Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей для Адыгеи и в целом России  — достаточно новое явление, существующее всего порядка двух лет. Тем не менее сегодня, в условиях необходимости поддержки частного сектора и предпринимательской инициативы, без этого нынешние неурядицы в российской экономике будет пережить достаточно сложно, власть уделяет работе бизнес-омбудсменов особое внимание. А на основе анализа проблем, с которыми они сталкиваются в регионах, строится работа по совершенствованию законодательства. Об этой работе, ее значении, а также о том, каково состояние бизнес-климата в нашей республике рассказывает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Адыгее Владислав Зафесов.

— В прошлом году Адыгея заняла второе место в рейтинге российских регионов по предпринимательской активности. Это неудивительно. В нашей республике большое внимание уделяется вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, несмотря на все осуществляемые меры, направленные на развитие предпринимательства, оптимизацию административных процедур, введение региональных налоговых льгот, значительное количество реализуемых программ, говорить о высокой степени удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности действиями государственной и муниципальной власти пока преждевременно.

Начнем с того, что у нас пока нет даже достоверных статистических данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные комитетов государственной статистики, налоговой инспекции и справочных служб расходятся. О реальном вкладе малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней также судить трудно, так как нет четко выраженной системы подсчета финансовых результатов.

Анализируя обращения предпринимателей, можно говорить о том, что монополисты на рынке энергоресурсов злоупотребляют своим положением. Это усугубляется несовершенством технических регламентов, запутанными тарифами на предоставление услуг по обеспечению электричеством, газом, водой, теплом.

Существует нехватка приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений.

Есть проблемы с доступом к выполнению государственных и муниципальных заказов и участию в торгах. Формально среди субъектов малого бизнеса должны распределяться минимум 15% от всех таких закупок. Однако при заключении контракта по итогам проведения торгов победитель должен представить обеспечение его исполнения. Размер обеспечения контракта составляет до 30 процентов от его цены. Это должны быть либо денежное обеспечение, либо банковская гарантия. Оба вида обеспечения являются труднодоступными для малого бизнеса.

В развитие темы: рост процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками, зачастую не дает возможности малому и среднему бизнесу привлекать заемные средства. Поэтому спросом пользуются программы микрокредитования, которые созданы специально для поддержки этого сектора экономики. Законом РФ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» установлен максимальный размер микрозайма — 1 млн. рублей. В Докладе за 2014 год мы предложили принять меры для увеличения максимальной суммы микрозайма до трех миллионов рублей. В нынешних непростых условиях, полагаю, это может стать хорошим подспорьем для предпринимателей.

Вопросы вызывают очень высокие штрафы — подчас предусмотренные законом санкции явно не соразмерны общественной опасности совершенного предпринимателем административного правонарушения. В одном из обращений предприниматель сообщил о том, что за выявленное на посту весового контроля нарушение ему был назначен штраф в 400 тыс. рублей, причем, помимо этого, были оштрафованы механик, выпустивший машину на маршрут, и водитель. Да, неотвратимость наказания необходима, однако надо понимать и то, что подобные серьезные санкции грозят тем, что предприниматель прекратит заниматься своей деятельностью. А ведь небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели тоже создают рабочие места, платят налоги…

Еще один актуальный вопрос — акцизы на розничную продажу алкогольной продукции. Стоимость лицензии на производство и оборот алкоголя с 1 января 2015 года повышена до 65 тысяч рублей. Для некоторых предприятий торговли это значительная сумма. Причем все платят одинаково — и крупная торговая сеть, и небольшие магазины. Считаем, что при установлении размеров акцизов необходимо учитывать оборот торговых предприятий. По указанным выше темам мы подготовили свои предложения, которые изложены в Докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея за 2014 год. В соответствии с законом данный Доклад направлен Главе республики и в Государственный Совет — Хасэ Адыгеи.

