социального дна. Вместо профессиональных нищих из хитрованского племени Михаила Самуэлевича Паниковского — бомжеватые попрошайки, беженцы из Донбасса, не поймешь, реальные или липовые. На каждом углу пронырливые недоросли в камуфляже с пластиковыми или картонными коробками для пожертвований «на АТО». Точно: мелкие мошенники, АТО которых после очередного трудового дня заканчивается в ближайшей рюмочной. Отож! Наконец, все городские сумасшедшие державы, которые прямо на майдане Незалежности хватают тебя за руку и требуют поговорить, а где же живут настоящие патриоты Украины, а живут-то они все на Черниговщине! Когда же ты вырываешь руку и проходишь мимо, вслед несется: «Да ты коммуняка!»

***

Часов в 12 ночи слышу в своей съемной квартирке на Екатерининской площади сирены «Скорой помощи». Иду посмотреть. Попадаю уже к финалу апофеоза. Метрах в ста, на углу Екатерининской и Дерибасовской, стоят несколько разбитых в хлам авто — от лобовых и боковых стекол осколки, ручки вышиблены с корнем, на боках хорошие такие вмятины, а в «Швидкую допомогу» заканчивают грузить камуфлированных персонажей с разбитыми головами и окровавленными физиономиями.

— И что тут у вас происходит?

Бомбилы, что тусуются на углу, охотно вводят в курс недавних событий:

— Да вот хлопцы из «Правого сектора» (эта организация официально запрещена в России согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 г.), человек сорок, приехали закрывать подпольное казино. Нет, ну мы всё понимаем, но зачем посетителей бить и столы переворачивать? Хозяева позвали на подмогу своих. Подтянулось человек двадцать титушек и так отметелили «Правый сектор», что любо-дорого посмотреть. Да вы ж сами видите. Там братки еще дымовые гранаты бросали и из травматов стреляли.

— А милиция?

— Да шо, тут же все схвачено. Они просто стояли в стороне и наблюдали…

Раньше говорили, что на Украине все процессы идут с отставанием от России лет на 10 — 15. Оказывается, на все двадцать пять. Бандитские разборки в стилистике лихих 90-х наложились на политическую послемайданную кутерьму, где кто нахрапистей, тот и ухватил кусок. тем более в той же Одессе хватать было чего — порт,

припортовый завод, ну и по мелочи — сервис отдыха, все эти налить-закусить и танцы-шманцы. Гоп-стоп в государственном масштабе вполне логично сопровождается и кучей, так сказать, местных гоп-стопчиков. Потому что, ша, счас будет говорить новый Беня Крик, ну или Мишка-Япончик, а Котовский пока еще не красный комдив, а просто налетчик…

Ну да, это ж Одесса. Как говорил один из персонажей фильма моей юности: «Нам не нужна демонстрация на улице, тоже мне забастовщики… Клянусь здоровьем покойного дедушки, если бы не серьезные дела, я бы кинулся в революцию».

Похоже, именно эти «деловые люди» и являются настоящими хозяевами Одессы…

***

Знаете ли вы, например, что в этом году Одесса собирается отмечать свое 600-летие? Причем вполне официально: сначала Верховная рада установила эту дату как обязательную, потом тут же возникшее движение «Одессе — 600» (какие-то гайдамаки и громады, не известные никому историки-краеведы и прочая непонятная публика) прямиком подало иск в суд — исторические факты теперь на Украине доказывают не на академической кафедре, — а уж суд обязал городские власти: праздновать!

А как же история, которую учили в школе? Екатерина Великая, светлейший князь Потемкин, Новороссия? Какое 600-летие?! 220 лет от силы! Но ведь нет же: патриотический, извините за выражение, ученый Тарас Гончарук написал книгу «История Хаджибея (Одессы)», где и вывел эту цифру: мол, именно в 1415 году было впервые упомянуто какое-то поселение на пути из варяг в греки…

***

На Привозе, где обычно не протолкнуться от любопытствующих граждан и одесситов, желающих взять подешевше и посвежевше, торговок теперь больше, чем покупателей. Прицениваюсь к крупному белому луку, уже начинающему прорастать, — другого нету:

— Почем килограмм?

— А ви шо, читать не умеете? 40 гривен (в переводе на российские деньги это получается за килограмм больше 100 рублей. — С. П.).

— А чего так дорого?

— Ишь ты, дорого. А шо, за последнее время где-то подешевело?

Что-то не пойму я: овощи и зелень вполне сопоставимы по цене с Москвой. И это в солнечном и благодатном Черноморье! Рыбные ряды. Хамса — 40 гривен (та же сотня рублей), тюлька — 60 (больше 150)! Кило сушеной тараньки вообще за 200 гривен (то есть на наши деньги получается 500 рублей). Да вы шо тут, сказились? Совсем с глузду зьихали? Вот же море — под боком! Куда вы утопили свои шаланды, полные кефали?

Вокруг совсем заскучавшей без покупателей тетки собрались такие же товарки. Тетка громко рассказывает о муже, которому опять ампутировали часть ноги:

— Каждый раз отрезают по кусочку. Всё выше и выше. Это разве лечение — и пользы никакой, и нога всё короче. И ведь мы каждый раз платим этим дохторам!

Источники: http://bulochnikov.livejournal.com/1904407.html

11.04.2015 в 00:05
Возрастная категория материалов: 16+