Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Нет, пожалуй, ни одного православного праздника, который так радостно встречали бы прихожане и который оставлял бы такой глубокий след в душах верующих, как Пасха.

В храме завершается подготовка к праздничному пасхальному богослужению — всенощным бдениям. В Свято-Троицком кафедральном соборе приглушен свет, горят помигивая свечи у распятия Иисуса Христа, у икон Матери Божией Девы Марии, у ликов святых. Двери в храме распахнуты, заходят верующие, ставят свечи. В храме тихо, спокойно. До торжеств остается совсем немного времени. И вот раздается звон церковных колоколов, оповещая прихожан о сборе на всенощные бдения — главное пасхальное богослужение.

Оно начинается за полчаса до полуночи. Храм постепенно заполняется прихожанами. Среди собирающихся на главное пасхальное богослужение люди и среднего возраста, и молодежь. Много людей в казачьей форме. Это казаки Майкопского казачьего отдела возрождают традицию личного присутствия на пасхальных богослужениях. Они поддерживают порядок, помогают пожилым людям подняться на паперть.

В храме уже слышится пение. Однако плащаница Господня еще находится посреди храма. Но вот священники уносят ее в алтарь. Пасхальное богослужение в главном храме епархии совершает архиерей Майкопской и Адыгейской епархии владыка Тихон.

Появляются казаки, доставившие Благодатный огонь. Священники поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем тебя славити…» Пение из алтаря нарастает. Распахиваются царские врата, оттуда выходят с иконами, свечами, хоругвями священники, они спускаются в храм и идут к выходу. Начинается непременное действо пасхального богослужения — крестный ход вокруг храма. К священникам присоединяются миряне, и процессия, спускаясь по паперти, движется вокруг храма.

Это символическое священное действо напоминает верующим о том далеком раннем утре, когда жены-мироносицы отправились к гробу Господню — пещере, высеченной в скале и прикрытой огромным камнем, где Спаситель был погребен в самый скорбный день Страстной недели — в пятницу, и не нашли тела, потому что Господь воскрес.

Обойдя храм, процессия крестного хода возвращается. Все останавливаются на паперти у закрытой двери храма. Возглавляющий богослужение преосвященный Тихон восклицает, сообщая всему приходу: «Христос воскресе!»

Читается тропарь «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот даровав».

Дверь храма распахивается, крестный ход втягивается под своды церкви. Паства приветствует сообщение «Христос воскресе!» единодушным откликом — «Воистину воскресе!».

Ликующие прихожане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» и троекратно целуются.

В храме на полную мощность включаются светильники. Тем временем священники в алтаре за закрытыми царскими вратами переодеваются в белые одежды. Богослужение становится радостным, торжественным.

Взаимное приветствие православных вместо «здравствуйте» звучит всю Светлую седмицу так — «Христос воскрес!». Отвечают на это приветствие — «Воистину воскрес!». При этом христиане троекратно целуются и преподносят друг другу крашеные пасхальные яйца. Кстати, это очень старая традиция, существующая еще с апостольских времен, а происхождение ее таково: в проповеди Воскресения Христова одна из жен-мироносиц (первой пришла к гробу Господню) Мария Магдалина дошла до римского императора Тиверия.

По тогдашним обычаям каждый входивший во дворец к императору должен был преподнести подарок. Но у странницы Марии Магдалины в узелке ничего не оказалось, кроме обыкновенного куриного яйца. Преподнеся его Тиверию, Магдалина сообщила о том, что распятый иудеями Иисус Христос воскрес. Император сказал, что этого не может быть, как это яйцо не сможет вдруг стать красным. Но тут яйцо на глазах у Тиверия покраснело. И он уверовал в воскресение Христа.

Так появился обычай красить пасхальные яйца и обмениваться ими при встрече во всю Светлую седмицу.

…За окнами храма начинает светать. Завершается заамвонная молитва. Прихожане, которые не успели освятить пасхальную снедь для разговения, выходят во двор храма. Расставляют кругом свои корзины со снедью, на куличах горят свечи.

В чанах святая вода, прихожане набирают воду в приготовленную посуду, но каждый старается сначала пригубить из кружки святой воды. Она освежает и тело, и душу человеческую.

Прихожане расходятся по домам и по всей окрестности раздается: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!».

Придя домой, православные усаживаются за столы, начинается пасхальное разговение. У людей радость на лицах и в душах, и кажется даже, что болезни покинули тела, наполненные духовным светом радости.

Дмитрий Крылов

13.04.2015 в 23:09

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.