Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Рынок колбасной продукции переживает не лучшие времена.

О колбасе, сосисках и о том, из чего их делают, говорится постоянно. Тем не менее завтракать и перекусывать бутербродами любят многие, а колбаса стабильно занимает одно из лидирующих положений в продуктовых магазинах.

Многие считают, что производить качественные колбасные изделия можно только на крупном мясокомбинате. А как же домашняя колбаса? Малый колбасный цех вполне может вступить в конкуренцию с «гигантами», сделав ставку на качество продукции. Сегодня в связи с кризисом и запретом на ввоз продукции из Европы становится актуальным и вопрос импортозамещения. Малый бизнес мог бы играть в этом процессе не последнюю роль. Но…

— Перед кризисом мы заказали оболочку на сосиски, которую покупаем через посредников за границей за евро. Но она внезапно подорожала в 2,5 раза. Мы, конечно, ожидали, что цена на этот материал поднимется, но не настолько же! Помимо оболочки мы закупаем на европейских предприятиях специи и красители. Соответственно, и на них цены подскочили. А тут еще цена на электроэнергию с первого апреля поднялась на целый рубль. Все это сказывается на себестоимости нашей продукции,  — говорит директор ООО «Алекс» Красногвардейского района Александр Ковалев.

Хорошо, что еще сырье для производства колбас цех приобретает у местных фермеров и сельхозпредприятий, это позволяет не слишком увеличивать расходы. Гораздо меньше повезло крупным мясокомбинатам, которые закупают мясную продукцию для своих колбас за рубежом — их затраты возросли значительно. Правда, за последнее время цена на местную свинину все-таки поднялась — со 190 руб. за кг до 205 руб. Проблема в том, что она нестабильная, запросто может возрасти у производителя на пике продаж, однако по мере снижения спроса и затоваренности рынка цена, как правило, снижается.

Предприятие, которое успешно работает на рынке Адыгеи с 1998 года, в этой ситуации вынуждено было поднять цены и на свою конечную продукцию. Но из-за кризиса люди стали меньше покупать колбасных изделий, а потому объемы производства продукции в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого упали. 

Тем не менее ассортимент выпуска колбасных изделий у цеха довольно велик — он производит до 40 видов колбас. Такие колбасы, как «Докторская», «Молочная», «Любительская», «Московская», — выпускаются в соответствии с ГОСТом, остальные по ТУ. При производстве фирма использует как отечественные, так и австрийские и немецкие рецепты колбас. А вот сою не применяет, хотя руководитель малого предприятия ничего не имеет против этого продукта как ценного белка. Другое дело, сою какого качества использовать. И, как известно, негенномодифицированную, высококачественную сою с удовольствием употребляют в пищу японцы.

Всего на предприятии работают 15 человек, все они местные жители. Еще год назад здесь трудилось на 10 человек больше. Но сокращения не произошло — в основном ушли люди пенсионного возраста, и на их место никого не взяли. По словам руководителя, даже несмотря на кризис и сокращение объемов производства, людей он постарается сохранить. Потому что работают в цехе высококлассные специалисты, которых найти потом будет сложно.

В основном продукция колбасного цеха направляется на реализацию по заявкам в небольшие магазины. А вот с супермаркетами цех не работает: во-первых, все они платят налог на добавленную стоимость, а производители колбасы находятся на упрощенной системе налогообложения. Кроме того, расчет за полученную продукцию осуществляется только через три недели, что поставщику крайне невыгодно.

Оборудование, которое работает в цеху, в основном импортное — итальянское и немецкое. А потому в случае поломки, комплектующие детали на него приходится также искать за рубежом.

— Когда начался кризис, я попытался взять кредит в банках, но везде мне отказали, несмотря на хорошую кредитную историю. Сегодня мне предлагают кредит под 25—30 процентов годовых. Но этот кредит невозможно будет окупить — представляете, какую сумму я должен «накрутить» на цену своей продукции, чтобы по нему рассчитаться?! Я считаю, что кредиты должны быть долгосрочными и доступными, только тогда с их помощью я смогу развивать свое производство. Но сегодня, если я возьму в лизинг на два года новое оборудование, то уже со следующего месяца должен начать его погашать. А между тем на Западе производители имеют возможность взять долгосрочные кредиты под 3—5 процентов. Но для отечественного бизнеса это несбыточная мечта, — сетует Александр Ковалев.

 Не имея возможности получить доступный кредит в банке, руководитель цеха попробовал воспользоваться господдержкой в рамках республиканской программы. Однако согласно федеральному закону одним из критериев участия малого бизнеса в этой программе является наличие в штате предприятия не менее 30 человек.

— Я считаю данное положение довольно спорным. Сегодня малое предприятие из 20 человек вполне может выпускать больше продукции, чем аналогичное, где трудятся 40 человек. Так зачем же лишать его возможности получить господдержку? Логики в этом нет никакой, — говорит директор.

Кроме магазинов, цех поставляет свою продукцию в школы и детские сады, принимая участие в тендерах. По мнению руководителя, приоритет на участие в этом процессе должен быть у местных товаропроизводителей. Не исключены ситуации, когда тендер выигрывают те предприятия, которые даже не производят никакой продукции. 

Об успешной работе ООО «Алекс» можно судить по тем многочисленным дипломам и грамотам, которые вывешены на стене в кабинете руководителя. За вклад в развитие экономики региона предприятие неоднократно награждалось дипломами Президента и Главы Адыгеи, высокое качество продукции цеха было отмечено также на выставках в Москве. Сегодня колбасный цех в селе Красногвардейском — едва ли не единственное малое предприятие подобного профиля деятельности в Адыгее. Несмотря на кризис, оно намерено и дальше эффективно работать и развиваться. 

Владимир Киселев.

Фото Аллы Загуменновой.

29.04.2015 в 20:40
Возрастная категория материалов: 16+