Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В нашем роду — так уж повелось — в каждом поколении, начиная от прадедов, мужчины в лихую годину вставали на защиту Отечества.

Мой дед Павел Яковлевич воевал в Первую мировую, отец Иван Павлович сражался под Сталинградом в Великую Отечественную.

— От отца мы получили две почтовые открытки: в первой он сообщал, что их воинское соединение прибыло на место (под Сталинград), во второй он, как будто чувствовал, прощался с семьей: «Прощайте! Иду в бой, могу не вернуться. Вас любящий всех (подпись) 26.09.42 г.», — еле сдерживая слезы, говорит Геннадий Иванович. — Мы свято храним эти весточки от отца. Их мне передала моя мама Анастасия Павловна. Она же сохранила несколько рисунков отца, карандашных набросков. Он мечтал стать художником, даже подал заявление в училище искусств перед самой войной.

Они ждали писем несколько месяцев, надеялись, верили, что отец жив. А весной в военкомате им сообщили: «Смирнов Иван Павлович, боец Красной армии, пропал без вести под Сталинградом».

Геннадий весть о гибели отца встретил с гневом. Он тут же отправился в военкомат: «Возьмите меня на фронт, буду мстить фашистам за отца».

В январе 1944 года он получил повестку из военкомата. На фронт его провожали всей семьей. Дед, обняв внука, сказал: «Возвращайся с победой!»

— Меня направили в учебный полк, в апреле мы уже готовились к марш-броску на фронт, — вспоминает ветеран. — И шагать бы мне в пехоте, если бы не случай — шел набор в танковые войска, куда меня и зачислили. С мая по сентябрь 1944-го шла учеба, и в октябре я, наводчик самоходной артустановки САУ-76, отправился в город Горький, где шло формирование 1498-го полка 4-го Украинского фронта.

Помнит Геннадий и свой первый бой. Это было во Львовской области. Своим ходом через Карпаты добрались до линии фронта. Приказ о наступлении получили под небольшим городком Мукачево. Их экипаж самоходной установки первым рванулся с места. Проскочили на полном ходу поле, впереди — река. На противоположном берегу — немцы.

— Видим их, а что толку! У нас только орудие и пистолеты, был бы автомат, мы бы задали гитлеровцам жару. Через реку — небольшой мостик, ну, мы его на полном ходу и перескочили. У каждого из нас были свои счеты с фашистами, поэтому кровь в жилах — от ярости за наших погибших отцов и братьев — просто закипала, — вспоминает фронтовик.

Лихо влетели на самоходке в небольшую деревню. На окраине заметили сарай — там, по всей видимости, и спрятались немцы. Геннадий Иванович дал залп из орудия по крыше сарая. Крыша загорелась, упала, и из сарая стали выскакивать фашисты — человек 30. Их тут же разоружили, особенно «активных», тех, кто пытался сопротивляться, «угостили» прикладом. А куда их девать? Наши войска еще далеко, за рекой. Пришлось Геннадию Ивановичу (а ему в ту пору было 18 лет) самому конвоировать 30 взрослых немецких солдат аж до моста через реку и дальше — в штаб. За это он был награжден орденом Красной Звезды.

В одну из следующих военных операций Смирнов, слывший одним из лучших наводчиков, из орудия сбил вражеский самолет.

День Победы, 9 Мая 1945 года, Г.И.Смирнов встретил под Прагой. А спустя несколько дней получил распоряжение — прибыть в Москву для подготовки к участию в Параде Победы.

Геннадий Иванович помнит и ту праздничную атмосферу, что царила в день проведения Парада Победы. Он шел по Красной площади в составе 4-го Украинского фронта (командующий — А.И.Еременко, замполит — Л.И.Брежнев).

После окончания войны он решил стать кадровым офицером. Окончил в Ленинграде курсы подготовки политсостава. Затем была служба в Германии, учеба. Опять служба, высшее военное училище им.Щорса.

В 1959 году его с семьей (Геннадий Иванович и Клавдия Ивановна вместе уже 60 лет) направили для дальнейшего прохождения службы в Майкоп. Здесь выросли их дети — дочь Наталья и сын Владимир.

Владимир пошел по стопам отца, окончил Киевское высшее военное инженерное училище связи, служил в «горячих точках», имеет правительственные награды. Продолжил династию Смирновых и внук Геннадия Ивановича Денис Чесноков, он несет службу в МЧС.

Найдя в Интернете рассылку с просьбой сообщить имена участников Парада Победы 1945 года, мы передали координаты Геннадия Ивановича Смирнова в Москву. Вот как прокомментировал эту просьбу писатель Николай Добрюха:

— У меня возникла идея — собрать в Москве всех оставшихся в живых участников легендарного Парада Победы, напомнить им те минуты триумфального шествия и тем самым отблагодарить ветеранов. Но сделать это, оказывается, нелегко. Нет официального перечня всех участников Парада 1945 года. Как оказалось, нет никакого общего списка 40 тысяч человек, а это 16 тысяч непосредственных участников парада и 24 тысячи представителей войск НКВД, Московского гарнизона, военных и суворовских училищ — так называемый «фон» парада. Каждый фронт, отправивший на парад свой сводный полк, список хранил у себя. Мы по крупицам, по отчетам финансистов, хозяйственников составили примерный список, потому что человека нужно было откомандировать в Москву, определить, где он будет жить, питаться и т.д. Поэтому мы и обратились с просьбой сообщить имена фронтовиков — участников Парада Победы 1945 года. В этом нам помогли Первый канал российского телевидения, ряд сайтов. Рады любой весточке из регионов об участниках Парада Победы!

К Геннадию Ивановичу Смирнову уже наведались тележурналисты для записи ролика и дальнейшей отправки видеоматериала в Москву.

— К сожалению, здоровье делает меня «невыездным», — говорит Геннадий Иванович. — А так бы сразу и отправился в Москву. Кстати, я в 2005 году участвовал в двух парадах Победы в Москве. Один состоялся 9 мая, другой — по распоряжению правительства Москвы — 24 июня. Нынешний, приуроченный к 70-летию Великой Победы, буду смотреть по телевизору.

06.05.2015 в 23:26
Возрастная категория материалов: 16+