Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Профессиональный хореограф Лариса Тупчая более 15 лет не просто учит детей танцам, а прививает им любовь к искусству. В 2000 году она основала детский хореографический коллектив «Сюрприз», сумев превратить кружок в профессиональную студию. Она считает, что танец и спорт  — те самые увлечения, которые делают подростка настоящим лидером, уверенной в себе личностью, которая будет успешна во взрослой жизни.

В интервью «СА» Лариса Тупчая рассказала, чему на самом деле учит хореография и что не стоит детям изображать на сцене.

— Танец — очень емкое понятие. Это слияние красоты души и красоты тела. Именно этому я учу своих учеников. Душа у любого ребенка красива, педагогу нужно только суметь «вытащить» эту красоту, дать ребенку поверить в себя, чтобы он смог зажечь своим танцем других. Режиссер Андрей Кончаловский сказал, что искусство — это то, что сложно повторить и что вызывает трепетные чувства. Настоящее искусство рождается, когда присутствуют оба этих фактора.

— Многие родители считают, что танцы  — дело легкомысленное, и поэтому не позволяют детям заниматься танцами, даже если те сильно просят……

— Очень ошибается тот, кто считает, что танец — дело легкое, что танцор работает ногами, а голова ему ни к чему. Да, в первую очередь хореография — это сложный физический труд. Здесь, как и в спорте, не достигнешь результата, если каждый день не заниматься. Основа любого танца — это физическая подготовка. Но в первую очередь работает голова и душа! Хореография развивает широкий кругозор, дает импульс для интеллектуального развития. Своим ученикам я рассказываю об истории танцев, биографии знаменитых балетмейстеров и артистов, мы ищем связь танца с другими видами искусства.

Я сама окончила школу с медалью и уверена, что именно занятия танцами помогли мне в этом. И мои ученики в школе тоже хорошо учатся!

— Сегодня чиновники всерьез обсуждают вопрос о том, что дети, обучающиеся в государственных школах и студиях, чуть ли не в обязательном порядке обязаны учиться в творческих вузах, чтобы потом работать в местных коллективах. Будучи педагогом с 15-летним стажем, как вы относитесь к такому подходу?

— Все поголовно не должны идти в творческую профессию. Зачем привлекать в коллективы незаинтересованных людей? Предварительный отбор и последующий отсев необходимы. Пусть придут лучшие! Те, кто целенаправленно шел к этому и осознал, что творчество — это дело всей его жизни. Именно такие люди будут двигать искусство вперед. Я никогда не задаюсь целью, чтобы мои ученики все шли в хореографию. За 15 лет, что я руковожу ансамблем, буквально десяток детей закончили вузы по этому направлению. Я, как никто другой, знаю, что хореография — тяжелый труд. Напротив, говорю всегда: девочки, хорошо подумайте!

— Что еще, кроме эстетического воспитания, дают детям танцы?

— В любом случае полученное в школах искусств и танцевальных студиях образование пригодится любому специалисту в любой сфере. Такие люди по-другому себя преподнесут, когда придут устраиваться на работу. Они уверены в себе, дисциплинированы, могут публично выступать без дрожи в коленях, легко адаптируются к новым условиям. В коллективе дети учатся ответственности, взаимовыручке и поддержке. Старшие дети помогают младшим. Выступающие в одном коллективе дети умеют взаимодействовать и в то же время не сливаются с толпой, проявляют свою индивидуальность.

Творчество, как и спорт, учит работать на результат. После изнуряющих репетиций ребенок выходит на сцену и демонстрирует то, что удалось достичь. Получает награды и призы и, главное, признание. У детей на репетициях глаза горят, когда они видят, ради чего они до седьмого пота мокли у станка. Они понимают взаимосвязь труда и результата.

При этом я учу детей тому, что они не имеют права показывать на сцене то, как тяжело им дается выступление, каким бы сложным в действительности оно ни было. Говорю всегда: если зритель видит ваши страдания, вы не достигли успеха. Тяжело должно быть в классе. На сцене про «тяжело» нельзя думать, нужно наслаждаться самим танцем, и тогда им будет наслаждаться и зритель.

— Как вы относитесь к коммерческим студиям и школам танца, которые сейчас открываются на каждом углу?

— Я и противник, и сторонник одновременно. Плюсы студий в том, что любой, вне зависимости от возраста и подготовки, может прийти и учиться танцевать. Это хорошо, что можно попробовать себя хоть в 6 лет, хоть в 16. Но это хобби, времяпровождение, а никак не хореография. В классическом и народном танцах, которые преподают в школах искусств и центрах детского творчества, подход серьезный. У детей, занимающихся в коммерческих студиях, отношение к танцу более легкомысленное. Захотел — пришел, захотел — бросил. Не формируется ответственность за коллектив, нет чувства долга перед преподавателями. Туда берут всех: и способных, и бездарных. Главное — оплачивать обучение. Все-таки студии заинтересованы в прибыли, бесплатно с ребенком, даже талантливым, никто носиться не будет.

— Недавно всю страну потряс скандал, когда в Оренбурге на отчетном концерте для родителей девочки станцевали «Танец пчелок» в направлении «тверк». Танец, мягко говоря, не детский. Так что, по-вашему, допустимо, а что ни в коем случае не стоит выносить на публику?

— Я очень серьезно отношусь к выбору репертуара. Изображать на сцене темные силы, выносить зло и негатив я считаю неприемлемым. Например, ставить танец «зомбиков», в котором дети загримированы в живых мертвецов, — верх безответственности педагога! Ведь не каждый родитель понимает, что такие танцы ничего положительного не дают. В репертуаре «Сюрприза» есть танец «Черное и белое», в котором главные герои — шахматные королевы. Но их цвет не обозначает добро или зло, он показывает борьбу противоположностей. Что же касается скандального «тверка», то, по-моему, несовершеннолетним детям не стоит заниматься стриппластикой, «тверком», танцами на шесте, цель которых явно не соответствует их возрасту. По отношению к несформированной психике давать такую недетскую хореографию — преступление. Девочки, танцуя «модные» танцы, не понимают, что это плохо, но педагог, взрослый человек, должен думать головой! До 18 лет ответственность лежит еще и на родителях, которые зачастую не то что не запрещают, а поощряют такие занятия дочерей.

В каждом человеке с рождения есть светлая и темная стороны. Наша задача — развивать светлое в себе и, если ты педагог, в окружающих тебя детях. Понятно, мы все не без греха. Но если мы сможем душу наполнить светом, в мире станет меньше зла.

Елена Маркова.

Фото Аллы Загуменновой.

29.04.2015 в 20:16
Возрастная категория материалов: 16+