— Владислав Гучевич, в свое время власть поставила вопрос о том, что контролирующие и надзорные органы должны «перестать кошмарить бизнес». Перестали?

— Проблемы сохраняются, причем бывает и так, что предприниматели, сталкиваясь с необоснованным давлением со стороны должностных лиц, готовы рассказать о ситуации в личной беседе, однако отказываются писать жалобу, опасаясь негативных последствий. У нас есть примеры, когда, не выдержав постоянных внеплановых проверок, в результате которых выявляются незначительные нарушения, люди предпочитали закрывать бизнес. Есть сигналы, что проверяющие заранее присматривают нарушения для того, чтобы официально их «выявить» во время следующего визита, вместо того чтобы сразу указать на их наличие, содействовать их устранению. Хотя сложности обусловлены не только возможным недобросовестным отношением должностных лиц к своим обязанностям, но и запутанными техническими регламентами, избыточным регулированием в тех вопросах, которые бизнес мог бы решать самостоятельно.

Сейчас план проверок бизнеса предварительно согласовывается с прокуратурой и находится в открытом доступе. Но есть возможность проводить проверки внеплановые, если поступает фиктивная или анонимная жалоба. Есть примеры, когда в контролирующие или надзорные органы поступают анонимки, уровень реакции на которые не всегда представляется нам соизмеримым вменяемому предпринимателю нарушению. Возможно, подобные анонимные жалобы также служат инструментом в нечестной конкурентной борьбе.

Приходится констатировать, что в полной мере реализовать право на участие в проверках бизнеса мы не можем. Такое право предоставлено законом, но для этого у нас не хватает специалистов. На данный момент штатная численность аппарата Уполномоченного определена в две единицы, включая меня самого. Для повышения эффективности работы я обратился к Главе Адыгеи Аслану Тхакушинову с просьбой ввести в штат аппарата Уполномоченного четыре дополнительных единицы.

К слову, всего за прошлый год к нам поступило 32 жалобы от предпринимателей. Всем заявителям были даны подробные и взвешенные ответы. В тех случаях, когда требовалось вмешательство контрольных и надзорных органов, мы готовили обращения в соответствующие структуры. Число обращений кажется не столь большим, но 2014-й был первым календарным годом после того, как в Адыгее появилась должность бизнес-омбудсмена. Число обращений увеличивается. Также значительное число предпринимателей получают устные консультации в ходе личных приемов.

— Уголовное преследование может являться одной из форм давления на бизнес с целью передела собственности, устранения конкурентов и партнеров. Об этом открыто говорит руководство страны…

— Проблемы есть, и они признаются на высшем уровне. На основе докладов региональных уполномоченных по правам предпринимателей федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов готовит предложения, в том числе по совершенствованию законодательства. Недавно подготовленный шестой пакет предложений касается вопросов совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Общий смысл — замена санкций в виде лишения свободы на штрафы, а также перевод некоторых составов преступлений в разряд административных правонарушений. Логика проста: предприниматели — это наиболее социально активный слой нашего общества, поэтому лучше дать им возможность возместить причиненный ущерб, понести материальную ответственность и вести бизнес дальше, чем отправлять за решетку. Наказание в колонии должны отбывать лица, представляющие реальную опасность для общества.

Теперь что касается иных острых вопросов в уголовно-правовой сфере. Неоднократно говорилось о том, что возможны случаи необоснованного возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей, необоснованного перевода дела в уголовно-правовую плоскость в случае, когда спор хозяйствующих субъектов носит сугубо гражданско-правовой характер. При этом грань между ненадлежащим осуществлением субъектом гражданско-правовых или корпоративных отношений своих прав и обязанностей и совершением уголовно наказуемого деяния очень тонкая. Часто такие случаи относятся к категории сложных, требующих привлечения экспертов и специалистов в разных областях знаний.

Есть проблема волокиты по уголовным делам. В условиях осуществления предпринимательской деятельности это может привести к самым печальным последствиям. Бедой для бизнеса может стать изъятие предметов, используемых в предпринимательской деятельности: документов, компьютерного оборудования, аресты счетов и недвижимого имущества. Это также может парализовать работу предприятия, от чего пострадает не только его руководство, но и работники. У нас, к слову, было подобное обращение, которое благополучно разрешилось благодаря конструктивному взаимодействию с руководителем одной из правоохранительных структур региона.

Еще один потенциально проблемный вопрос. Закон устанавливает запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении ряда экономических преступлений. Однако отсутствие четкого закрепления в законе понятия «преступление, совершенное в сфере предпринимательской деятельности», а также проблемы квалификации подобных преступлений приводят к избранию исключительной меры пресечения в отношении бизнесменов, привлекаемых к уголовной ответственности. Данный пробел в законе предстоит восполнить. Более того, озвучена идея прекращения практики, когда уголовное дело рассматривает по существу судья, который ранее был вовлечен в процесс рассматривания жалобы на законность действий органов следствия, решал вопросы относительно меры пресечения. Весьма положительно отношусь к предложению о передаче ряда составов экономических преступлений в подсудность присяжных.

Также поднимается вопрос об отмене квалифицирующих признаков в отношении преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, — «группа лиц по предварительному сговору», «совершенные организованной группой». Предпринимательская деятельность предполагает наличие как минимум двух человек — например, руководителя фирмы и главного бухгалтера. А значит, без наличия на то достаточных оснований преступление может попасть под эту квалификацию, что означает назначение гораздо более суровой санкции.

— Позиция Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе может быть весьма критичной по отношению к местным властям и правоохранительным органам. Не сложно ли вам работать?

— В ряде регионов, к сожалению, ситуация действительно бывает не из простых. В Адыгее в этом смысле все благополучно. Необходимо выразить слова признательности Главе республики Аслану Тхакушинову за оказанную помощь в ходе формирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе, а также за текущую поддержку. Хороший уровень взаимодействия — с депутатами Государственного Совета — Хасэ Адыгеи. Оперативное и качественное разрешение обращений предпринимателей было бы невозможно без тесного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, бизнес-сообществом и другими заинтересованными структурами.

Мы тесно сотрудничаем с прокуратурой, следственным комитетом, правоохранительными органами, о чем говорилось выше. Важную роль играет Общественный экспертный Совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея, который включает два десятка человек — представителей бизнес-сообщества, практикующих юристов, экономистов, ученых, представителей вузов. Осуществляется привлечение на общественных началах юристов в целях оказания безвозмездной экспертной правовой помощи (pro bono). Для этого у нас заключено соглашение о взаимодействии с Адвокатской палатой Республики Адыгея. В этом году одно из приоритетных направлений нашей деятельности для нас — организация работы Общественных приемных федерального и республиканского бизнес-омбудсмена в муниципальных образованиях. В этом мы очень надеемся на поддержку республиканских властей.

В планах — разработка рейтинга эффективности взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований и предпринимателей. К такому решению мы пришли после встреч с предпринимателями ряда районов, где столкнулись с проблемой недостаточного уровня взаимоотношения бизнеса и власти. А между тем от действий руководства муниципалитетов напрямую зависит состояние бизнес-климата на конкретной территории и, как следствие, ее инвестиционная привлекательность. Примером позитивного отношения к развитию бизнеса в отдельно взятом районе может служить Тахтамукайский район.

2015 год будет далеко не легким для бизнеса. Кризис затронул все сферы экономики. Предпринимателям как никогда нужна помощь и поддержка со стороны государства. Полагаю, только совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти, правоохранительных структур, общественных организаций и бизнес-сообщества можно решить сложную, но выполнимую задачу, поставленную Президентом России по развитию предпринимательства в России и импортозамещению продукции сельского хозяйства и промышленности в целом.

Дмитрий Кизянов

26.05.2015 в 23:17
Возрастная категория материалов: 16+